Глава ii. система образования 3 страница
Вместе с тем эти статьи определяют общую направленность и общие рамки для всего последующего нормативного регулирования в области образования. В этом плане они являются развитием положений прежде всего Конституции (ст. 72), которая отнесла общие вопросы развития образования к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, но оставила за Федерацией регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития, а также разработку и принятие соответствующих федеральных программ. Как следствие, глава I Закона определяет общие принципы и способы реализации возложенной на федеральные органы власти функции обеспечения единства культурного (и как следствие - образовательного) пространства Российской Федерации.
Правовое регулирование в любой организационной системе не может быть исчерпывающим. Соответственно в правоприменительной практике неизбежны ситуации, в которых придется руководствоваться именно общей направленностью, принципами, задачами (тем, что принято называть «духом») закона. В этом смысле указанные статьи Закона устанавливают своего рода «нижнюю планку» регулирования образовательных правоотношений.
Комментарий к статье 1
§ 1. Пункт 1 ст. 1 Закона представляет собой императивную норму - принцип прямого действия. Он закрепляет сферу образования в числе приоритетов (т.е. наиболее важных, требующих первоочередного обеспечения направлений) государственной политики Российской Федерации. Данная норма воспроизводит и законодательно закрепляет соответствующее положение Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР».
Законодатель исходит здесь как из принципа высшей ценности прав, свобод и интересов личности, необходимости обеспечения ей максимально благоприятных условий для самореализации (ст. 2 Конституции Российской Федерации), так и из прямой заинтересованности общества и государства в достаточно высоком образовательном уровне граждан, определяющем (образовательный уровень населения рассматривается здесь как необходимая и важнейшая предпосылка и составляющая «качества нации», в том числе ее кадрового потенциала) в конечном счете успех всех остальных направлений государственной политики. Тем самым проблема образования выводится законодателем на уровень проблем национальной безопасности и создается законодательная предпосылка для закрепления основных элементов механизма обеспечения этой приоритетности в последующих статьях Закона.
Вводя понятие «сфера образования», законодатель разграничивает сферу образования как одно из направлений и одно из составляющих государственной политики по обеспечению и защите прав человека и гражданина, по созданию условий для формирования и развития общества, по формированию кадрового потенциала и укреплению государственности и систему образования как одну из подсистем жизнедеятельности общества и государства, государственного и муниципального хозяйства, государственного и муниципального управления, государственной и гражданской службы. Тем самым законодатель исключает знак равенства между «приоритетностью сферы образования» и «приоритетностью системы образования».
В то же время приоритетность сферы образования предполагает не только повышенную бюджетную защищенность успешно работающей системы образования, определенные гарантии и льготы успешно обучающимся и работающим в ней гражданам, но и повышенные требования со стороны государства как к системе образования в целом, так и к работающим в ней людям. Таким образом, если гарантии и защита сферы образования со стороны государства должны носить безусловный характер, то те же гарантии и защита применительно к конкретным институтам и работникам системы образования могут и должны быть обусловлены их успешной (с точки зрения общества и государства) работой.
Приоритетность сферы образования должна также выражаться в безусловном пресечении (в том числе посредством лишения государственной поддержки) деятельности институтов и граждан, наносящей ущерб образовательным программам и интересам личности, общества, государства.
Логическим следствием и развитием указанной нормы в такой ее трактовке являются следующие нормы: ст. 1, 5, 7 (п. 4, 5, 6), 14, 28, 40, 41, 50, 54 и 56 Закона.
§ 2. Нормы п. 2, 3 и 4 ст. 1 являются регулятивными нормами прямого действия: они прямо предписывают федеральным органам исполнительной и законодательной власти ряд обязательных конкретных действий по формированию государственной образовательной политики. Одновременно они задают форму государственного акта, определяющего политику в сфере образования, - Федеральная программа развития образования; статус этого акта - он принимается высшим органом законодательной власти Российской Федерации, т.е. имеет статус закона; характер процедуры его разработки - на конкурсной основе.
Вместе с тем указанные нормы требуют от государства и его органов обеспечения (применительно к образованию данное требование реализует общие нормы ч. 1 ст. 32 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) публичности образовательной политики (т.е. проведения ее с ведома граждан и общественных институтов) как на этапе разработки (конкурс проектов федеральной программы, обсуждение программы в высшем органе законодательной власти), так и в ходе ее реализации (ежегодная публикация доклада Правительства). Развитием и детализацией этого требования на других уровнях управления являются нормы п. 5 ст. 7; п. 5 ст. 14; п. 7 ст. 15; п. 15 ст. 28; п. 1, 4, 8, 9, 11 ст. 29; п. 2.1 ст. 31; п. 2.12, 2.13, 2.20 ст. 32; п. 8 и 19 ст. 33; п. 2 ст. 34; ст. 38; п. 8 ст. 39; п. 3 ст. 41; п. 2 ст. 42; п. 3 ст. 55, а также нормы о судебном порядке рассмотрения споров между участниками образовательных правоотношений.
§ 3. Сторонами правоотношений, регулируемых нормами п. 2, 3 и 4 ст. 1, являются:
граждане (их объединения) как носители прав, предусмотренных ст. 43, ч. 1 ст. 32, ч. 4 ст. 29, ч. 2, ч. 4 Конституции РФ;
субъекты Российской Федерации в силу отнесения общих вопросов образования к предметам совместного ведения федеральных властей и субъектов Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ);
Правительство РФ как организатор и исполнитель действий, предписанных нормами п. 2 и 4 ст. 1 Закона;
Парламент РФ как орган, обязанный придать Федеральной программе развития образования силу закона;
Президент РФ как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) и законности постановлений и распоряжений Правительства (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).
§ 4. В соответствии с нормами п. 2, 3 и 4 ст. 1:
Правительство РФ:
а) объявляет конкурс на разработку Федеральной программы развития образования или на ее корректировку, создает конкурсную комиссию и обеспечивает ее работу, обнародует положение о конкурсе;
б) проводит конкурс и подводит его итоги;
в) дорабатывает проект Федеральной программы развития образования и представляет его (вместе с проектом соответствующего закона) на рассмотрение Федеральному Собранию РФ;
г) ежегодно информирует общественность и граждан о состоянии дел по реализации Федеральной программы развития образования.
Правительство РФ:
а) принимает планы и графики выполнения организационно - технических мероприятий по реализации Федеральной программы, определяет содержание и исполнителей этих мероприятий, настаивает на соответствующем бюджетном обеспечении;
б) осуществляет необходимые меры по осуществлению планов и графиков реализации Федеральной программы развития образования.
Федеральное Собрание:
а) принимает к рассмотрению, рассматривает и принимает внесенную Правительством Федеральную программу развития образования и Закон о ней;
б) обеспечивает бюджетное и законодательное сопровождение этапов реализации Федеральной программы.
Федеральное Собрание в соответствии с Конституцией РФ:
а) рассматривает проекты нормативного обеспечения этапов реализации Федеральной программы;
б) отслеживает правоприменительную практику в целях совершенствования законодательного обеспечения реализации Федеральной программы;
в) вносит корректировки в соответствующее законодательное обеспечение;
г) рассматривает отчет Правительства и дает оценку его деятельности в части рационального использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию федеральной программы развития образования, в рамках представляемого Правительством Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).
Президент РФ как глава государства:
а) подписывает в соответствии с конституционной процедурой Закон о Федеральной программе развития образования;
б) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации по реализации (разработке, корректировке) Федеральной программы в соответствии со своими конституционными полномочиями;
в) освещает ситуацию в образовании и ход реализации Федеральной программы в своем ежегодном послании Федеральному Собранию.
Президент РФ:
а) участвует в формировании Федеральной программы развития образования, осуществляет контроль деятельности органов государственной власти Российской Федерации по подготовке и реализации Федеральной программы на основаниях и в рамках процедур, предусмотренных Конституцией РФ.
Субъекты Российской Федерации в лице их органов государственной власти:
а) участвуют в рамках процедур, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации, в разработке, корректировке и реализации как собственно Федеральной программы развития образования, так и ее законодательного и бюджетного обеспечения;
б) обеспечивают в своей деятельности реализацию основ федеральной политики в области экономического, социального, культурного и национального развития (п. «е» ст. 71 Конституции РФ) в части, установленной Федеральной программой развития образования (п. «а», «б» и «е» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Субъекты Российской Федерации вправе:
а) добиваться (в рамках процедур, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации) при формировании, корректировке Федеральной программы развития образования учета в ней своих региональных особенностей;
б) ставить перед Федеральным Собранием РФ вопросы о дотациях и субвенциях из федерального бюджета на нужды образования в рамках Федеральной программы;
в) возбуждать и решать совместно с федеральными органами государственной власти вопросы о взаимной передаче осуществления полномочий по реализации Федеральной программы (ст. 78 Конституции РФ);
г) оспаривать в судебном порядке действия и нормативные акты федеральных органов государственной власти в области образования (ч. 2, 3, 4 и 5 ст. 125 Конституции РФ).
Граждане Российской Федерации, их объединения вправе:
а) участвовать в формировании Федеральной программы развития образования и в общественном контроле за ее реализацией (в соответствии с ч. 1 ст. 32; ч. 4 ст. 29 Конституции РФ);
б) обжаловать непосредственно или через своих представителей действия (или бездействие) и нормативные акты органов государственной власти в части формирования и реализации государственной политики в области образования (ч. 1 ст. 32; п. «а», «б» ч. 2 и ч. 4 ст. 125 Конституции РФ);
в) выразить свое отношение к государственной политике в области образования на очередных выборах органов государственной власти.
§ 5. Регулируемые нормами п. 2, 3 и 4 ст. 1 правоотношения граждан, их объединений и общественных институтов, субъектов Федерации, с одной стороны, и Президента, парламента и Правительства РФ - с другой, прежде всего носят публично - правовой характер.
При незаконных и (или) ущемляющих конституционные права граждан (их объединений) действиях (в части, регулируемой нормами п. 2, 3 и 4 ст. 1 Закона) федеральных органов государственной власти гражданин (объединение граждан как юридическое лицо) вправе как через своих представителей (депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, органы законодательной или исполнительной власти субъекта Федерации), так и лично обратиться с запросом (жалобой) в Конституционный Суд РФ в соответствии с процедурами, предусмотренными ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции РФ.
Субъекты Российской Федерации при возникновении споров (применительно к обсуждаемым нормам ст. 1 Закона) с федеральными органами власти, подпадающих под признаки ч. 2 и 5 ст. 125 Конституции РФ, также вправе обратиться в Конституционный Суд РФ.
При признании Конституционным Судом вызвавшего спор нормативного акта неконституционным спор приобретает деликатный (по поводу нарушения) характер. В случае, если опротестованным и признанным неконституционным нормативным актом нарушены личные неотчуждаемые права лица (в том числе его определенная законом собственная компетенция), правоотношения приобретают гражданско - правовой характер. В этом случае потерпевшая сторона вправе настаивать на восстановлении в правах и на компенсации нанесенного вреда (понесенного ущерба) в общем судебном порядке (ст. 53 Конституции РФ).
Правоотношения между Президентом, парламентом и Правительством РФ регламентируются Конституцией РФ.
§ 6. Норма п. 5 ст. 1 является запретительной императивной нормой прямого действия. Она исключает возможность создания и деятельности в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием организационных структур (т.е. организованных ячеек, организаций и (или) их органов) политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций в соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 13; ч. 2 ст. 14; ст. 28 и ст. 29 Конституции РФ.
Норма направлена на исключение влияния указанных структур на содержание и порядок деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием в целях защиты конституционных прав обучающихся. Действие нормы распространено только на те учреждения системы образования, за деятельность которых государство и (или) органы местного самоуправления несут прямую ответственность (т.е. являются их учредителями, проводят и реализуют в них государственную образовательную политику, выступают по отношению к обучающимся гарантом уровня и качества образования).
Термины «в образовательных учреждениях» и «в органах управления образованием» здесь использованы как понятия одновременно и организационные, и территориальные; указанные структуры не вправе создаваться и действовать как в коллективе данного учреждения, так и на его территории (в закрепленных за ним помещениях, в том числе и. на условиях аренды).
Норма не исключает для педагогов, должностных лиц, иных работников государственных, муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием возможность входить в указанные структуры индивидуально, а также давать те или иные политические, религиозные оценки в рамках учебного процесса или вне этих рамок от своего имени, если это не входит в противоречие с требованиями ст. 14 Закона и Конституции РФ.
Норма п. 5 ст. 1 не может быть распространена на частные (негосударственные и немуниципальные) образовательные учреждения (см. п. 1 ст. 11 и ст. 36 Закона) даже в том случае, если такому учреждению дана государственная аккредитация.
Необходимо особо пояснить впервые введенный в п. 5 ст. 1 и далее широко используемый по тексту Закона термин «образовательное учреждение». Он включает не только все виды учебных заведений, но и все виды учреждений дополнительного образования (курсы, институты повышения квалификации, художественные и музыкальные школы, станции юных техников, дома детского творчества и т.п.), а также воспитательные учреждения, не ведущие собственно учебного процесса (детские дома, интернаты и т.п.). В то же время термин подчеркивает особенность организационно - правового положения образовательного учреждения: наличие у него учредителя с определенными Законом правами и обязанностями, выступающего в ряде моментов гарантом успешной и правомерной деятельности своего учреждения перед обществом и государством.
§ 7. Решение о разработке Федеральной программы развития образования было принято Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 787. Программа была утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 661-р.
Назначение Программы состоит в том, что она является организационной основой государственной политики в области образования, определяет стратегию реформирования системы образования, обеспечивает ее реализацию.
Федеральная программа развития образования дополняется республиканскими, региональными и отраслевыми программами развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально - экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности. Эти программы решают вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств.
Образовательным учреждением на основе этих программ целесообразно принять свою программу или план развития образования (образовательного учреждения) на этот же срок.
В этом случае программированное развитие образования получает логическую законность.
Федеральная программа развития образования имеет следующую структуру, паспорт программы: 1) состояние и основные проблемы развития образования; 2) цели, задачи и этапы реализации Программы; 3) направления реализации Программы и ожидаемые результаты; 4) ресурсное обеспечение Программы; 5) финансовые расходы на развитие образования и реализацию систем мероприятий Федеральной программы. В приложении к Программе приводится система мероприятий по ее реализации[4].
Ресурсное обеспечение системы образования включает: кадровое обеспечение; материально - техническое обеспечение, научное сопровождение, мероприятия государственной и социальной защиты работников системы образования.
Федеральная программа развития образования должна быть утверждена федеральным законом. В целях повышения эффективности программы, утвержденной Правительством РФ, в нее целесообразно было бы включить раздел о правовом обеспечении функционирования и развития системы образования, так как подраздел 4.4 (государственная и социальная защита работников системы образования) не выполняет эту функцию полностью.
В этом разделе можно было бы предусмотреть меры по развитию федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, по принятию нормативных актов местных органов самоуправления, образовательных учреждений, а также меры по повышению эффективности законодательства, управления правопорядка в сфере образования.
§ 8. В 1997 г. в кругах научной общественности, в органах управления образованием возникла идея разработки и принятия Доктрины российского образования на период 1998 - 2025 гг., по примеру Доктрины развития российской науки, одобренной Указом Президента РФ от 13 июля 1996 г. Проект национальной доктрины российского образования на период с 2000 по 2025 г., разработанный группой ученых под руководством профессора А.И. Субето, включает следующие разделы: 1) введение, общие положения; 2) образование как ведущий механизм развития российского общества и российской цивилизации; 3) «идеал учащегося народа по В.И. Вернадскому»; 4) Россия как уникальная евразийская цивилизация; сохранение уникальных черт российской системы образования, обусловленных системо-генетическими законами развития России как уникальной цивилизации; 5) принципы, функции и императивы образования в России; 6) образование и экономика. Механизм развития образования; 7) образование и наука; 8) образование и геополитическая, национальная безопасность России; 9) стратегия развития образовательного законодательства; 10) образовательная политика как базис внутренней политики государства; 11) ответственность государства за образование и темпы повышения среднего общеобразовательного уровня в обществе; 12) образование для крестьян; 13) образование и интеллигенция России.
Комментарий к статье 2
§ 1. Цель нормы - установить основные положения государственной политики в области образования. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.
§ 2. Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства).
Государственная политика в сфере образования предполагает нацеленность государственных и общественных институтов на всемерное развитие образования как всеобщей формы человеческой жизни. Одновременно государство, решая те или иные задачи социально - экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) (наряду с политической, финансово - экономической, правовой, организационной и т.д.) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т.д.).
При формулировании государственной политики в сфере образования, как правило, учитываются все ее социальные функции, в том числе и такая, как консолидация образовательными средствами местных, территориальных, региональных и общенациональных сообществ в интересах динамичного развития страны и отдельных ее административных единиц.
Являясь сферой, в которой концентрируются многочисленные и разнообразные интересы личности, общества и государства, образование и формируемая как общественное соглашение (консенсус) образовательная политика провозглашает и закрепляет в общественном сознании те ценностные ориентации, которые нормируют, задают этические основы складывающихся заново общественных отношений.
Наконец, государственная политика в сфере образования является неотъемлемой составной частью политики по обеспечению государственной безопасности. В этом смысле государство призвано проявлять постоянную заинтересованность в развитии системы образования.
Если же осуществляемая государственная политика в образовании не соответствует критерию ее направленности на развитие этой сферы, то такая политика фактически игнорирует конституционную норму о праве граждан Российской Федерации на образование, не учитывает в полной мере интересов обеспечения безопасности страны, входит в противоречие с общемировыми тенденциями и нуждается в пересмотре.
Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Программа развития образования на определенный период, утверждаемая Федеральным Собранием РФ.
Гуманистический характер образования нормирует его обращенность к потребностям, интересам, психофизиологическим возможностям личности, направленность учебно - воспитательного процесса на развитие личности и общества, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми.
Понятие «свободное развитие личности» означает создание условий для ненасильственного, не обусловленного каким-то надличностным интересом развития индивида в соответствии с его способностями и психофизиологическими возможностями, интересами и потребностями, которые не несут в себе асоциальной направленности. Свободное развитие личности подразумевает также признание за ней субъектной позиции и права на самоопределение в процессе образования.
Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение творчески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение индивидом культурно - исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации. Адаптивность системы образования может пониматься и как соответствующим образом представленное содержание образования, отличающее его от научного знания.
Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Светский характер образования основывается на свободе совести граждан, а также на том, что Российская Федерация, согласно ст. 14 Конституции РФ, является светским государством.
Государственно - общественный характер управления образованием предполагает отказ государства от монополии на решение всех принципиальных вопросов функционирования и развития государственной системы образования, установление паритета государства и общества в выработке и реализации общенациональной образовательной политики.
§ 3. В течение длительного времени так называемой деполитизации и деидеологизации в нашей стране, по мнению коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ, выраженному в документе «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования» (1997 г.), не проводилась в жизнь политика в области воспитания, основанная на принципах гуманизма и высокой гражданственности, зафиксированных в Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании», международных актах о правах человека.
Все это приводило к тому, что процесс формирования новых ценностных ориентаций в системе общего и профессионального образования шел и сейчас идет сложно, противоречиво, неоднозначно. Анализ реального состояния дел в 1997 г. позволил сделать министерству вывод о том, что воспитание и психологическая поддержка личности в образовательных учреждениях отстают от диктуемых временем требований.
Педагогические коллективы не имеют права отстраниться от организации целенаправленного воспитательного процесса, какими бы причинами они ни обосновывались.
Перед образовательными учреждениями министерством поставлена задача вернуть воспитанию статус неотъемлемого компонента целостного процесса образования, без которого образование не в состоянии эффективно выполнять свои функции социального института.
Педагогические коллективы решают триединую задачу: 1) помогать своим воспитанникам формировать ценностные ориентации и поведение, свойственное новому общественному строю, в который входит реформируемое российское общество; 2) адаптировать к нему позитивные духовные традиции, накопленные на протяжении тысячелетней истории российской государственности; 3) преодолеть консервативные стереотипы и привычки, мешающие становлению личности, призванной жить и трудиться в условиях рыночных отношений, конкуренции и ценностей современного мира.
Цель воспитания видится в воспитании свободного и ответственного субъекта, сочетающего профессиональную и гражданскую компетентность и ответственность, способность жить и работать в проблемных ситуациях сложного мира, внутреннюю устойчивость и цельность с развитым нравственным сознанием.
Воспитание человека направлено на освоение индивидами норм общественной морали. Психологическая поддержка воспитанников направлена на культивирование внутренней свободы и творчества субъектов образовательного процесса - педагога и обучающегося.
Социологический анализ ценностных ориентаций обучающихся показал, что нравственная и мотивационная сфера личности подвержены деградации, резко смещены в сторону бездуховности, индивидуализма и космополитизма, субкультурных и контркультурных предпочтений.
Мониторинг «Молодежь России» (ноябрь 1995 г.) показал, что намерение уехать из страны достаточно велико в младших возрастных группах молодежи: у 14 - 16-летних - 28%.
Среди москвичей - старшеклассников уехали бы, не задумываясь, за границу - 16,5%, склоняются к такому решению - 21% и лишь 29,5% опрошенных дали отрицательный ответ на этот вопрос.
Количество преступлений несовершеннолетних за период 1991 - 1995 гг. возросло на 21%, а подростков, принимавших в них участие, - на 30,5%.
Большое число детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя, в неполной семье.
Из 6 миллионов подростков, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания, треть из них может оказаться перед необходимостью ограничений в выборе профессий.
В 1995 г. в 2,3 раза увеличилось число учащихся, выбывших из общеобразовательной школы.
Все приведенные данные заставляют образовательные учреждения максимально активизировать свою работу в целях стабилизации положения в области образования.
Эти данные требуют корректировки государственной политики в области образования, повышения ее эффективности.
§ 4. Пункт 1 ст. 2 Закона включает несколько позиций, характеризующих гуманистический характер образования в целом.
Гуманистический характер образования основывается на принципе гуманизма, выступившего в качестве целостной системы взглядов еще в эпоху Возрождения. Гуманизм признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
В соответствии с этим принципом гуманистический характер образования предполагает, что в центре образовательного процесса находится ребенок, развивающийся человек. Цель гуманистически направленного образования состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства.
Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность процесса обучения, но и его личностную центрированность на обучающемся, т.е. антропоцентрическую концепцию образования, предметно, дисциплинарно противостоящую сциентистской концепции. Принцип гуманизма предполагает такую модель педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, партнер, а не как пассивный объект обучения.