Средства и формы организации обучения: исторический взгляд и современность

n 1. Определение, сущность формы обучения

n 2. Урок, структура, типы и виды уроков

n 3. Инновационный урок, основные направления модернизации классно-урочной системы

n 4. Основные виды учебных занятий в вузе и требования к ним

n 5. Средства обучения (самостоятельно)

Форма – «… внутренняя организация содержания…» (Философ.энциклопедия)

n Форма – это наружный вид, внешнее, очертание, определенный установленный порядок; форма обусловлена содержанием и , в свою очередь, оказывает на него обратное влияние

n Форма – это специальная конструкция процесса обучения;

n Форма – это внутренняя организация содержания обучения, которая в педагогической действительности выступает как процесс взаимодействия преподавателя с учащимися при работе над определенным учебным материалом

Сущность формы обучения:

- Отражает систему устойчивых связей циклов обучения и связей компонентов внутри каждого цикла;

Означает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

Форма обучения и форма организации обучения (по Махмутову М.И.)

n Форма обучения:

1. Коллективная,

2. Индивидуальная,

3. Индивидуально-групповая,

n Форма организации обучения (вид занятия):

1. Урок,

2. Семинар,

3. Лекция,

4. Кружок,

5. Экскурсия, т.д.

Индивидуальная форма обучения

n Достоинство:

1. Индивидуализация содержания, методов, темпов учебной деятельности

n Недостатки:

1. Ограниченность сотрудничества с др.учениками,

2. Неэкономичность,

3. Ограниченность влияния учителя

n Достоинство:

1. Индивидуализация содержания, методов, темпов учебной деятельности

n Недостатки:

1. Ограниченность сотрудничества с др.учениками,

2. Неэкономичность,

3. Ограниченность влияния учителя

n Достоинство:

1. Индивидуализация содержания, методов, темпов учебной деятельности

n Недостатки:

1. Ограниченность сотрудничества с др.учениками,

2. Неэкономичность,

3. Ограниченность влияния учителя

Индивидуально-групповая форма обучения

n Достоинства:

1. Взаимодействие учащихся при решении учебных заданий,

n Недостатки:

1. Разновозрастные ученики с различным уровнем подготовки,

2. Неэкономичность

Коллективная форма обучения (Я.А.Коменский, классно-урочная форма организации обучения)

n Достоинства:

1. Систематичность, последовательность,

2. Простота управления,

3. Коллективное обсуждение, соревновательный дух,

4. Экономичность,

n Недостатки:

1. Ориентация на среднего ученика,

2. Слабый учет индивидуальный особенностей,

3. Навязывание одинакового темпа работы.

Урок, его сущность

1. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, по твердому расписанию, с единой программой обучения. Сущность и назначение урока состоит в коллективно-индивидуальном взаимодействии учителя и учащихся, направленном на решение целей и задач обучения,

2. Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития, воспитания в процессе обучения

Структура урока (сравнение традиционного и современного уроков)

n Опрос

n Изложение нового материала, формирование новых знаний, понятий (учитель)

n Повторение, закрепление знаний в форме умений, навыков

n Актуализация знаний, необходимых для решения проблемы

n Формирование новых понятий и способов деятельности (учитель, учитель+ученики, только ученики),

n Применение усвоенного (умений, навыков) с целью формирования нового опыта познавательной деятельности

Типы уроков (Махмутов М.И.) (по дидактической цели)

n Урок изучения нового материала,

n Урок совершенствования знаний, формирования умений, навыков,

n Урок обобщения и систематизации,

n Комбинированный,

n Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Классификация уроков по форме организации учебной работы (Казанцев И.Н)

n Уроки-лекции,

n уроки-беседы,

n уроки-экскурсии,

n Киноуроки,

n Уроки самост.работы,

n Урок-дискуссия,

n Урок-конференция,

n Лабор. И практ. Занятия, др.

Инновационный урок и требования к нему

n Инновационный урок – урок, который содержит что-то новое, оригинальное, творчески привнесенное преподавателем в изменение цели, содержания, методов, средств или самой формы организации обучения.

1. Осознание целей педаг.инновации,

2. Отбор содержания, методов, средств, … в соответствии с этой целью,

3. Отбор методов пед.диагностики для определения эффективности пед.инновации,

4. Возможность воспроизведения пед.инновации.

Попытки модернизации классно-урочной формы организации обучения (XVIII-XX вв.)

n Белл-ланкастерская система взаимного обучения (конец XVIII- начало XIXвв.), англ.священник А.Белл, учитель Дж.Ланкастер применили в Индии,

n Батовская система (конец XIX-начало ХХ вв.) в США,

n Маннгеймская система (конецXIX в.) (Й.Зиккенгер, Германия),

n Дальтон-план (нач.ХХв.)(г.Дальтон, США, Е.Паркхерст),

n План Трампа (середина ХХв.) (США, профессор Л.Трамп)

Основные направления модернизации классно-урочной системы обучения

n Индивидуальный режим (повышение индивидуализации),

n Представление и учет минимума и максимума усвоения,

n Выбор способов обучения,

n Использование подвижных учебных групп (малые группы),

n Сотрудничество с преподавателем (организаторская и консультативная помощь)

Основные виды занятий в вузе и требования к ним

n Лекции (вводные, обзорные, проблемные, классические, демонстрационные, лекции-дискуссии, др.),

n Практические занятия (семинар, коллоквиум, практикум)

n Цель практических занятий – не только приобретение знаний, но и привитие умений и навыков

n Задачи:

1. Расширение и углубление знаний, полученных на лекции,

2. Привитие умений, навыков,

3. Проверка знаний,

4. Развитие научного мышления, речи,

5. Повышение познавательной активности, развитие общей культуры,

6. Развитие способности вести дискуссию, навыков самост.работы.

Требования к подготовке и участию студентов в практических занятиях

1. Необходимость профессионализации учебного материала,

2. Нарастание сложности выполняемых заданий,

3. Реализация принципов обучения в соответствии с современ.дидакт.системой,

4. Овладение методикой проведения занятий

Виды семинаров

n Просеминар – изложение без комментариев и критики, написание реферата,

n Собственно семинар – с элементами самост.анализа (в полемической форме, эврист.беседа) Акцент на оценке и суждении,

n Спецсеминар – на старших курсах выявляет связь между теоретическими знаниями по предмету и научно-исследовательской работой (составление докладов, сообщений на конференциях, др.)

Типы интерпретации студентами авторских концепций

n Репродуктивный (пересказ или формулировка имеющейся гипотезы, теории, концепции)

n Творческий (включение «старого» контекста в новые системы связей, т.е. дискуссия с автором концепции, но , возможно, без обобщения),

n Оценочный (раскрытие смысла с обобщением),

n Критический ( направленность на выяснение «+» «и» для принятия или отторжения концепции.

Данные:

До 75% студентов предпочитают репродуктивный метод работы,

45% студентов 1 курса работают по образцу, 27% - на преобразование, 11% - ориентированы на исследовательский тип задач

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности

n По субъекту (средства преподавания и средства учения),

n По составу объектов (материальные: учебники, пособия, таблицы, модели, лабор.оборудование, др. и идеальные – это усвоенные ранее знания и умения, которые используют преподаватели и учащиеся для усвоения новых знаний),

n Материальные – связаны в основном с привлечением внимания, повышением интереса, осуществлением практ.действий,

n Идеальные – с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.

Наши рекомендации