Место дисциплины в структуре модуля
дисциплина входит в модуль 2 «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий», является курсом по выбору и изучается в 1-ом семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
обобщенную трудовую функцию: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях.
трудовую функцию: Развивающая деятельность.
трудовое действие:
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
общепрофессиональную компетенцию:
Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)
Знать:
- имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды;
- методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;
- риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению
Уметь:
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;
- использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся;
- планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
Владеть: - методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды; |
- опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды
- опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
трудовое действие:
Оказание адресной помощи обучающимся
общепрофессиональную компетенцию:
Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3)
Знать:
- основные закономерности и особенности межличностного общения;
- необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия
- условия организации совместной деятельности детей и взрослых;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности;
Уметь:
- организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
- использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;
- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые
Владеть:
- навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых;
- общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека;
- навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
общепрофессиональную компетенцию:
Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5)
Знать:
-теоретические основы психолого-педагогической диагностики;
-причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;
-методы психолого-педагогической диагностики;
- требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики.
Уметь:
-проводить психолого-педагогическую диагностику, необходимую для осуществления профессиональной деятельности;
-определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;
-готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики.
Владеть (навыками и/или опытом деятельности):
- методикой проведения психолого-педагогической диагностики;
- технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам психолого-педагогической диагностики.
обобщенную трудовую функцию:«Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»
трудовую функцию: Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
трудовое действие:
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.
общепрофессиональную компетенцию:
Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)
Знать:
- закономерности и движущие силы психического развития ребенка;
- психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития».
Уметь:
- определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований;
- использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса.
Владеть (навыками и/или опытом деятельности):
- технологией определения зоны ближайшего развития;
- навыками организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся.