Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и внеклассных занятиях

Виданова Наталия Владимировна, учитель русского языка и литературы Зеленогайского филиала МОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района

Тамбовской области

От желания детей познавать мир, постигать новое зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в своих силах и возможностях. В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность зависят от компетенции, от активной познавательной деятельности человека.

Готовность выпускников школы к познавательной деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального.

Школа обязана создать педагогические условия (совокупность мер в процессе обучения Н.М. Яковлева) для формирования познавательной активности. Активизация познавательной деятельности учащихся должна стать не только приоритетной в работе, но быть индивидуальной, поэтапной. Необходима организация активно-деятельностного подхода к процессу обучения, создание условий личностно ориентированного обучения, повышение активности и осознанности действий школьников.

Выявлено, что познавательная деятельность развивается на основе специально отобранного и сконструированного учебного материала при условиях обеспечения гуманного взаимодействия учителя и ученика и сформированности у последнего соответствующей мотивации.

Рассмотрим, какие педагогические условия необходимы для развития познавательной активности. Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца. Во-вторых, сам процесс обучения, направленный на овладение этим материалом, должен стимулировать развитие познавательной активности школьников. Для этого рекомендуется использовать специально сконструированные вариативные задания, состав и структура которых ориентированы на развитие познавательных интересов. Нужно предусмотреть возможность познавательной деятельности различного уровня, постепенный переход от выполнения заданий репродуктивного характера к творческим.

В зависимости от характера взаимодействия учителя и ученика можно условно выделить 4 уровня вариативных заданий.

Первый уровень – несамостоятельная (обычная) активность – восприятие учеником объяснения учителя, усвоение образца умственного действия, выполнение учеником работ воспроизводящего характера.

Второй уровень – полусамостоятельная активность – характеризуется применением знаний в новых условиях и участием учащегося в поиске способа решения поставленной учителем задачи.

Третий уровень – самостоятельная активность – решение задач репродуктивно – поискового типа, ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, решает задачи среднего уровня сложности.

Четвертый уровень – творческая активность – выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, умения делать обобщения и выводы самостоятельно.

Вариативные задания позволяют в зависимости от решаемых на уроке задач:

-осмысливать учебный материал;

-закреплять полученные знания;

-формировать и развивать качества, необходимые для творческой исследовательской деятельности.

Для развития познавательных способностей школьников требуется, чтобы в процессе педагогического общения учителя и ученика школьник был активно включен в учебную деятельность, свободно проявлял свое отношение и преодолевал возникающие трудности. Обеспечение гуманного учебного взаимодействия в учебном процессе – необходимое условие развития познавательных способностей учащихся.

Можно предложить модель процесса обучения, способствующую развитию познавательной активности школьников. Модель состоит из 3 этапов.

1. Подготовительный этап. Его цель – подготовка и мотивация учащихся к совместной деятельности. Задания опираются на базовый уровень знаний и жизненный опыт учащихся. Они одинаковы для всего класса, имеют определенные предписания (как вы считаете; согласны ли с ним…).

2. Вводный этап. Его целью является пробное включение в процесс урока совместной работы в группах при решении вариативных заданий. Здесь уже могут требоваться сравнения, простые мыслительные операции с данными. Задания имеют определенные предписания (обсудите в своей паре; проверьте друг друга).

3. Тренировочный этап. Цель – закрепление навыков совместной деятельности при выполнении более сложных вариативных заданий, готовность к работе в группе. Задания требуют сложных мыслительных операций с данными. Учитель формирует группы, назначает консультантов.

Использование предложенной модели в учебном процессе при обеспечении перечисленных выше педагогических условий способствует развитию познавательных способностей школьников и их активизации.

Учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий, которые способны развить системное мышление, стимулировать познавательную активность школьников. С этой целью на уроках стремлюсь отводить учащимся роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, включая во взаимодействие такие этапы деятельности как целеполагание, планирование и т.д. Использую также методику обучения, осуществляемую средствами субъективизации (Г. Бакулина).

Результатом моей работы с учащимися являются учебные проекты по доминирующей деятельности учащихся: информационные, ролевые, практико – ориентировочные, творческие, исследовательские и по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные и т.д. Например, учебные проекты по русскому языку и литературе, внеклассной работе: «Проблема выбора», «Пиши мне послание», «Не выхвачено ли все это со дна жизни…», «Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее?», «Самое трудное – радоваться чужим успехам?!» и др.

Уроки – проекты успешно развивают познавательную активность, оригинальность, гибкость и быстроту мышления.

Учебный проект для меня – это интегративное дидактическое средство познавательной активизации обучающихся, которое позволяет учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, проведению исследования, презентации хода своей деятельности, а для учащихся – возможность делать интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности, показать публично достигнутый результат.

Для реализации учебного проекта выделяются дидактические цели:

-формирование компетенции в сфере освоения предметных знаний, умений;

-приобретение навыков самостоятельной работы с большим потоком информации;

-овладение информационными технологиями и их использование;

-развитие самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления.

Задачи проекта:

-заинтересовать учащихся в изучении предмета, расширение кругозора.

Таким образом развитие познавательной активности способно повысить конкурентоспособность ученика и определить их будущий успех в социальной сфере.

Наши рекомендации