Глоссарий учителя начальной школы по социализации.
Понятие | Описание |
А | |
Авторитет ученика | признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других. |
Адаптация социальная | активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. |
Активизация процесса обучения | совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности. |
Антиобщественные действия | действия, нарушающие права и законные интересы других лиц |
Апробация | проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов. |
Б | |
Базисный учебный план | нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. |
Безнадзорный | несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц |
Беспризорность детская | социальное явление, заключающиеся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий и крайней нужды родителей. |
В | |
«Вальдорфская педагогика» | совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основ- Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 12 из 135 ная идея: дать человеку свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861-1925). |
Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе | установление связи между деятельностью специалистов разного профиля, участвующих в работе с клиентом. Формы взаимодействий: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, взаимное обучение. |
Взаимодействие социальное | процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации интересов. |
Внимание социально обусловленное | внимание, которое складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием воспитуемого на объекты. |
Воспитание социальное | это процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. |
Внутренний социальный контроль | - вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, интернализованные индивидом в процессе социализации. |
Г | |
Гуманизация воспитания и обучения | реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них. |
Д | |
Девиантное поведение | система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм. |
Дезадаптация | нарушения приспособления к окружающей среде. В специальной педагогике в настоящее время выделяют несколько видов дезадаптации: школьную (неумение адаптироваться к требованиям, которые предъявляет школа), социальную (неумение соответствовать требованиям окружения) и т.д. |
Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — | антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. |
Девиа́нт | индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих. |
Дети-сироты | дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими. |
«Дети улицы» | дети, результат воспитания которых определен улицей; дети, живущие на улице, для которых она является родным домом. |
Дети группы риска | это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. |
Диагностика социально-педагогическая | теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека, группы людей. |
Дискриминация в отношении детей | отсутствие равных прав для детей. |
Ж | |
Жестокость детская | причинение ребёнком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своего поступка. |
З | |
Запущенность социальная | несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений. |
Замещающая семья | форма жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей. Приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивает наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации, приобретения опыта жизни в семье. |
И | |
Институт социальный | относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которого организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность И. с. определяется набором специфических социальных Воронин А.С Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006 Стр. 36 из 135 норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы ведения; интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля. |
К | |
Конфликт социальный | тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций. |
Коррекция в социальной педагогике | система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребёнка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр. |
Л | |
Личность антисоциальная | личность, не могущая или не желающая выполнять нормы, принятые в обществе. Характеризуется безответственностью, нетерпимостью, частыми конфликтами с окружающими людьми и общественными институтами, неспособностью осознавать свою неправоту, склонностью обвинять других в собственных ошибках и не извлекать из ошибок уроков для себя, а также иным поведением, указывающим на недостаточную социализацию. |
М | |
Мотив социальный | осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). |
Многодетные семьи | семьи, имеющие трех и более детей |
Л | |
Норма социальная (социальные нормы) | официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия. |
П | |
Педагогика социальная | педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие его, воспитание. |
Поддержка социально-педагогическая | деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. |
Потребности социальные | род потребностей как психическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую её ценностным ориентациям. |
О | |
Одаренный ребенок | ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. |
Организованная игра | по Дж.Миду - ролевая деятельность, характерная для определенного этапа социализации, при котором "я" возникает в качестве объекта по отношению к самому себе. Принимая установку "обобщенного другого", индивид может исполнять роль любого другого. |
Охрана прав детей | комплексная система мер, направленная на охрану прав всех детей с особым акцентом на группы детей, находящихся в тяжелых жизненных ситуациях. |
Р | |
Роль социальная | социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение Р. с. деформированы. |
Ресоциализация | обучение новым нормам, ценностям, ролям. |
С | |
Сироты социальные | дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. С. с. – особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителях»). Определение «социальные» указывает на то, что, в конечном счете, именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них (родителей) чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия. |
Социализация | процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих донному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как процесс, и как результат. |
Социология воспитания | наука, исследующая воспитательные силы общества, процессы социализации человека, воспитание как социальный институт. |
Социальная работа | особый интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых, личностей и общественных групп и удовлетворение потребностей граждан на создание условий, благоприятствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию. |
Социальный интеллект | это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). |
Социометрия | отрасль соц. психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. |
Социометрический статус | положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста. |
Социально-правовая защита детства | система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства. |
Социальная зрелость | определенный уровень личностного развития индивида, являющийся результатом социализации, в ходе которой индивид интернализует общественные ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества. |
Ц | |
Ценности | объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.). |
Ценностные ориентации | субъективное, индивидуальное отражение сознания человека, социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе |
Э | |
Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») | осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. |
Я | |
Я-концепция | относительно устойчивая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. |
Список используемых источников:
1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ,2006;
2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Тер- ра, 1995;
3. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Краткий психологический словарь : Личность, самообразование, профессия. Минск : Хэлтен, 1998.