Обсужден и одобрен на заседании цикловой комиссии
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебной практики Психолого-педагогической
Специальность 2-01 02 01 Начальное образование
код наименование
Специальность 2-02 03 08 Иностранный язык
код наименование
Специальность 2-03 01 31 Музыкальное образование
код наименование
Пинск
Разработчик: Гурьева О.Е., Гузаревич Н.А., преподаватель колледжа_________
инициалы, фамилия, должность, место работы, ученая степень, ученое звание
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
психолого-педагогических и социально-гуманитарных дисциплин
наименование цикловой комиссии учебного заведения
Протокол № 1 от 31августа 2013
Одобрена на заседании методического совета
Протокол №1от 31августа 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательный процесс - это целостная динамическая система, целью которой является развитие личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
В сложившейся системе профессиональной подготовки педагогическая практика начинается с практики по воспитательной работе. В ходе ее учащиеся знакомятся со спецификой организации воспитательного процесса в начальной школе, приобретают умения психолого-педагогического наблюдения и анализа.
В воспитательной работе педагог осуществляет функции, связанные с непосредственным воздействием на личность ученика, на классный коллектив, осуществляет анализ и коррекцию воспитательных воздействий.
В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:
-овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;
- накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя;
- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;
- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
- знакомятся с учебно-материальной базой школы и документацией;
- изучают основные направления воспитательной работы в школе, классе;
-наблюдают за работой педагогического коллектива, системой работы классного руководителя;
- изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся младшего школьного возраста;
- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;
-самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, познавательные игры).
В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
- наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе;
- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определить последовательность работы, привлечь или сформировать актив, помочь выбрать наиболее эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы);
- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса;
- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные).
Подготовка учащихся к данному виду практики осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения учащихся на факультативах, в различных кружках и клубных объединениях по интересам, действующих в колледже.
УТВЕРЖДАЮ
Зав.практикой
Пинского колледжа
учреждения образования «Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина»
Т.П. Федорович
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебной практики Психолого-педагогической
Специальность 2-01 02 01 Начальное образование
код наименование
Тема | кол-во часов | |
3с. | 4с. | |
1. Инструктаж по организации, проведению практики и охране труда. 2. Знакомство с базой практики. Изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя: - знакомство с базой практики; - изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя; - изучение плана воспитательной работы классного руководителя; - составление индивидуального плана практики; - изучение особенностей календарного планирования воспитательной работы с классом 3. Учебно-методическая работа по подготовке и проведению воспитательных мероприятий: - изучение методов и приемов воспитательной работы; - изучение задач и форм воспитательной работы; - проектирование конспектов воспитательных мероприятий; - изготовление дидактического материала; - изучение задач и форм внеклассной работы с родителями. 4. Психолого-педагогическая диагностика в образовательном процессе: - изучение целей психолого-педагогической диагностики; - изучение методов психолого-педагогической диагностики; - проведение игр на знакомство; - проведение индивидуальных бесед с целью изучения отношения ученика к учебе, его интересов, уровня самооценки; - диагностика межличностных отношений; - диагностика особенностей психофизического развития ученика; - диагностика особенностей воспитания в семье. 5. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий 6. Оформление отчетной документации: - составление характеристики ученика; - составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива; - оформление документации Подведение итогов практики | ||
Итого 72 часа |
Обсужден и одобрен на заседании цикловой комиссии
наименование цикловой комиссии учебного заведения
Протокол № ____ от _______________20__
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Цели изучения темы | Содержание темы | Результат | ||
1. Инструктаж по организации, проведению практики и охране труда. | ||||
Ознакомить с правилами внутреннего распорядка учебного заведения. Познакомить с требованиями Инструкции по охране труда. | Инструктаж по охране труда. Знакомство с правилами внутреннего распорядка учебного заведения. | Имеет общее представление о правилах внутреннего распорядка учебного заведения. Высказывает общее суждение об основных положениях Инструкции по охране труда. | ||
2. Знакомство с базой практики. Изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя. | ||||
Познакомить со структурой учебного заведения. Сформировать представление об обязанностях классного руководителя, научить пользоваться планом воспитательной работы классного руководителя для составления индивидуального плана. Объяснить особенности календарного планирования воспитательной работы с классом. | Экскурсия по учебному заведению, знакомство с администрацией. Нормативные и организационные основы деятельности классного руководителя (должностные обязанности классного руководителя). Изучение плана воспитательной работы классного руководителя. Особенности календарного планирования воспитательной работы с классом. | Ориентируется в расположении основных служб в учебном заведении. Излагает обязанности классного руководителя. Раскрывает структуру плана воспитательной работы с классом; формулирует основные принципы календарного планирования воспитательной работы. Составляет индивидуальный план практики. | ||
3. Учебно-методическая работа по подготовке и проведению воспитательных мероприятий. | ||||
Сформировать знания о задачах, методах и приемах воспитательной работы, о формах её проведения. Познакомить со структурой конспекта воспитательного мероприятия и требованиями к его составлению. Развивать умение анализировать качество дидактического материала в соответствии с требованиями к нему. Познакомить с задачами и основными формами внеклассной работы с родителями. | Задачи, методы и приёмы воспитательной работы, формы её проведения. Структура конспекта воспитательного мероприятия. Требования к организации и проведению воспитательного мероприятия. Требования к дидактическому материалу. Задачи и формы внеклассной работы с родителями. | Излагает задачи воспитательной работы; объясняет сущность методов и приёмов воспитательной работы; называет формы воспитательной работы. Раскрывает структуру конспекта воспитательного мероприятия, формулирует цели его проведения; составляет конспект воспитательного мероприятия. Объясняет требования к дидактическому материалу. Называет задачи внеклассной работы с родителями; высказывает общее суждение о формах внеклассной работы с родителями. | ||
4.Психолого-педагогическая диагностика в образовательном процессе. | ||||
Познакомить с целями и методами психолого-педагогической диагностики. Сформировать умение проводить диагностику межличностных отношений в классе; диагностику особенностей психофизического развития отдельного ученика; особенностей воспитания ребенка в семье. Сформировать умение проводить индивидуальные беседы и психологические игры. | Понятие психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе, ее цели и методы. Методы диагностики межличностных отношений в классе; методы диагностики особенностей воспитания в семье; методы диагностики особенностей психологического развития ученика. | Формулирует цели психолого-педагогической диагностики, называет методы. Объясняет особенности проведения методов диагностики. Проводит диагностику межличностных отношений, особенностей психофизического развития отдельного ученика; особенностей воспитания ребенка в семье. Использует для диагностики индивидуальные беседы и психологические игры. | ||
5. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий. | ||||
Закрепить знания о структуре воспитательного мероприятия; вырабатывать навыки по составлению его конспекта. Закрепить умение отбирать дидактический материал, необходимый для проведения мероприятия. | Подготовка и проведение воспитательных мероприятий по индивидуальному плану воспитательной работы в классе. | Составляет конспект воспитательного мероприятия. Разрабатывает и оформляет дидактический материал. Делает заключение о результативности проведенного воспитательного мероприятия. | ||
6. Оформление отчетной документации | ||||
Научить анализировать особенности психического и личностного развития ученика класса, составлять его характеристику. Научить оформлять результаты диагностики межличностных отношений в классе, составлять психолого-педагогическую характеристику классного коллектива. Закрепить навыки оформления и ведения деловой документации по практике | Характеристика ученика класса. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива. Оформление дневника педагогической практики. Оформление тетради конспектов воспитательных мероприятий. | Составляет характеристику ученика класса; психолого-педагогическую характеристику классного коллектива. Оформляет документацию по практике. | ||
7. Подведение итогов практики. | ||||
ДЕСЯТИБАЛЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Баллы | Показатели оценки |
(один) | Психолого-педагогические знания усвоены на уровне узнавания. Отсутствуют элементарные практические умения планирования и организации педагогической деятельности. Затрудняется в организации деятельности детей. |
(два) | Психолого-педагогические знания сформированы на уровне узнавания. Планирование практической деятельности не носит системного характера. Различает методы и приемы воспитательной работы. При проведении воспитательного мероприятия требуется помощь педагога. |
(три) | Психолого-педагогические знания сформированы на уровне представления. Учащийся с помощью педагога планирует свою деятельность, воспроизводит предложенную структуру воспитательного мероприятия. Допускает грубые методические ошибки в организации своей педагогической деятельности. |
(четыре) | Психолого-педагогические знания сформированы на уровне представления. Различает структурные компоненты воспитательного мероприятия, называет методы изучения психологических особенностей детей. Работает в соответствии с индивидуальным планом практики. Использует для проведения мероприятий готовые методические разработки. Допускает многочисленные методические ошибки в организации своей педагогической деятельности. |
(пять) | Психолого-педагогические знания усвоены на уровне понимания. Объясняет структуру воспитательного мероприятия, понимает целесообразность использования методов воспитательной работы. С помощью педагога планирует и организует свою педагогическую деятельность, допускает методические ошибки в составлении конспекта и проведении воспитательного мероприятия. |
(шесть) | Психолого-педагогические знания усвоены на уровне понимания. Осознанно планирует воспитательные мероприятия на основе образца, знает структуру конспекта воспитательного мероприятия, использует готовый дидактический материал. При проведении работы допускает отдельные ошибки. Проводит психолого-педагогическую диагностику. |
(семь) | Психолого-педагогические знания усвоены на уровне применения. Самостоятельно планирует воспитательное мероприятие, грамотно оформляет его конспект, объясняет необходимость использования выбранных методов работы, использует различный дидактический материал. Владеет методами психолого-педагогической диагностики, учитывает ее результаты в практической работе. Допускает отдельные ошибки в организации и проведении воспитательных мероприятий. |
(восемь) | Психолого-педагогические знания усвоены на уровне применения. Самостоятельно, последовательно планирует содержание воспитательных мероприятий, аргументирует структуру и методы их проведения, грамотно оформляет конспект, использует разнообразный дидактический материал. Осуществляет психолого-педагогическую диагностику, учитывает ее результаты в практической работе, в составлении характеристик. |
(девять) | Проявляет глубокие психолого-педагогические знания в процессе практики. Свободно ориентируется в подборе методов и форм воспитательной работы, самостоятельно планирует, оформляет и осуществляет практическую деятельность. Использует самостоятельно изготовленный дидактический материал, соответствующий педагогическим требованиям. Владеет методами психолого-педагогической диагностики, дифференцированно их использует; самостоятельно составляет полную, объективную характеристику ученика, классного коллектива. Не испытывает затруднений в организации детского коллектива. |
(десять) | Свободно применяет психолого-педагогические знания в процессе практики. Самостоятельно составляет конспекты воспитательных мероприятий и проводит их. Проявляет творческий подход в определении содержания и форм воспитательной работы, в изготовлении и оформлении дидактического материала. Использует в работе результаты психолого-педагогической диагностики. Характеристики ученика и класса содержат рекомендации по организации воспитательной работы. Демонстрирует высокий уровень конструктивных, организаторских, коммуникативных умений. |
Отметка «0» выставляется при невыполнении учащимся программы практики, при отсутствии учащегося без уважительной причины на практике и несвоевременной сдаче документации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб, 1997.
2. Как-Калик В.А.чителю о педагогическом общении. - М., 1987.
3. Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1988.
4. Немов Р.С. Психология. -Т. 1,2,3- М., 1998.
5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебн.пособие - М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС,2001.
6. Педагогика: Учебн.пособие/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М, 1995.
7. Подласый И.П. Педагогика. Учебник: в 2 ч.- М., 1999.
8. Психология: Словарь/ Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.
9. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся в ученических коллективах. - М, 1988.
ПРИЛОЖЕНИЯ