Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодежи
В Декларации Организации Объединенных Наций, утвержденной резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г. провозглашена задача: разработать и осуществить стратегии, дающие молодым людям во всем мире реальный шанс находить достойную и продуктивную работу. В качестве индикатора для отслеживания реализации данной задачи в систему показателей, разработанных ООН, включен показатель уровень безработицы в возрастной группе от 15 до 24 лет.
В соответствии со стандартами МОТ уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет исчисляется как отношение численности безработных к численности рабочей силы или экономически активного населения в этой возрастной группе (рабочая сила или экономически активное население = занятые + безработные). Из определения показателя видно, что его величина зависит как от численности безработных, так и от численности занятых.
Обычно уровень безработицы среди молодежи вдвое или втрое выше уровня безработицы среди взрослых, и это характерно для большинства стран мира. Например, в 2004 г. в России уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет составлял 17,5% и был ниже, чем во Франции, Италии, Финляндии, Польше, Эстонии, Латвии, Литве.
В Японии, Великобритании, Канаде, США, Германии уровень безработицы среди молодежи ниже, чем в России. При этом в указанных странах отмечается более высокий по сравнению с Россией уровень занятости молодежи.
Рассмотрим более подробно показатели, характеризующие экономическую активность молодежи в России. По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами, в ноябре 2004 года 1,6 млн. молодых людей в возрасте 15-24 года и 0,7 млн. в возрасте 25-29 лет активно искали работу и классифицировались как безработные (в соответствии со стандартами МОТ). Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, составил 17,5% в среднем по возрастной группе 15-24 года и 7,6% - по возрастной группе 25−29 лет.
За период с 2000 по 2004 год доля молодежи в возрасте 15-19 и 20-24 лет в общей численности безработных увеличилась, в возрасте 25-29 лет, сократилась. Модальное значение возраста безработных составляет 20 лет. Исследования показывают, что увеличивается уровень безработицы среди молодежи 15−19 лет. Анализ показателей структуры молодежи по экономической активности показывает, что высокий уровень безработицы среди молодежи определяется не столько высокой долей ищущих работу, сколько низкой долей занятых, так как в возрасте 15-24 лет значительная часть молодежи обучается в различных заведениях и классифицируется как экономически неактивное население.
Процесс получения образования молодежью завершается к 25 летнему возрасту, и молодежь переходит из категории экономически неактивного населения в категорию занятых. Так, в возрастной группе 25-29 лет доля обучающихся составляет 1,5%, а доля занятых - 81%.
Выход молодежи из категории экономически активного населения и переход в категорию неактивного населения, занятого учебой, связан с так называемым «образовательным бумом» и повышением престижа высшего профессионального образования в стране. За период с 1995 по 2004 г. годовой прием в высшие учебные заведения увеличился в 2,4 раза. Несмотря на некоторый спад рождаемости, количество молодых людей, поступающих в вузы России, уменьшается незначительно. Наряду с влиянием объективного фактора, в качестве которого можно рассматривать повышение доли молодежи в численности населения для возрастной группы 15-24 года, на абсолютное увеличение приема в высшие учебные заведения оказал влияние субъективный фактор, а именно стремление молодежи иметь высшее профессиональное образование, обеспечивающее возможность получения работы с достойным уровнем заработной платы.
Анализ показателей, характеризующих экономическую активность молодежи по полу, показывает, что уровень занятости среди мужчин выше, чем среди женщин. Ситуация более высокого уровня занятости среди мужчин по сравнению с женщинами характерна для всего занятого населения, только размеры превышения различны по возрастным группам, и эти колебания определяются объективными обстоятельствами. Наименьшие различия отмечаются среди населения в возрасте 40-49 лет. Если среди населения в возрасте 20-34 лет превышение уровня занятости мужчин по сравнению с уровнем занятости женщин объясняется тем, что женщины в этом возрасте занимаются воспитанием малолетних детей, то в возрасте 55-59 лет это превышение определяется различными границами возраста выхода на пенсию мужчин и женщин, установленными законодательством.
Показатель уровня занятости относится к группе показателей, связанных с наличием возможности получения работы, но ни в коей мере не характеризует качество рабочих мест, на которых трудится молодежь.
Структура рабочих мест занятой молодежи по секторам экономики характеризуется более высокой долей занятых в неформальном секторе по сравнению со структурой занятости взрослого населения. Среди рабочих мест основной работы городской молодежи на неформальный сектор приходится от 14 до 25%. В сельской местности занятость молодежи в неформальном секторе выше. Так среди занятой сельской молодежи в возрасте 15-19 лет доля работающих в неформальном секторе на основной или единственной работе составляет примерно 41%.
В числе занятой в неформальном секторе городской молодежи от 12 до 27% составляют предприниматели без образования юридического лица и типа, работающие на индивидуальной основе. Остальные - это лица, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей и отдельных граждан. От 60 до 44% работающей в неформальном секторе городской молодежи рассматривали свою работу по найму как временную и случайную.
Практически все занятые в формальном секторе молодые люди − это наемные работники. Предпринимательство с официальной регистрацией предприятия в качестве юридического лица среди молодежи не распространено. Доля владельцев собственных предприятий в числе занятой в формальном секторе городской и сельской молодежи в возрасте 25-29 лет не превышает 2%. Работа молодежи в формальном секторе характеризуется высокой долей временной и случайной занятости.
Статистические данные показывают, что дополнительная занятость увеличивает трудовую нагрузку молодежи в среднем на 10 часов в неделю. Среди молодых людей, имеющих дополнительную работу, доля лиц с избыточной занятостью (в объеме свыше 48 часов в неделю на всех работах) составляет от 54 до 60%. В числе молодежи имеющей одну работу, доля лиц с избыточной занятостью в 10 − 12 раз ниже и составляет около 4 - 5%. Наряду с этим, от 1,3 до 2,7% работающей молодежи имели неполную занятость (менее 30 часов в неделю) и искали дополнительную работу.
В среднем фактическая продолжительность трудовых часов в неделю в ноябре 2004 г. у молодежи до 20 лет составила 36,1 часа, в возрасте 20-24 и 25-29 лет - соответственно 38,5 и 38,8 часа.
Статистические данные об отраслевой структуре занятости молодежи по возрастным группам показывают, что среди городского и сельского населения суммарная доля занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле во всех возрастных группах примерно одинакова и составляет 64-67%.
От 28 до 38% составляет доля молодежи в возрасте 15-29 лет в численности занятых в таких отраслях, как торговля, управление, общая коммерческая деятельность, в финансово-кредитных организациях, около 45% - в информационно-вычислительном обслуживании. Существенно ниже представительство молодежи в таких отраслях, как сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, наука и научное обслуживание.
Межотраслевое перераспределение рабочих мест занятой молодежи в период с 2000 г. характеризуется увеличением в структуре доли таких отраслей как транспорт и связь, строительство, информационно-вычислительное обслуживание, общая коммерческая деятельность, культура и искусство, наука и научное обслуживание, финансово-кредитные организации, жилищно-коммунальное хозяйство.
Состав по занятиям рабочих мест основной работы занятой молодежи различен в зависимости от возраста и уровня образования. Так, среди молодежи в возрасте 15-19 лет 33% задействованы на местах неквалифицированных рабочих, 20% составляют работники сферы обслуживания. В этой возрастной группе около 70% занятой молодежи не имеют профессионального образования. Среди молодежи 20-29 лет доля неквалифицированного труда существенно меньше и составляет 9-12%.
Величина показателя уровня безработицы среди специалистов отдельных специальностей является дополнительным индикатором для анализа текущей потребности экономики в специалистах определенной квалификации. Анализ показателей экономической активности молодежи по группам специальностей показывает, что среди молодежи в возрасте 20-29 лет, получивших высшее и среднее экономическое образование, около 182 тыс. человек в ноябре 2004 г. не имели работы и классифицировались как безработные. Уровень безработицы в этой группе специальностей составил 8,9%.
Остаются невостребованными многие специалисты строительного профиля. Уровень безработицы среди молодежи 20−29 лет с высшим и средне профессиональным образованием по группам строительных специальностей составляет 8,4%, среди молодежи с начальным профессиональным образованием по строительным профессиям - 11,6%.
Еще выше уровень безработицы среди молодежи, имеющей образование сельскохозяйственного направления: 14,9% среди специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и 14,2% - среди лиц, окончивших учреждения начального профессионального образования и получивших сельскохозяйственные профессии.
Одним из определяющих параметров при трудоустройстве молодежи на работу, наряду с наличием вакансий, являются уровень оплаты труда, который молодые люди будут иметь при поступлении на работу, а также возможности карьерного роста и повышения дохода в ближайшем будущем.
Каждый человек имеет право самостоятельно выбирать себе место работы сообразно своим знаниям, навыкам интересам и предпочтениям. Но зачастую молодые люди разочаровываются в своем выборе, если работа не оправдывает возложенных на нее надежд, и вынуждены увольняться, пополняя армию безработных. В силу своего молодого возраста эти люди не имеют должного опыта, навыков, а нередко и знаний, чтобы правильно сделать свой выбор. И в этом им нужно всячески содействовать, чтобы, с одной стороны, полученное образование не оказалось невостребованным, а с другой - рабочие места, требующие высокого уровня квалификации, не занимали люди, не имеющие его.
Заключение
Молодежь изучается множеством общественных дисциплин. Само понятие молодежь имеет несколько значений. Смена поколений, сопутствующая развитию всякого общества, предполагает не вытеснение одних другими, а их интеграцию, объединение в одно целое. Участвуя в этом процессе, молодежь реализует свои важнейшие социальные функции: воспроизводственную, трансляционную, инновационную. Тем самым ее социальное развитие является одним из условий развития общества. Поэтому под социальным развитием молодежи понимаются количественные и качественные изменения ее социальных характеристик в процессе становления в качестве субъекта общественного производства и общественной жизни. Отсюда возникает необходимость специального изучения социальных механизмов взаимодействия общества и молодежи.
Молодежь особенно чувствительная к переменам, наиболее восприимчивая часть общества. Социологи показали, что искусственное затягивание «переходного возраста» дорого обходится личности, и обществу. Пока юный человек не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной.
Давно известно, что люди с высоким самоуважением более самостоятельны, меньше поддаются внушению, проявляют большую социальную активность. Нравственно зрелый человек знает, что жизнь нельзя переписать, и каждый его поступок окончателен. По мнению Н. Г. Чернышевского, без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола средних, а потом и пожилых лет мужчиной не становится, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и интересов отражается на характере и на воле: «Какова широта взглядов, такова широта и решений».
Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично, чем детское. Оно схватывает многозначность слов и понятий. Юность - возраст горячих споров, предметом которых может быть все что угодно, жадного философствования, теоретизирования даже на известные темы, поисков формулы счастья и формулы любви. Юность особенно чувствительна к собственному «Я» и вообще к «внутренним» психологическим проблемам. Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира.
Социальная незрелость в среде молодежи или критический конфликт между открытым внутренним миром и окружающей реальностью может стать причиной подростковой девиантности, как индивидуальной, так и групповой. На этой почве создаются контркультуры, вырабатывается девиантное, делинквентное и даже криминальное поведение. Очень важным в такой ситуации является изучение микросреды подростков с отклоняющимся от нормы поведением. Как правило, именно микросреда влияет на усвоение этических и социокультурных норм.
Таким образом, при исследовании молодежи рассматриваются следующие относительно самостоятельные, однако прочно взаимосвязанные составляющие: потенциальные сущностные силы (личностный потенциал); побудительно-мотивационные и социальная деятельность, которая является способом реализации сущностных сил. Каждая из перечисленных составляющих является, по существу, основанием социального развития молодежи и рассматривается в качестве возможных направлений социологического исследования.
Если необходимо возродить в душах молодежи идеалы, то следует бояться не разоблачения ошибок прошлого, а неопределенности в том, что и как делать в настоящем, куда и как двигаться дальше. Молодежь, при всей ее потребности иметь честную историческую память, помыслами и планами устремлена вперед. Но чтобы по-настоящему увлечь молодежь перспективами завтрашнего дня, ее надо заинтересовать уже сегодня. А для этого надо знать ориентации, ценности, мотивы, которыми руководствуются молодые.
Литература
1. Briar S., Miller H. Problems and Issues in Social Casework. – N-Y.; London, 1971.
2. Malcolm P. Modern Social Work Theory. – London, 1994.
3. Max Muller. Pilosophische Antropologie. – Freiburg / Munchen, 1974.
4. Payn M. Modern social work theory: a critical introduction. − London 1990.
5. Richmond Mary E. Social Diagnosis. − N-Y, 1965.
6. Siporin M. Introduction to social work practice. – London, 1972.
7. Tischler H. Introduction to sociology. - N.-Y., 1990.
8. Агеев B. C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. − М., 1990.
9. Айви А., Айви М., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. − Новосибирск, 1990.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.,
1977.
11. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. − М., 1988;
12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
13. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. − М., 1992.
14. Библейская энциклопедия. – М., 1891.
15. Бодрова В. В. Семья и женщина в зеркале общественного мнения / Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. − М., 1992.
16. Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников 1073−1076 годов». − Киев, 1990.
17. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. − М., 1960.
18. Бэром Р., Ричардсон Д. Агрессия. − СПб., 1997.
19. Варга А. Профессиональный отбор социальных работников: принципы и методы / Профессионально-этические нормы социальной работы. – М., 1993.
20. Вейнингер О. Пол и характер. − М., 1992.
21. Воронин C. B. Теория «филантропии». – M., 1981.
22. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. – М., 1990.
23. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. – Барнаул, 1996.
24. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков − М., 1990.
25. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. − Л., 1989.
26. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. − М., 1990.
27. Даль В. И. Пословицы русского народа. − М., 1984.
28. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX−XII вв.). - М., 1998.
29. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. − М., 1994.
30. Доброштан В. М. Аксиологические основы мировоззрения личности: монография. – СПб: СПГУТД, 2006.
31. Доброштан В. М. Молодежная субкультура / Основы социальной работы с молодежью. – СПб., СПГУТД, 2005. – С. 88-102.
32. Домашняя медицинская энциклопедия / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: Медицина, 1993.
33. Запад и Восток: Традиции и современность. − М., 1993.
34. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления. - М., 1977.
35. Злотникова Л.Н. Алкоголизм − социальная патология. − Минск, 1988.
36. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. − М., 1985.
37. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – СПб., 1997.
38. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. − М., 1996.
39. Козлов В.Н. Физиология и психология труда: Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. – Саратов, 1984.
40. Кон И. С. Введение в сексологию. − М., 1988.
41. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. – М., 1988.
42. Корнеев Л.Н. Психогигиена профессиональной деятельности //
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под. ред.
Г.С. Никифорова. – СПб., 1991.
43. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
44. Леннеер-Аксельсон, Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению − М., 1995.
45. Лисицын Ю., Копыт Н.Я. Алкоголизм. Социально-гигиенические аспекты: Руководство для врачей. − М., 1983;
46. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. − М., 1991. −С. 509.
47. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. – СПб.,
1997.
48. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
49. Митрошенков О. А. Онтология гуманизма и тоталитаризма. – М., 1993.
50. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М., 1976.
51. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации. − М., 1996.
52. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1984.
53. Организация Объединенных наций: Права человека. – Нью-Йорк, 1990.
54. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. − М., 1997.
55. Павленок П. Д. Введение в профессию «социальная работа»: Курс
лекций. − М.: ИНФРА-М, I998.
56. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. − М.: ИНФРА-М, 2000.
57. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. – М.: Союз, 1993.
58. Питер Дж.Л. Принципы Питера. – М., 1990.
59. Понятие судьбы в контексте разных культур. – М., 1994.
60. Поппер К. Открытое общество и его враги. − М., 1992.
61. Поучение Владимира Мономаха / Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы: XI − начало XII века / Сост. Д.С.Лихачев, Л.А.Дмитриев. − М., 1978.
62. Психология личности и образ жизни. – М., 1987.
63. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X − начало XIX века). - М., 1997.
64. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – 1997.
65. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. – М., 1994.
66. Рожанский И. Д. Античный человек: О человеческом в человеке. – М., 1991.
67. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред.
A. M. Панова, Е. И. Холостовой. − М., 1997.
68. Русская литература XI-XVIII вв. − М., 1988.
69. Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997.
70. См.: Ломбразо Ч., Ферреро Д. Женская проституция. Врожденные и случайные проститутки. Их свойства, нравы и привычки. − М., 1915.
71. Смелзер Н. Социология. − М., 1994.
72. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. − М., 1992.
73. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. −
М.,1997.
74. Справочник социального работника / В. Д. Альперович и др.; под общ. Ред. Е. П. Агапова, В. А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
75. Сухарев Л. В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия. - М., 1998.
76. Теория и методика социальной работы. – М., 1995.
77. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой. − М., 2000.
78. Теория и методика социальной работы: краткий курс. – М., 1994.
79. Теория и методология социальной работы / Григорьев С. И. и др. –
М., 1994.
80. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.
81. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. – М., 1997.
82. Философия социальной работы: Монография / Под ред. В. И. Митрохина – М., 1998.
83. Фирсов М. В. Теоретические основы социальной работы. − М., 1997.
84. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М., 2001.
85. Фирсов М.В. Антология социальной работы в России: В 3 т. − М., 1994−1995.
86. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. − М., 1993.
87. Франк С.Л. Духовные основы общества. − М.,1992.
88. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. − М.,1993.
89. Холостова Е. И. Теория социальной работы. – М., 2006.
90. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М., 1993.
91. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
92. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. − М., 1992.
93. Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. − Ульяновск, 1994.
94. Шульц П. Философская антропология. – Новосибирск, 1996.
95. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер с англ. − М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993−1994.
96. Юнгхолм Свен-Эрик. Гуманистические ценности социальной работы. – М., 1995.
97. Ярская В. Н. Философия социальной работы. – Саратов, 1994.
[1] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. – Л., 1989. – С. 91-92.
[2] Под мелкими бытовыми сделками принято понимать сделки, направленные на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме.
[3] См Приложение 2; Закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; Инструкцию об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 мая 2005 г. № 370; Методические рекомендации «Лицензионные требования и условия осуществления судебно-психиатрической экспертной деятельности», утвержденные Минздравом РФ 2 апреля 2004 г.
[4] Существует также европейская опекунская организация: См.: http://www. enymo.homestead.com/.
[5] Постановление правительства РФ «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». От 1.12.2004 г. //bio.su/nd_007.htm.
[6] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» // Собрание законодательства РФ. 27.11.95 № 48, ст. 4563.
[7] Орлова И. Б. Самоубийство – явление социальное / Социологические исследования. – М., 1998. - № 8. С. 36
[8] Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994. С. 113.
[9] Шекспир В. Зимняя сказка//Полн. Собр. Соч. в 8 т. Т. 8. – М., 1960. С. 58.
[10] Герцен А. И. Концы и начала / Соч. в 9 т. Т. 7. – М., 1958. С. 488-499.
[11] См.: Выготский Л. С. Педология подростка / Собр. Соч. в 6 т. Т. 6. – М., 19984. С. 197-198.