Перечень вопросов для методики определение акцентуаций характера

План занятия

При подготовки поурочного плана преподаватель руководствуется следующими принципами:

- определить учебно-воспитательные задачи целой темы;

- продумать какие их них будут решаться на занятии, что главного в материале урока;

- изучить методические пособия к проведению занятия, дополнительные материалы;

- решать какие умения и навыки будут отрабатываться на занятии;

- в плане четко отразить методы, приемы, средства обучения, композицию занятия и др.

Общая организация занятия

1. Последовательность и распределение этапов занятия по времени.

2. Организация познавательной деятельности на занятии (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

3. Соблюдение охранительного режима.

4. Подведение итога занятия.

План занятия

1. Приветствие, знакомство со студентами с использованием интерактивных методов обучения (2-5 минут);

2. Ознакомление студентов с темой занятия с помощью метода обучения кластер (3 мин);

3. Перечень вопросов для методики определение акцентуаций характера

4. Проверка знаний предыдущих занятий с помощью метода З/Х/У и применения “мозгового штурма” (8 мин)

5. Раскрытие темы с использованием информационного видеокомпонента в сопровождении рассказа по теме, акцентирования внимания на основные детали темы(15 мин);

6. Завершение занятия осуществляется информированием о контроле знаний (проверку уровня знаний проходят на сайте http://moodle.znaniya.org/ в форме теста) (3 мин).

Приемы и методы обучения

Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам занятия и уровню развития познавательных возможностей студентов. Чередование методов обучения.

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приемы обучения предусматривают:

- свободу выбора (в любом обучающем действии у студента существует право выбора);

- открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);

- деятельность (предусматривает применение знаний на практике);

- высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);

- обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).

В соответствии вышеизложенным были предложены следующие методы обучения студентов, которыми можно будет воспользоваться на занятиях.

Кластер

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Цель: подготовить студентов к восприятию новой информации.

Пошаговое описание метода:

1. В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение)

2. Далее предлагаем студентам высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.

3. По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).

4. Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Советы преподавателю:записывать все идеи студентов, не судить о качестве идей (не комментировать); не обращать внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо; не переставать писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями, задавая наводящие вопросы. Постараться построить как можно больше связей. Не ограничивать количество идей, их поток и связи между ними. Помнить о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Целесообразно после группового составления кластера предложить студентам индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).

Перечень вопросов для методики определение акцентуаций характера

Вопрос Ответ
2. Восприимчивы ли вы к обидам?  
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?  
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?  
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?  
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?  
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?  
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражитель­ном настроении и ни с кем не хотите разговари­вать?  
9. Серьезный ли вы человек?  
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?  
11. Предприимчивы ли вы?  
12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?  
13. Мягкосердечный ли вы человек?  
14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опусти­ли письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?  
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?  
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?  
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требо­вательными друг к другу?  
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?  
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?  
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?  
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?  
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?  
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?  
24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то по­ступает с вами несправедливо?  
25. Смогли бы вы убить человека?  
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?  
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда остава­лись одни в квартире?  
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?  
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей дея­тельности?  
30. Быстро ли вы можете разгневаться?  
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?  
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чув­ством радости?  
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?  
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровен­ное мнение по тому или иному вопросу?  
35. Влияет ли на вас вид крови?  
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связан­ной с большой ответственностью?  
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?  
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?  
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?  
40. Являетесь ли вы общительным человеком?  
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?  
42. Убегали ли вы ребенком из дома?  
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?  
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?  
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?  
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?  
47. Любите ли вы животных?  
48. Уйдете ли вы с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?  
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?  
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?  
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед боль­шим количеством зрителей?  
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?  
53. Много ли вы общаетесь?  
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние?  
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?  
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?  
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?  
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?  
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?  
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?  
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каж­дая вещь в доме лежала на своем месте?  
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настрое­нии, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?  
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?  
64. Есть ли у вас предрасположение к головной боли?  
65.Часто ли вы смеетесь?  
66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?  
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?  
68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?  
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?  
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, за­крыта ли дверь?  
71. Пугливы ли вы?  
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на «седьмом небе», хотя объективных причин для этого нет?  
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках худо­жественной самодеятельности, в театральном кружке?  
74. Тянет ли вас иногда смотреть в даль?  
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?  
76. Может ли ваше настроение измениться от высо­чайшей радости до глубокой тоски за короткий пе­риод времени?  
77. Легко ли поднимаетсяваше настроение в дру­жеской компании?  
78. Переносите ли вы злость длительное время?  
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?  
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?  
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?  
82. Часто ли вы видите страшные сны?  
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?  
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?  
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?  
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?  
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы слово­охотливы (нет)?  
88. Могли бы вы, если пришлось участвовать в теат­ральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?  

Обработка результатов

При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл.

«Ключ»

1. Демонстративность/ демонстративный тип:

ответы «+» на вопросы 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88;

ответы «– » на вопрос 51. Сумму ответов умножить на 2.

2. Застревание/ застревающий тип:

«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

«– »: 12, 46, 59. Сумму ответов умножить на 2.

3. Педантичность/педантичный тип:

«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

«– »: 36. Сумму ответов умножить на 2.

4. Возбудимость/ возбудимый тип:

«+» : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3.

5. Гипертимность/гипертимный тип:

«+» : 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Сумму ответов умножить на 3.

6. Дистимичность/ дистимический тип:

«+» : 9, 21, 43, 75, 87. Сумму ответов умножить на 3.

7. Тревожность/ тревожно-боязливый тип:

«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

«– »: 5. Сумму ответов умножить на 3.

8. Экзальтированность/ аффективно-экзаль­тированный тип:

«+» : 10, 32, 54, 76. Сумму ответов умножить на 6.

9. Эмотивность/ эмотивный тип:

«+» : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79;

«– »: 25. Сумму ответов умножить на 3.

10. Циклотимность/ циклотимный тип:

«+» : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. Сумму ответов умножить на 3.

Максимальная сумма баллов после умножения 24. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов.

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты можно разделить на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, заострены названы «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между патологией и нормой. Акцентуации не следует рассматривать в качестве патологии, но в случае воздействия неблагоприятных факторов (стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей) они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. При этом каждый тип акцентуации характера имеет свое «слабое место» и оказывается наиболее чувствителен и уязвим в отношении специфических психических травм и жизненных трудностей. По определению А.Е.Личко, акцентуации характера – это «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий».

Дадим характеристику 10 основным типам акцентуации.

1.Демонстративность. В патологии – психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Много таких людей среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне.

2.Застревание. Склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые» в одно, зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии – паранояльный психопат.

3. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли, – крайний педантизм. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

4.Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия.

5.Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Люди такого типа склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. В патологии – невроз навязчивых идей.

6.Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

7.Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.

8.Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

9.Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все – и работоспособность, и самочувствие и т.д. Тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали, заботились.

10. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные (см. п. 7) быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении – как гипертимные (см. п. 5).

Знаю / Хочу узнать / Узнал (З/Х/У)

З/Х/У – один из видов графических организаторов, позволяющий провести исследовательскую работу по какой-либо теме.

Таблица З/Х/У

Что мы знаем по данной теме? Что хотели бы узнать? Что мы узнали?

Цель: подготовка к восприятию и осмыслению новой информации.

Пошаговое описание метода:

1.Вывешиваем подготовленную на ватмане таблицу З/Х/У.

2. Проводим мозговой штурм по избранной теме.

3. Используя метод блиц-опроса, заполняем графу «Что мы знаем по данной теме».

4. Таким же путем заполняем графу «Что хотели бы узнать».

5. Предлагаем раздаточный материал, содержащий основные положения по избранной теме (т.е. ответы на поставленные вопросы)

6. После ознакомления с предложенной информацией (10-12 мин) возвращаемся к графе («Что хотели бы узнать»), определяем, на какие вопросы найдены ответы и записываем в графу «Узнали».

7. В эту же графу заносим новую информацию, не предусмотренную студентами в колонке «Что хотели бы узнать».

8. Далее выясняем, насколько верными оказались знания студентов в графе «Что мы знаем».

Наши рекомендации