Отношения ребенка с самим собой 2 страница
2. Учитель помещает на схеме класса значки (символы). Организуется игровая ситуация с использованием знака «Звонок». Учитель показывает знак — дети закрывают глаза. Учитель меняет местами символы двух групп. Дети по звонку открывают глаза, находят ошибки на схеме класса и поднимают руки. (Можно менять местами окно и дверь, передвигать шкаф и т. п.)
«Орден Звонка» (знак «Звонок») прикрепляется на схеме класса тем группам, которые работали точнее. Нужно, чтобы к концу игры награду получили обязательно все группы.
Группа, справившаяся с самым трудным заданием, награждается большим орденом Звонка.
3. Подвижная игра «Ниточка и иголочка» или любая другая подвиж-
ная игра, в которой дети действуют командами, но не соревну-
ются.
Учитель объясняет правила игры. Сначала группа выбирает иголочку. Она встает. 1-й звонок— ниточка вдевается в иголочку (дети выстраиваются шеренгой, держа друг друга за талию). 2-й звонок — иголочка с ниточкой сшивают все группы в классе (пробегают так, чтобы коснуться всех столов), стараясь не порвать
-36-
37-
другие ниточки и не уколоться о другие иголочки. 3-й звонок — все садятся по местам, замирают.
4. Награждение всех команд (групп). У каждой команды надо предварительно спросить, заслужила ли она «Орден Звонка». Если команда действовала в игре очень неудачно, она может отказаться от награды, но учитель должен заверить детей, что завтра у них все получится.
5. Дети из каждой команды благодарят друг друга за приятную игру. Надо коснуться двух детей руками и сказать что-нибудь приятное («Спасибо за хорошую игру», «С тобой хорошо играть» и т. п.).
6. Работа по группам. Каждая группа должна показать на схеме класса свой маршрут в игре: как иголочка сшивала все группы. При этом листок со схемой класса кладется посредине. Дети водят пальцем по листку, вспоминая маршрут. Если споров нет, можно нарисовать маршрут карандашом.
♦ Игра «Ниточка и иголочка»*
Играют преимущественно на площадке или в зале дети младшего школьного возраста в составе от 7 до 30 человек.
По считалке выбирают водящего — иголочку. К нему присоединяются (по желанию) 3-7 человек (в зависимости от количества играющих), которые составляют ниточку. Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Ниточка и иголочка берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — иголочка. Иголочка бежит между стоящими, делая неожиданные повороты, зигзаги, а ниточка (дети) должна точно повторять ее путь. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания: поют, танцуют, читают стихи и т. п.
Правило. Если цепочка разорвалась, игроки, расцепившие руки, платят фанты.
♦ Модификация игры для урока
Состав команд (иголочки — ниточки) соответствует составу групп, организованных на уроке. Один из группы становится иголочкой — водящим (его выбирают дети, если возникают затруднения, учитель им помогает). Дети выстраиваются друг за другом, впереди —иголочка. Все команды одновременно начинают двигаться «паровозиком» впереди — иголочка, за ней — все остальные (ниточка). Двигаясь, дети «сшивают» разрозненные столы.
* Игры народов СССР. М., 1985. С. 105.
После окончания игры дети пытаются восстановить свой путь на схеме класса. Работа заканчивается по звонку. Учитель награждает тех, кто услышал звонок сразу.
Факультативно.На большой схеме класса дети показывают маршрут своей группы. К доске выходит тот, кто захочет. Можно выходить к доске вдвоем, чтобы подсказывать друг другу. Учитель помогает пользоваться именами групп («От группы "Солнышко" мы свернули к группе "Африка"» и т. п.).
7. Итоги дня. Прощание. Учитель благодарит детей, выражает удовольствие от сегодняшней встречи и надежды на будущее. Не высказывает никаких опасений и мрачных прогнозов. Предлагает по кругу сказать одним-двумя словами, что сегодня понравилось детям больше всего.
Учитель показывает книгу «Хроника». Объясняет, что в этой книге дети вместе с ним напишут и нарисуют историю своей школьной жизни. Авторами будут все, кто пожелает.
Первое домашнее задание:продиктовать сегодня кому-нибудь из взрослых коротенький рассказ про самое главное событие первого сентября. Можно нарисовать картинку. Все рассказы и рисунки будут завтра вклеены в книгу «Хроника». «А сейчас заполним первую страницу, — продолжает учитель. — Здесь будет цветок, который расцвел сегодня. Он такой, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли. Закройте глаза и представьте себе, какого цвета цветок сейчас расцветет. Пусть каждый возьмет лепесток (раздает кружочки из бумаги) и раскрасит его этим цветом. Потом мы приклеим все лепестки, чтобы получился один общий цветок или букет цветов, и посмотрим, какой он». Учитель собирает раскрашенные детьми кружочки и после уроков наклеивает на первой странице книги «Хроника» в форме цветка или букета цветов. На следующий день показывает детям: «Вот какой красивый наш первый день в школе (для детского сада : ...первый день, когда мы учились быть учениками)!»
8- В конце урока учитель предлагает, чтобы каждый ребенок попрощался с тремя детьми, назвав их по имени: «До завтра, Таня. Жду тебя завтра, Коля...»
ДЕНЬ ВТОРОЙ * УРОК 1
На этом уроке вводится новый ритуал — приветствие детьми учителя и друг друга. Как и любая другая ритуальная форма, в нашем
-38-
-39-
3. Когда группы отвечают, учитель записывает (для себя) на листочке все, что любят дети его класса. После уроков эта запись пере- |
курсе она дается на противопоставлении школьной формы нешкольной. Поэтому главное — показать детям разные формы приветствия. «Сейчас я к вам вхожу как учитель — как вы меня поприветствуете?» — разыгрывается сцена приветствия учителя. «Сейчас я — воспитатель детского сада», — разыгрывается новая сцена, акцентируются моменты различия. В классе почти наверняка найдутся дети, которые только и ждут тишины (которая возникнет при приветствии учителя), чтобы сообщить учителю что-то интересное. В подобных случаях ребенка не следует одергивать, лучше сказать ему что-то вроде: «Я бы с удовольствием тебя послушала, если бы мы были не на уроке», или: «Ты нам сейчас напомнил, как люди разговаривают, когда они не в школе», и т. п.
Продолжается работа со схемой класса и схемой времени. Вводится стрелка как символ передачи действия от одного объекта к другому. На материале «Знакомство» отрабатывается обратная последовательность: дети говорят, в каком порядке они будут отвечать, а учитель рисует стрелку. Такие же стрелки обозначают и порядок, в котором отвечают группы.
1. Встреча, приветствие. Учитель обращается к детям: «Вы вошли
в класс, увидели меня и друг друга. Какое первое слово вы сказа
ли? Что означает слово «здравствуй»? А сейчас все встаньте. Ког-
да прозвенит звонок, пусть каждый из вас подойдет к мальчику или
девочке и скажет: «Здравствуй, Лена!», «Гоша, я рада тебя видеть!»,
«Доброе утро, Вова!»
Конец этой работы отмечается звонком. Орден Звонка вручают группе, которая сядет на места первой. Орден помещают на схему класса.
Учитель здоровается с классом: «Здравствуйте, дети!» Класс отвечает вразнобой. Учитель показывает, как ученики приветствуют учителя и любого взрослого (молча встают). Проводится репетиция: учитель выходит из класса, возвращается, произносит: «Здравствуйте, дети!» — хвалит детей, отмечая, что они — настоящие школьники*.
2. На доске — план школьного времени (рис. 5).
* В начале следующего урока в этот день и в ближайшие 2-3 дня полезно разыграть школьный и дошкольный варианты приветствия взрослого. Учитель договаривается с детьми: «Сейчас я учитель, вхожу в класс к своим ученикам. А сейчас я — воспитатель, вхожу в комнату детского сада. А сейчас я прихожу к вам домой в гости. Пусть теперь группа "Ромашка" договорится, кто они — школьники или дошкольники. Я войду, они меня поприветствуют, а остальные скажут, кем были дети из группы "Ромашка"».
Рис.5
Учитель объясняет смысл знака, относящегося к первому уроку: «Мы продолжаем знакомиться. Вчера вы спрашивали друг друга только об одном: как тебя зовут? А какие еще вопросы люди задают друг другу, когда знакомятся? Все эти вопросы вы будете задавать друг другу постепенно. А сейчас я хочу, чтобы вы обсудили вопрос, который интересует меня: кто что любит делать больше всего? Чтобы в классе было приятно и интересно жить, мы должны знать, кто что любит.
Рис.6 |
Работать будем группами. Начнем как вчера. Я считаю до трех, а вы за это время выбираете первого (того, кто будет говорить первым). На счет "три" пусть встанут все первые». Когда первые встанут, учитель рисует на схеме стрелочку или прикрепляет к ней стрелочки, обозначающие порядок работы в группах (рис. 6): «Посмотрите на схему и посоветуйтесь, кто должен отвечать вторым. На счет "три" пусть встанут все вторые. Порядок работы мы установили. Теперь пусть каждый по очереди скажет группе, что он любит больше всего, а группа тихо повторит его слова. Когда прозвенит звонок, надо быть готовым отвечать так: Коля любит... Лена любит...»
-40-
-41 -
носится в книгу «Хроника» на страницу под рубрикой «Что мы любим больше всего».
Ответ каждой группы оценивается аплодисментами и краткими ремарками учителя, например: «В рассказе группы "Ромашка" мне больше всего понравилось, как дети шепотом подсказывали Лене, когда она что-то забывала. В рассказе этой группы мне особенно понравилось, что дети старались говорить хором, вместе...» Учитель подводит итог: «Я записала все, что вы любите делать. И в нашей книге будет такая страница. Потом мы договоримся, когда и как мы будем делать наши любимые дела»*.
4. Учитель раздает всем по маленькому (1/4 тетрадного листа) листочку бумаги: «Сейчас вы расскажете о себе без слов, с помощью рисунка. Кто знает, что для этого надо? Карандаш. Сейчас по звонку каждый достанет из портфеля карандаш. Это можно сделать, не произнося ни слова (той группе, которая подготовится быстрее и бесшумнее, выдается Орден Звонка)».
5. Учитель продолжает: «Нарисуйте каждый на своем листочке то, что вы больше всего не любите делать. Постарайтесь нарисовать понятно для других: ваши картинки мы тоже приклеим в книгу "Хроника", чтобы помнить, чего не любим, и не делать этого»**.
6. Первые кладут свои листочки в центр стола. Молчат. Остальные пробуют расшифровать рисунок. Автор рисунка говорит только «нет» или «да». Если никто не угадывает, он рассказывает сам.
7. Доклады групп, строящиеся по формуле: «Коля не любит... Вика не любит...» Учитель записывает нелюбимые дела.
Общее обсуждение вопроса: зачем нам знать, кто что любит делать и кто чего не любит?
Предложение учителя: «Те, кто хочет сделать свои рисунки лучше, понятнее, могут не сдавать их сейчас...» Этот урок можно закончить подвижной игрой «Найди попутчика».
Это обещание должно быть выполнено. На первом же родительском собрании список детских желаний должен быть обнародован, чтобы родители спланировали и осуществили исполнение детских реальных желаний. Стоит обсудить с детьми, какие из их желаний можно выполнить быстро, какие — не в этом году, а какие пока что никто из взрослых не сможет им помочь выполнить.
** Ясно, что и на вопрос «Что я люблю делать больше всего?», и на вопрос «Что я больше всего не люблю делать?» — учитель отвечает тоже и помещает свои ответы в «Хронику».
Все дети встают, собираются в кружок. Учитель объясняет правила игры: «Пусть каждый решит, в какую страну он хочет поехать. Надо найти себе попутчиков. Ходите по классу и повторяйте название своей страны. Если вы встретите человека, который называет эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых попутчиков. По звонку остановитесь и замрите...» После звонка учитель спрашивает каждую группу (каждого одинокого путешественника), куда они едут.
Этот же сюжет можно повторить на несколько ином материале: дети приглашают друг друга отведать любимое блюдо, почитать любимую сказку, выбрать любимое время года. В заключение каждый ребенок благодарит трех человек за хорошую игру; дети пожимают друг другу руки, обнимаются.
ДЕНЬ ВТОРОЙ * УРОК 2
Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».Эта
работа осуществляется на материале рассказа о животных. Главная цель _ привлечь внимание детей к новому знаку. Поэтому вводится различение — правильно по форме, неправильно по содержанию и наоборот. Упражнения, которые проводятся на данном уроке, являются пропедевтикой дифференцированной оценки. Дети должны научиться различать содержание ответа и его форму. Предлагая задание, учитель всегда подчеркивает, на что следует обратить внимание, что станет предметом оценки. Так, в данном эпизоде оценивается правильное использование знака «Хор». Средством организации урока может стать схема класса. Вызывая ребенка для ответа, учитель указывает его место на схеме.
Подчеркнем еще раз, что одна из главных задач курса — подготовить детей к новым формам взаимодействия с учителем и друг с другом в процессе обучения. Игровая «упаковка» курса дает этому широкий простор.
1 - Сегодня на первом уроке дети рассказывали о том, что они любят делать. Некоторые рассказали, как играют со своими домашними животными, ухаживают за ними. Учитель обращается к классу:
- Многие из вас интересуются животными. Сейчас мы поговорим о животных.
Надо научиться разговаривать так, чтобы каждый мог сказать все, что хочет и знает, чтобы никто не перебивал друг друга и чтобы каждый услышал все то интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие-то дела дети делают вместе, дружно,
-42-
-43-
хором (показывает знак «Хор»), а что-то каждый делает один (показывает знак «Я»).
Я буду задавать вопросы про зверей и показывать на какой-то знак. Не путайте, когда надо отвечать хором, а когда — поднимать руку и отвечать по одному. (Демонстрирует картинки и задает вопросы, указывая то на один, то на другой знак.) У какого животного длинный хобот? (Знак «Хор».)
В древности было животное, похожее на слона, только еще гораздо крупнее. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в холодных странах. Как его звали? (Знак «Я».) [де живут слоны? (Знак «Хор».) Правда ли, что у слона есть рога? (Знак «Хор».) Правда ли, что у слона полосатая шкура? (Знак «Я».) Как оценивать ответы детей? Предположим, что ребенок, отвечая на последний вопрос, импульсивно сказал «нет», не поднимая руку. Надо спросить класс: «Ваня знает, какая у слона шкура? Ваня уже научился отвечать как ученик?» Затем следует обратиться непосредственно к мальчику: «Ваня, про слонов ты знаешь много. А про школу еще не все. Постарайся на следующий вопрос ответить как ученик».
Учитель объясняет, что хором можно отвечать сразу, не поднимая руку, а если многие дети захотят ответить самостоятельно, лучше поднимать руку.
2. Определение формы ответа по форме вопроса:
- Кто знает это животное? Назовите хором. Как вы узнали, что надо отвечать хором: я ведь не показывала знак «Хор»? Оказывается, тот, кто внимательно слушает вопрос, может точно определить, как надо отвечать — хором или по одному.
Поиграем в знаки. Я буду задавать вопросы, а вы будете живыми знаками. Отвечать на вопрос не надо. Надо только показывать, как отвечает настоящий ученик, или поднимать руку (знак «Я»), или открывать рот (знак «Хор»).
(Показывает буквы алфавита.) Кто знает эту букву? (Поднятая рука.) Назовите эту букву. (Открытый рот.)
Кто не знает этой буквы? Кто сможет прочесть эти буквы? (Складывает или пишет на доске мы.) Прочтите эти буквы. Дети, которые не открывают рот и не поднимают руку, требуют особого внимания учителя («Ты не поднимаешь руку, потому что ты не знаешь эту букву? А ты знаешь, как надо ответить на мой вопрос — хором или по одному? Покажи нужный знак. Молодец, ты знаешь правила поведения на уроке. А буквы мы выучим потом. Главное, что ты внимательно слушаешь мои вопросы»).
-44-
3 Введение «Ордена Внимания». Учитель задает каждой группе по три вопроса. Группа выходит к доске, указывает на соответствующий знак. Остальные группы —жюри. Если все три раза группа отвечает верно, ее награждают орденом Внимания. Чтобы дети группы могли договориться без слов, учитель предлагает им встать у доски в кружок и сначала показать друг другу ответ с помощью жестов или мимики (поднятая рука или открытый рот), а потом — всем дотронуться до нужного знака.
Примечание.С сегодняшнего дня и в дальнейшем учитель постоянно должен уделять строжайшее внимание форме своих вопросов. Дети должны четко знать, чего вы от них ожидаете. В ближайшие дни удобнее всего пользоваться знаками.
ДЕНЬ ВТОРОЙ * УРОК 3
Оценка.На первом же уроке по этой теме вводится различение оценок за красоту и за правильность. Обычная проблема в школе — ребенок не знает, за что он получил оценку (отметку). Необходимо добиться такой ситуации в классе, чтобы дети всегда четко знали, за что и какую оценку они получили. Для этого учитель, задавая какую-либо работу, всегда должен оговаривать, на что детям надо обратить внимание — каков главный критерий оценки, каков предмет работы. Это крайне важно для преодоления «разнопредметности» (ситуация, когда учитель говорит об одном, а ребенок — о другом). Дело в том, что даже при специально организованном обучении установление «одно-предметности» происходит путем примеривания, опробования. Поэтому, чтобы определить, успешна ли проба, необходимо иметь обратную связь, роль которой и играет оценка. Ребенок получает задание, выполняет его так, как ему кажется правильным, получает оценку и узнает, верно ли он определил предмет работы. Итак, всякая оценка должна быть очень точной, т. е. дифференцированной, узконаправленной.
Подобный подход к оценке позволяет на первых порах избежать порицания. Ведь поначалу ребенок особенно открыт, и тем больнее ранит его негативная оценка. Если же предусмотрена оценка и за красоту, и за правильность, и за старание, всегда есть возможность похвалить ребенка.
1. Учитель обращается к детям: «Вы знаете, что в школе за каждую Работу ставится оценка. Но в нашей школе оценки необычные. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. Пусть каждый напишет свое имя. Кто не умеет, пусть срисует его
-45-
со своей карточки. Кто умеет, кроме имени, пусть напишет и фамилию. Когда я позвоню в колокольчик, положите ручки, даже если вы не дописали букву». Раздает бланки для графического диктанта, показывает, где писать имя. Если ребенок не может написать фамилию, учитель чуть позже впишет ее сам.
2. Введение способа оценки. Учитель на доске пишет любое имя (не слишком красиво) и приглашает 4-5 помощников: «Вот мальчик Павлик записал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оценим, красиво ли он написал. (Рисует линеечку «К» — «Красота», рис. 7.)
Рис.7
Если я считаю, что слово написано очень-очень-очень красиво, красивее невозможно, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки.) Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, но бывает и хуже, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик в нижней трети линеечки.) А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линеечке; учитель их корректирует, стирает свои предыдущие значки.) Понятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Теперь пусть каждый мой помощник сам оценит работу Павлика. (Дети ставят крестики, учитель ставит свой крестик последним или же обводит оценку кого-то из детей, соглашаясь с ней.) Вот так мы оцениваем работу Павлика. Каждый немного по-своему. А теперь надо оценить, правильно ли Павлик написал свое имя. Если я считаю, что все буквы написаны верно, я ставлю оценку здесь (вверху). Если я считаю, что половина букв написана неверно, где я поставлю оценку?»
3. «Каждый из вас написал свое имя, — говорит учитель. — Сейчас группа оценит, правильно ли он написал, красиво ли написал. Все возьмите карандаши. Первый положит свой листок в центре, покажет на линеечку «К» («Красота») и спросит: «Я красиво написал?» Все поставят крестики. Потом он спросит: «Я правильно написал?» Все снова поставят крестики на линеечке «П» («Правильность»). Так надо оценить все работы». Дети работают в верхней части бумажного листа (см. Приложение, II. Материальное обеспечение,пункт 12).
4. Проводится графический диктант. После выполнения каждого узора дети должны сами ставить себе оценку за красоту. Когда будут продиктованы все четыре узора, учитель открывает образец работы (на доске) и предлагает, чтобы дети за каждый узор поставили себе на линеечке оценки «П» («Правильность»): «Посмотрите на правильный узор и решите, точно такой же он у вас (крестик вверху) или немного не такой (крестик пониже)».
Графический диктант
1) Учитель дает инструкцию:«Сейчас мы будем рисовать разные
узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккурат-
ными. Для этого надо внимательно меня слушать. Я буду говорить, в ка-
кую сторону вести линию и на сколько клеточек. Проводите только те
линии, про которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу,
что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончи-
лась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, имеющийся в классе). Когда я скажу: «Одна клеточка вправо», — вы проведете линию вправо, к двери. (Показывает на доске.) Диктую дальше: «Две клеточки вверх». (Показывает.) Видите, я веду линию, не отрывая руки. Новая команда: «Три клеточки влево». Вытяните левую руку, покажите, куда мне надо вести линию. Да, к окну. (Рисует.) Все поняли, как надо рисовать?
2) Тренировочный узор
Учитель говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию на одну клеточку вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз... Дальше продолжайте рисовать такой узор сами (1,5-2 мин)». (При рисовании такого узора учитель может помогать детям, при рисовании остальных трех узоров — только подбадривать.)
Учитель звонит в колокольчик. Предлагает детям найти линеечку «К» («Красота») и поставить самим себе оценки за красоту первого узора.
3) Контрольные узоры.Та же последовательность действий:
а) продиктовать узор;
б) дать команду: «Теперь сами продолжайте рисовать такой же
узор»;
в) дать звонок, предложить оценить красоту узора.
4) Учитель обращается к детям: «Поставьте карандаш на следую-
щую точку. Приготовились. Внимание! Одна клеточка вверх. Одна кле-
точка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна
-46-
-47-
клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо...
Три клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Три клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Три клеточки вверх».
5) Учитель диктует: «Три клеточки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх. Три клеточки вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка влево. Одна клеточка вниз. Три клеточки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх».
На рисунке 8 показаны образцы узоров. Узор прерван там, где прерывается рисунок под диктовку и начинается самостоятельная работа ребенка. Но на доске для сличения с образцом каждый узор надо продлить.
Когда вы откроете образцы узоров и попросите ребенка оценить правильность его работы, проверьте еще раз, все ли нашли линеечку «П» («Правильность»).
Примечание.Учителю надо собрать работы на проверку и проследить, чтобы не было неподписанных работ. При проверке работ не следует исправлять узоры. Оценивать надо только детские оценки: на всех 10 линеечках поставить красный крестик — выше или ниже крестика ребенка. Если ваша оценка и оценка ребенка совпадут, надо обвести крестик ребенка красным кружочком — это будет знаком высшей похвалы ученику за умение правильно оценивать свою работу.
Закончить второй школьный день хорошо так: дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый одним-двумя словами говорит, что, по его мнению, сегодня было самым интересным.
Еще один сюжет для общего разговора в конце урока: какие обязательные школьные дела каждый сделал накануне. Это можно сделать в виде зарядки: «Кто сам убрал форму, поднимите левую руку вверх. Кто сам собрал портфель, поднимите правую руку вверх. Кто не
-48-
забыл про домашнее задание (продиктовать взрослым свой рассказ Копровый школьный день), поднимите правую ногу вверх. Кто кому-нибудь: помог, присядьте...» Второй раз та же зарядка сопровождается словами: «Я сегодня уберу форму, соберу портфель...»
(Домашнее заданието же, что вчера, - рассказ или картинки про второй день в школе.)
ДЕНЬ ТРЕТИЙ * УРОК 1
Меняем расстановку мебели. Теперь все парты стоят буквой П так, как это показано на рисунке 9.
Рис.9
Вся работа на этом уроке сосредоточивается на противопоставлении индивидуальной формы работы и работы парами (игры «Зеркало», «Попугай»).
На общем положительном эмоциональном фоне дети впервые упражняются делать что-либо вместе. Причем «вместе» на данном этапе означает буквальное уподобление, «слияние» действий. На этих уроках «вместе» означает —- как один человек.
На этом же уроке вводят знак «Мы» и соответствующий ему жест (чтобы воспроизвести знак «Мы», дети должны взяться за руки). Хотя на уроке и обсуждается отличие знака «Мы» от знака «Я», по своему психологическому содержанию здесь оба эти знака идентичны, так как на данном уроке понятие «мы» идентично понятию «я».
Далее от буквального уподобления переходят к упражнениям, в которых ребенок должен обратить внимание на партнера. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок научился внимательно смотреть, слушать партнера, относиться к его высказываниям.
1. Парты переставлены. Схема класса изменена. Пока не начался урок, в классе звучит танцевальная музыка и не должно быть ника-
-49-
ких руководящих указаний. Раздается звонок. Музыка умолкает. Дети собираются в центре класса. Проводится игра «Зеркало». Учитель с ребенком дают образец игры: становятся лицом друг к другу, смотрят друг другу в глаза. Один делает медленные движения руками, другой как можно точнее повторяет движения партнера. По звонку партнеры меняются ролями.
Звенит звонок. Один партнер благодарит другого: «Спасибо. С тобой очень хорошо играть!» Теперь ребенок должен найти себе нового партнера. Учитель предлагает тем, кто нашел себе пару, взяться за руки (знак «Мы»).
>. Проводится игра «Попугай». Учитель с кем-то из детей показывают игру. Он просит ребенка называть любое время суток (утро, вечер, день, ночь в любом порядке. Сам учитель играет роль попугая: старается подхватывать слова партнера и говорить с ним в унисон. На игру отводится 2-3 минуты (со сменой ролей). «Кто готов дальше работать вместе? — спрашивает учитель. — Укажите на нужный знак». («Мы». Задание парам — найти себе места за партами так, чтобы сидеть рядом, портфели взять с собой.) Введение знаков «Мы», «Я». Когда дети рассядутся, учитель дает три «немые» команды (рис. 10).