Обсужден и одобрен на заседании цикловой комиссии

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учебной практики Психолого-педагогической

Специальность 2-01 02 01 Начальное образование

код наименование

Специальность 2-02 03 08 Иностранный язык

код наименование

Специальность 2-03 01 31 Музыкальное образование

код наименование

Пинск

Разработчик: Гурьева О.Е., Гузаревич Н.А., преподаватель колледжа_________

инициалы, фамилия, должность, место работы, ученая степень, ученое звание

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии

психолого-педагогических и социально-гуманитарных дисциплин

наименование цикловой комиссии учебного заведения

Протокол № 1 от 31августа 2013

Одобрена на заседании методического совета

Протокол №1от 31августа 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательный процесс - это целостная динамическая система, целью которой является развитие личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

В сложившейся системе профессиональной подготовки педагогическая практика начинается с практики по воспитательной работе. В ходе ее учащиеся знакомятся со спецификой организации воспитательного процесса в начальной школе, приобретают умения психолого-педагогического наблюдения и анализа.

В воспитательной работе педагог осуществляет функции, связанные с непосредственным воздействием на личность ученика, на классный коллектив, осуществляет анализ и коррекцию воспитательных воздействий.

В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:

-овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;

- накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя;

- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;

- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- знакомятся с учебно-материальной базой школы и документацией;

- изучают основные направления воспитательной работы в школе, классе;

-наблюдают за работой педагогического коллектива, системой работы классного руководителя;

- изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся младшего школьного возраста;

- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;

-самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, познавательные игры).

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

- наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе;

- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определить последовательность работы, привлечь или сформировать актив, помочь выбрать наиболее эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы);

- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса;

- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные).

Подготовка учащихся к данному виду практики осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения учащихся на факультативах, в различных кружках и клубных объединениях по интересам, действующих в колледже.

УТВЕРЖДАЮ

Зав.практикой

Пинского колледжа

учреждения образования «Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина»

Т.П. Федорович

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебной практики Психолого-педагогической

Специальность 2-01 02 01 Начальное образование

код наименование

Тема кол-во часов
3с. 4с.
1. Инструктаж по организации, проведению практики и охране труда. 2. Знакомство с базой практики. Изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя: - знакомство с базой практики; - изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя; - изучение плана воспитательной работы классного руководителя; - составление индивидуального плана практики; - изучение особенностей календарного планирования воспитательной работы с классом 3. Учебно-методическая работа по подготовке и проведению воспитательных мероприятий: - изучение методов и приемов воспитательной работы; - изучение задач и форм воспитательной работы; - проектирование конспектов воспитательных мероприятий; - изготовление дидактического материала; - изучение задач и форм внеклассной работы с родителями. 4. Психолого-педагогическая диагностика в образовательном процессе: - изучение целей психолого-педагогической диагностики; - изучение методов психолого-педагогической диагностики; - проведение игр на знакомство; - проведение индивидуальных бесед с целью изучения отношения ученика к учебе, его интересов, уровня самооценки; - диагностика межличностных отношений; - диагностика особенностей психофизического развития ученика; - диагностика особенностей воспитания в семье.   5. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий 6. Оформление отчетной документации: - составление характеристики ученика; - составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива; - оформление документации Подведение итогов практики                                              
Итого 72 часа

Обсужден и одобрен на заседании цикловой комиссии

наименование цикловой комиссии учебного заведения

Протокол № ____ от _______________20__

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Цели изучения темы Содержание темы Результат
1. Инструктаж по организации, проведению практики и охране труда.
Ознакомить с правилами внутреннего распорядка учебного заведения. Познакомить с требованиями Инструкции по охране труда. Инструктаж по охране труда. Знакомство с правилами внутреннего распорядка учебного заведения. Имеет общее представление о правилах внутреннего распорядка учебного заведения. Высказывает общее суждение об основных положениях Инструкции по охране труда.
2. Знакомство с базой практики. Изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя.
Познакомить со структурой учебного заведения. Сформировать представление об обязанностях классного руководителя, научить пользоваться планом воспитательной работы классного руководителя для составления индивидуального плана. Объяснить особенности календарного планирования воспитательной работы с классом. Экскурсия по учебному заведению, знакомство с администрацией. Нормативные и организационные основы деятельности классного руководителя (должностные обязанности классного руководителя). Изучение плана воспитательной работы классного руководителя. Особенности календарного планирования воспитательной работы с классом.   Ориентируется в расположении основных служб в учебном заведении. Излагает обязанности классного руководителя. Раскрывает структуру плана воспитательной работы с классом; формулирует основные принципы календарного планирования воспитательной работы. Составляет индивидуальный план практики.
3. Учебно-методическая работа по подготовке и проведению воспитательных мероприятий.
Сформировать знания о задачах, методах и приемах воспитательной работы, о формах её проведения. Познакомить со структурой конспекта воспитательного мероприятия и требованиями к его составлению. Развивать умение анализировать качество дидактического материала в соответствии с требованиями к нему. Познакомить с задачами и основными формами внеклассной работы с родителями. Задачи, методы и приёмы воспитательной работы, формы её проведения. Структура конспекта воспитательного мероприятия. Требования к организации и проведению воспитательного мероприятия. Требования к дидактическому материалу. Задачи и формы внеклассной работы с родителями. Излагает задачи воспитательной работы; объясняет сущность методов и приёмов воспитательной работы; называет формы воспитательной работы. Раскрывает структуру конспекта воспитательного мероприятия, формулирует цели его проведения; составляет конспект воспитательного мероприятия. Объясняет требования к дидактическому материалу. Называет задачи внеклассной работы с родителями; высказывает общее суждение о формах внеклассной работы с родителями.
4.Психолого-педагогическая диагностика в образовательном процессе.
Познакомить с целями и методами психолого-педагогической диагностики. Сформировать умение проводить диагностику межличностных отношений в классе; диагностику особенностей психофизического развития отдельного ученика; особенностей воспитания ребенка в семье. Сформировать умение проводить индивидуальные беседы и психологические игры. Понятие психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе, ее цели и методы. Методы диагностики межличностных отношений в классе; методы диагностики особенностей воспитания в семье; методы диагностики особенностей психологического развития ученика. Формулирует цели психолого-педагогической диагностики, называет методы. Объясняет особенности проведения методов диагностики. Проводит диагностику межличностных отношений, особенностей психофизического развития отдельного ученика; особенностей воспитания ребенка в семье. Использует для диагностики индивидуальные беседы и психологические игры.
5. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий.
Закрепить знания о структуре воспитательного мероприятия; вырабатывать навыки по составлению его конспекта. Закрепить умение отбирать дидактический материал, необходимый для проведения мероприятия. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий по индивидуальному плану воспитательной работы в классе. Составляет конспект воспитательного мероприятия. Разрабатывает и оформляет дидактический материал. Делает заключение о результативности проведенного воспитательного мероприятия.
6. Оформление отчетной документации
Научить анализировать особенности психического и личностного развития ученика класса, составлять его характеристику. Научить оформлять результаты диагностики межличностных отношений в классе, составлять психолого-педагогическую характеристику классного коллектива. Закрепить навыки оформления и ведения деловой документации по практике Характеристика ученика класса. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива. Оформление дневника педагогической практики. Оформление тетради конспектов воспитательных мероприятий. Составляет характеристику ученика класса; психолого-педагогическую характеристику классного коллектива. Оформляет документацию по практике.
7. Подведение итогов практики.
         

ДЕСЯТИБАЛЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Баллы Показатели оценки
(один) Психолого-педагогические знания усвоены на уровне узнавания. Отсутствуют элементарные практические умения планирования и организации педагогической деятельности. Затрудняется в организации деятельности детей.
(два) Психолого-педагогические знания сформированы на уровне узнавания. Планирование практической деятельности не носит системного характера. Различает методы и приемы воспитательной работы. При проведении воспитательного мероприятия требуется помощь педагога.
(три) Психолого-педагогические знания сформированы на уровне представления. Учащийся с помощью педагога планирует свою деятельность, воспроизводит предложенную структуру воспитательного мероприятия. Допускает грубые методические ошибки в организации своей педагогической деятельности.
(четыре) Психолого-педагогические знания сформированы на уровне представления. Различает структурные компоненты воспитательного мероприятия, называет методы изучения психологических особенностей детей. Работает в соответствии с индивидуальным планом практики. Использует для проведения мероприятий готовые методические разработки. Допускает многочисленные методические ошибки в организации своей педагогической деятельности.
(пять) Психолого-педагогические знания усвоены на уровне понимания. Объясняет структуру воспитательного мероприятия, понимает целесообразность использования методов воспитательной работы. С помощью педагога планирует и организует свою педагогическую деятельность, допускает методические ошибки в составлении конспекта и проведении воспитательного мероприятия.
(шесть) Психолого-педагогические знания усвоены на уровне понимания. Осознанно планирует воспитательные мероприятия на основе образца, знает структуру конспекта воспитательного мероприятия, использует готовый дидактический материал. При проведении работы допускает отдельные ошибки. Проводит психолого-педагогическую диагностику.
(семь) Психолого-педагогические знания усвоены на уровне применения. Самостоятельно планирует воспитательное мероприятие, грамотно оформляет его конспект, объясняет необходимость использования выбранных методов работы, использует различный дидактический материал. Владеет методами психолого-педагогической диагностики, учитывает ее результаты в практической работе. Допускает отдельные ошибки в организации и проведении воспитательных мероприятий.
(восемь) Психолого-педагогические знания усвоены на уровне применения. Самостоятельно, последовательно планирует содержание воспитательных мероприятий, аргументирует структуру и методы их проведения, грамотно оформляет конспект, использует разнообразный дидактический материал. Осуществляет психолого-педагогическую диагностику, учитывает ее результаты в практической работе, в составлении характеристик.
(девять) Проявляет глубокие психолого-педагогические знания в процессе практики. Свободно ориентируется в подборе методов и форм воспитательной работы, самостоятельно планирует, оформляет и осуществляет практическую деятельность. Использует самостоятельно изготовленный дидактический материал, соответствующий педагогическим требованиям. Владеет методами психолого-педагогической диагностики, дифференцированно их использует; самостоятельно составляет полную, объективную характеристику ученика, классного коллектива. Не испытывает затруднений в организации детского коллектива.
(десять) Свободно применяет психолого-педагогические знания в процессе практики. Самостоятельно составляет конспекты воспитательных мероприятий и проводит их. Проявляет творческий подход в определении содержания и форм воспитательной работы, в изготовлении и оформлении дидактического материала. Использует в работе результаты психолого-педагогической диагностики. Характеристики ученика и класса содержат рекомендации по организации воспитательной работы. Демонстрирует высокий уровень конструктивных, организаторских, коммуникативных умений.

Отметка «0» выставляется при невыполнении учащимся программы практики, при отсутствии учащегося без уважительной причины на практике и несвоевременной сдаче документации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб, 1997.

2. Как-Калик В.А.чителю о педагогическом общении. - М., 1987.

3. Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1988.

4. Немов Р.С. Психология. -Т. 1,2,3- М., 1998.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебн.пособие - М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС,2001.

6. Педагогика: Учебн.пособие/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М, 1995.

7. Подласый И.П. Педагогика. Учебник: в 2 ч.- М., 1999.

8. Психология: Словарь/ Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.

9. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся в ученических коллективах. - М, 1988.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации