Обработка и, интерпретация результатов
Сумма баллов по пунктам с прямой шкалой: 1, 3, 4, 5, 7,
8, 9,10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 32,
33, 35, 36, 37, 38, 39.
Сумма баллов по пунктам с обратной шкалой (1 — 5 бал
лов, 2 — 4 балла, 3 — 3 балла, 4 — 2 балла, 5 — 1 балл): 2, 6,
11,17,19,22,24,27,30,34.
Затем обе суммы надо сложить, чтобы получить общий
балл.
ШКАЛА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ
ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ
Инструкция
Ниже приведены описания переживаний людей, которые
перенесли тяжелые стрессовые ситуации.
Оцените, в какой степени вы испытывали такие чувства
по поводу подобной ситуации, когда-то пережитой вами.
Для этого выберите кружком цифру, соответствующую
тому, как часто вы испытывали подобное переживание в те
чение последних 7 дней, включая сегодняшний:
Никогда — 0;
редко — 1;
иногда — 3;
часто — 5.
Текст
1. Любое напоминание об этом событии (ситуации) за
ставляло меня заново переживать все случившееся.
2. Я не мог спокойно спать по ночам.
3. Некоторые вещи заставляли меня все время думать о
том, что со мной случилось.
4. Я чувствовал постоянное раздражение и гнев.
5. Я не позволял себе расстраиваться, когда я думал об
этом событии или что-то напоминало мне о нем.
6. Я думал о случившемся против своей воли.
7. Мне казалось, что всего случившегося со мной как
будто не было на самом деле или все, что тогда про
исходило, было нереальным.
8. Я старался избегать всего, что могло бы мне напом
нить о случившемся.
9. Отдельные картины случившегося внезапно возника
ли в сознании.
Практикум по девиантологии
10. Я был все время н а п р я ж е н и сильно вздрагивал,
если что-то внезапно пугало меня.
11. Я старался не думать о случившемся.
12. Я понимал, что меня до сих пор буквально перепол
няют тяжелые переживания по поводу того, что слу
чилось, но ничего не делал, чтобы их избежать.
13. Я чувствовал что-то вроде оцепенения, и все мои
переживания по поводу случившегося были как буд
то парализованы.
14. Я вдруг замечал, что действую или чувствую себя
так, как будто бы все еще нахожусь в той ситуации.
15. Мне было трудно заснуть.
16. Меня буквально захлестывали непереносимо тяже
лые переживания, связанные с той ситуацией.
17. Я старался вытеснить случившееся из памяти.
18. Мне было трудно сосредоточить внимание на чем-либо.
19. Когда что-то н а п о м и н а л о мне о случившемся, я
испытывал неприятные физические ощущения (по
тел, дыхание сбивалось, начинало тошнить, учащал
ся пульс и т. п.).
20. Мне снились тяжелые сны о том, что со мной слу
чилось.
21. Я был постоянно насторожен и все время ожидал,
что случится что-то плохое.
22. Я старался ни,с кем не говорить о случившемся.
Обработка и интерпретация результатов
Вторжение — сумма баллов пунктов 1, 2, 3, 6, 9, 16, 20.
Избегание — сумма баллов пунктов 5,7,8,11,12,13,17,22.
Физиологическая возбудимость — сумма баллов пунктов 4,
10,14,15,18,19,21.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Надеюсь, что эта книга поможет читателю правильно оце
нить свой научный интерес и границы своей компетентно
сти, стать открытым для альтернативных точек зрения и
позитивно относиться к возможности и необходимости со
трудничества с представителями смежных наук.
Автор-составитель хрестоматии будет искренне рад тому,
что вы заинтересовались девиантологией, психологией де-
виантного поведения, почувствовали их сложность, важ
ность и необходимость для будущей профессии и жизни в
целом. Напомню, что, как говорил Д. И. Писарев, готовых
убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни
купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом
собственного мышления и искания, которые непременно
должны совершаться самостоятельно в собственной голо
ве и поступке...
Успехов вам!
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Ежова О. Н. Посттравматическое консультирование. Са
мара: Изд-во СамГПУ, 2004.
2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняю
щегося поведения). М.: ИЦ «Академия», 2003.
3. Лабунская В. А., Менджерщкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психо
логия затрудненного общения: Теория. Методы. Диагно
стика. Коррекция. М.: ИЦ «Академия», 2001.
4. Михайлова О. Ю. Криминальная сексуальная агрессия: эк
спериментально-психологическое исследование / Под
ред. П. Н. Ермакова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
5. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков.
М.: Академический проспект; Трикса, 2005.