Каковы цели деятельности педагога.
В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям.
Как автор понимает сущность детской природы.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Ребенок, считал Сухомлинский, не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться.
Сухомлинский доказывал: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя дать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед как результат соединения знания со старательностью. «Учение — труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат — все это надежные источники человеческой радости», — писал Сухомлинский.
«Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений».
"Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство".
Каковы цели деятельности педагога.
Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки очевиден — она вольно или невольно упраздняет основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что — понять и усвоить без зубрежки, выполняя упражнения.
Сухомлинский настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен стать прежде всего преподавателем словесности.
Слово — первый шаг к мысли ученика. «Большая беда, — говорил педагог, — если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника».
На педагогах и родителях лежит высокая миссия – воспитание детей. Учитель не просто «носитель компетенций», узкий профессионал-предметник. Своё призвание (воспитывать) учитель реализует только при условии, что ему удастся наладить, поддерживать «постоянное духовное общение» с учеником.
Некоторые современные педагоги, утверждая, что «учение прежде всего», что в первую очередь педагогу следует оснастить ребёнка «умением учиться», сводят это пресловутое умение к бесхитростному набору действий и операций, выхолащивая суть, забывая, что учиться по-настоящему может лишь человек культурный, человек трудолюбивый, человек волевой.
«Позиция школьника», «позиция ученика» – производная от позиции личности, гражданина, человека, а не наоборот. Так было, есть и будет в нашей отечественной культуре. Развивать личность, формировать высокие мотивы, духовные запросы ребятишек, и как следствие (следствие!) «умение и желание» учиться – вот истинный, а не извращённый, поставленный с ног на голову алгоритм педагогических воздействий, завещанный нам Сухомлинским.
Воспитывать следует, поднимая планку на самую предельную высоту, создавая самое интенсивное идейное поле, закладывая в душе дитяти измерение должного, идеального, которое в прежние времена назвали бы «святостью».
Воспитатель обязан знать особенности мировоззрения детей, быть в курсе конкретного содержания тех или иных нравственных, моральных, эстетических, этических и иных представлений детей. В противном случае, исчезающей ничтожной становится сама вероятность подлинной духовной коммуникации между учителем и учеником.
Самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят. Сухомлинский был с детьми, переживал их радости и горести. Для воспитателя чувство близости ребёнка является одним из высших наслаждений творческого труда. Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом ребёнка.
Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива. Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем. Выдающийся педагог Януш Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Этот призыв надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем.
Сухомлинский твёрдо убеждён, что без умения проникнуть в духовный мир ребёнка человек не станет воспитателем. Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребёнком. Жизнь Я. Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для педагога вдохновением. Он понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце.
С каждым годом у Сухомлинского крепло убеждение, что одна из определяющих черт педагогической культуры – это чувство привязанности к детям. Без постоянного духовного общения учителя и ребёнка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. Сухомлинский говорит, что учитель начальных классов должен быть для ребёнка таким же дорогим и родным человеком, как мать. Одно из самых ценных качеств воспитания человечности – глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца и матери.