При работе с такими детьми нужно учесть следующее.

Из-за постоянного нахождения в среде монотонной и обедненной информационно, сенсорно, эмоционально и социально, среде, дающей лишь монотонные впечатления и минимальные навыки, дети отличаются от сверстников, выросших в семьях.

Из-за отсутствия постоянных, постепенно усложняющихся контактов с взрослыми людьми и нарушения пропорции (в норме взрослых больше, детей меньше) у таких детей не формируются нормальные социальные взаимосвязи, определяющие отношение к пожилым людям и старикам, детям младшего возраста, инвалидам и т.п. Из-за этого их поведение может быть жестоким, эмоционально неокрашенным.

Нередко дети, воспитывающиеся в домах-интернатах, страдают дисфорией – пониженным настроением с выраженной мрачностью, раздражительностью, неприязнью к окружающим, злобностью.

Также у них не формируются нормальные иерархические отношения, но формируется типичная изоляционная иерархия с уважительным отношением к физической силе и стремлением подавлять более слабых.

Часто у таких детей встречается негативизм,как активный – стремление делать все наоборот, «назло», так и пассивный – в виде отсутствия реакций на просьбы и обращенную речь.

Так как дети из соц. домов получают практически все в готовом виде, не участвуя в процессе, у них недостаточно сформирована смысловая цепочка «ожидание-планирование-подготовка-процесс-результат», соответственно страдает логическое мышление, фантазия, умение представлять результат своей деятельности.

Вследствие изолированности от новых раздражителей (людей, событий, явлений), дети имеют низкую стрессоустойчивость и выраженную неофобию (боязнь, отторжение, избегание новых предметов, людей, ситуаций и т.п.).

Дети, постоянно воспитывающиеся в соц.учреждениях:

Недоверчивы к новым людям, новое воспринимают как опасное.

Плохо идут на контакт с незнакомыми людьми, могут молчать, избегать взгляда, убегать, но, привыкнув, склонны привязываться слишком сильно.

Сначала опасаются телесных контактов, затем, при возникновении привязанности, стремятся все время их поддерживать.

Пугаются сильных эмоций – смеха, плача, эмоциональной жестикуляции, повышения голоса, т.к. не умеют их правильно воспринимать.

Не могут адекватно оценивать чужую физическую боль. Как правило, имеют более высокий порог болевой чувствительности.

Не имеют многих элементарных бытовых навыков и даже представления о действиях (вскипятить чайник, наклеить пластырь, постирать белье и т.п.).

Плохо понимают (и демонстрируют) промежуточные понятия, такие как «не совсем», «немного», «почти», а также эмоциональные «полутона». Часто способны оценить ситуацию только как плохую или хорошую, без переходных состояний.

Имеют недостаточно развитую способность к сопереживанию, пониманию других людей.

Гипертрофированно брезгливы, их могут немотивированно раздражать и даже пугать любые новые, непривычные запахи, ощущения на коже.

Не имея четкого представления о своей роли в происходящем действии, склонны молча наблюдать со стороны, отстраняться.

Опасаются задавать вопросы. Не умеют просить помощи, содействия, разъяснений, поддержки.

Избегают просьб, но могут молча без разрешения взять понравившуюся вещь.

Легко кооперируются (инстинктивно) для защиты, нападения, добывания пищи и необходимых вещей, совершения побегов. При этом сложная кооперация для совестного творчества, труда для них очень сложна, в силу отсутствия нормально развивающихся социальных отношений со старшими и младшими.

Затрудняются в любом выборе, так как постоянно получают то, что им полагается, не участвуя в процессе выбора еды, одежды, игрушек и т.п.

Имеют низкую критику окружающего, так как не имеют возможности сравнивать. Вследствие этого, легко попадают под влияние того, кто вызовет доверие.

При возникновении доверительных отношений моментально привязываются и стремятся стать частью вашей жизни, склонны к гиперпривязанности.

При полноценно развитом интеллекте и отличной памяти могут казаться заторможенными.

Склонны к резким перепадам настроения, от беспричинного веселья до угнетения, мрачности.

Часто, не получив результата быстро, теряют интерес к процессу. Это происходит из-за отсутствия в жизненном опыте ребенка наблюдений за началом, развитием и завершением даже элементарных бытовых процессов (приготовление пищи, стирка и т.п.). Такая ограниченность опыта приводит к недоразвитию линейного мышления, способности к экстраполяции и воображения, отсутствие которых компенсируется сильно развитым вниманием к деталям и хитростью.

Дети, воспитывающиеся в социальных учреждениях с рождения или раннего возраста, производят впечатление отстающих в развитии. Хотя интеллект и память их не менее развиты, чем у домашних детей, недоразвитие социально-эмоциональной сферы может быть достаточно сильным. Так как эмоции являются важной частью механизма адаптации человека, недоразвитая эмоциональная сфера делает таких детей недостаточно адаптивными (приспособленными) к изменениям и жизни в обществе, неустойчивыми к стрессам, склонными к казалось бы немотивированным депрессиям и агрессии.

Учитывая эти особенности нужно помнить, что недоверчивое и даже агрессивное поведение таких детей вызвано объективными причинами, не связано с вами и вашей деятельностью, не направлено против вас лично.

Также, необходимо учитывать и то, что социально неблагополучные старшие дети и подростки могут причинить серьезные травмы собаке и волонтеру, если ситуация выйдет из под контроля.

Перед началом работы с такими детьми их необходимо разбить на группы по возрасту, с разницей в два года. Совмещать разновозрастных детей с большей возрастной разницей нецелесообразно, это снижает эффективность работы с ними.

На одного волонтера с собакой вначале должно приходится не более 5-6 детей любого возраста.

Знакомство с детьми и первые занятия должны происходить в присутствии воспитателя.

В группу канис-терапевтов должен быть включен психолог и (или) социальный педагог.

Цель работы – развить эмоциональную, социальную и интеллектуальную сферы ребенка до нормального состояния.

Задачи работы с такими детьми заключаются в следующем:

1. Разнообразить их впечатления: зрительные, тактильные, слуховые.

2. Стимулировать воображение, фантазию, абстрактное и логическое мышление.

3. Развить способности к сотрудничеству, сложной совместной деятельности (кооперации) с разными людьми, социализации.

4. Дать представление и по возможности развить разнообразные навыки.

5. Стимулировать развитие эмоциональной сферы, способности к сочувствию, стремление понимать других.

6. Развить способность адаптироваться к новым раздражителям, людям, животным, событиям, повысить устойчивость к стрессам.

Наиболее эффективны занятия в течение года, 1-2 раза в неделю с каждой группой.

Занятия ведутся по программе, которая может корректироваться в зависимости от особенности каждой группы детей и учреждения.

Первые 4-6 занятий не должны быть продолжительнее учебного часа, затем продолжительность занятий можно увеличить до 2 часов, равномерно чередуя подвижные занятия с требующими фиксированной позы. Между занятиями необходимо устраивать «перемены».

Первые несколько занятий (2-4) должны проходить в присутствии знакомого детям воспитателя (психолога, педагога), который является психологическим адаптером и снижает стресс и отторжение у детей. У воспитателя нужно получить максимум информации о личностных особенностях детей и строить программу занятий, исходя их полученных сведений.

На первых занятиях нужно выяснить реакции детей на происходящее (собаку, волонтеров, сами занятия). Для этого нужно внимательно, но незаметно наблюдать за каждым ребенком.

Последние занятия должны психологически подготовить детей к прощанию с собаками и волонтерами.

Знакомство должно быть не навязчивым, доброжелательным, но без желания угодить детям или избыточного стремления привлечь их внимание, пожалеть и т.п. Желательно с самого начала создать атмосферу доброго сотрудничества по определенным правилам и с конкретной целью. Цель должна быть понятной детям, четко сформулированной, достижимой и интересной. Возможные варианты – кружок юных собаководов для младшего возраста, базовая профессиональная подготовка (инструктор-дрессировщик, зоопарикмахер, работник зоомагазина и т.п.) для детей старшего возраста.

Занятия можно строить в виде урока с ведением записей, контрольными вопросами, практическими занятиями, зачетами, экзаменами и т.д. Нужно стимулировать творческое отношение детей, инициативу.

Любые новые раздражители необходимо вводить дозировано, не перегружая восприятие детей.

Для работы с такими детьми, по крайней мере на первых порах, пригодны только крупные и средне-крупные, сильные и выносливые собаки, которым трудно причинить вред. Только после первичного развития эмоциональной сферы, развития понятий о чужой боли, об ответственности, сочувствии и понимании, можно включать в работу мелких собак. Нужно учитывать и то, что большинство из таких детей на первых порах привлекают только крупные собаки с брутальной репутацией, т.к. дети ищут любую возможность придать себе уверенности, укрепить авторитет, защититься.

В процессе работы важно дать понять, что уверенность нужно черпать не из внешней среды, а из внутренних резервов, например, из качественных знаний, умении учиться и адаптироваться. Сильным стимулом для таких детей является все, что связано с безопасностью и выживанием, с учетом этого можно проводить ролевые игры.

Очень важно научить детей учиться и адаптироваться самостоятельно, избегать излишнего привыкания к волонтерам и собакам. На примере собак необходимо объяснить детям, что такое взаимное уважение, почему необходимо заботиться о других и т.п. Например, рассказав про структуру стаи собак, однако при этом нужно избегать аналогий с человеческой семьей, слов «мама» и «папа», т.к. жизненный опыт подростков в этом отношении может быть негативным.

Используя собак, нужно рассказывать детям об эмоциях – радости, страхе, любви, гневе, удовольствии и т.п. Объяснять, что означает данная эмоция, почему и в каких ситуациях мы испытываем те или иные чувства, какие чувства нужно сдерживать, а какие нужно показывать другим. Например – обсудить, почему собака виляет хвостом, почему она радуется хозяевам и друзьям. Почему умеренная радость собаки приятна, а бурные ее проявления пугают. Перейти к моментам, когда радость испытывают люди, проиграть ситуации, в которых можно испытывать радость. При этом нужно объяснять, что улыбаться это правильно и не стыдно, а вот громко смеяться не нужно, потому что можно испугать кого-то другого и т.д. и т.п.

Начинать такие упражнения нужно с положительных эмоций и, добившись умения контролировать их, перейти к отрицательным.

Занимаясь социальной и эмоциональной сферой детей, не стоит забывать и о наличии у них присутствующего хотя бы в легкой форме дефицита внимания (концентрации), тонкой координации, речи. Во время работы необходимо ставить перед детьми задания, развивающие мелкую моторику – застегивание и расстегивание пряжек на ошейниках, пристегивание карабинов, расчесывание шерсти и т.п. С учетом взаимной связи между отделами мозга, отвечающими за мелкую пальцевую моторику и речь, работа пальцев окажет положительное влияние на развитие речи детей.

А такие задания, как шитье амуниции и одежды для собак, мытье мисок и расчесок, элементы приготовления пищи, изготовления подстилок, склеивания или выпиливания учебного реквизита – будут полезны и в плане развития бытовых навыков. Во время всей этой деятельности необходимо как можно больше разговаривать с детьми, комментировать свои действия, побуждать детей к ответным комментариям. Упражнения необходимо выстраивать так, чтобы дети должны были кооперироваться для достижения результата друг с другом и с волонтером, а также вынуждены были задавать ему уточняющие вопросы.

Занятия с собакой фристайлом, цирковой и сценической дрессировкой разовьют основную координацию, творческие способности, дадут разнообразную физическую нагрузку на все группы мышц.

Такие дополнительные задания, как ведение дневников и конспектов, написание рассказов, изготовление иллюстраций и т.п. будут очень полезны и сделают нагрузку комплексной и полноценной.

Цикл занятий с детьми и подростками из социальных домов и закрытых учреждений желательно планировать целый учебный год, занятия должны проходить в одни и те же дни недели и в фиксированные часы занятий. При возможности желательно комбинировать занятия в помещении с занятиями на открытом воздухе.

Продолжительность одного занятия может быть от 1 академического часа до 2 академических часов. Если занятия продолжаются более 45 минут, для детей нужно делать перерыв на 10-15 минут, дав им достаточную, насколько это возможно, свободу действий. В перерыве за детьми нужно наблюдать, оценивая их реакцию на занятия.

Количество собак и волонтеров должно быть 1-3 на группу в 10-15 человек. Собак не следует менять ранее, чем через 10 занятий, для создания атмосферы стабильности и доверительности. Однако, нужно периодически знакомить детей с новыми собаками или менять условия занятий (например, перенести занятие на улицу, или сменить задание). При этом не нужно стремиться к постоянному разнообразию, не менее 50% раздражителей и действий на каждом занятии должны быть привычными и знакомыми. Упражнения должны усложняться постепенно, не вызывать отторжения сложностью и невыполнимостью задач, не должны пугать избыточной новизной.

Структура одного занятия должна быть примерно следующей:

1. Вводная часть, концентрация на занятии – 5 минут

2. Малоподвижные занятия – 20 минут

3. Подвижные занятия – 15 минут

4. Завершающая часть, релаксация, концентрация – 5 минут.

Оценка результатов работы проводится следующим образом:

Неструктурализованное наблюдение (наблюдение за всем комплексом поведения, а не за заранее определенными элементами). Такое наблюдение дает возможность более точно оценить индивидуальные характеристики поведения, дает представление об элементах поведения, не укладывающихся в тесты и опросники, не нормирующихся шкалами оценки.

Структурализованное наблюдение (наблюдение за заранее выделенными, изучаемыми элементами поведения с фиксированием их по определенному плану).

Структурализованное наблюдение:

В дневниках нужно отмечать и подсчитывать все проявления дисфории и негативизма, отмечая частоту их проявления и продолжительность эпизодов на каждом занятии и в динамике курса занятий, особо отмечая эти проявления при появлении новых людей, собак, заданий, смене обстановки (выход на улицу, в другое помещение).

Неофобия (проверяется реакция на нового человека (волонтера с собакой)) – фиксируется продолжительность в минутах. При первом знакомстве, после 10 занятий, после 20 занятий, в конце курса.

Коммуникативность:

Контакт глазами – взгляд в лицо при прямом обращении к ребенку. Фиксируется – скорость ответа, продолжительность взгляда, количество отведений глаз в сторону, избегание взгляда в лицо.

Ответная улыбка – улыбка в ответ на улыбку хорошо знакомого волонтера. Фиксируется скорость и продолжительность, наличие или отсутствие реакции.

Способность обратиться с вопросом– ребенку предлагаются задания, которые невозможно выполнить без уточняющих вопросов. Например, ставится несколько коробок, в одной лежит нужный предмет (игрушка или лакомство для собаки), который необходимо принести. Нормальная реакция – незамедлительный уточняющий вопрос «из какой коробки» (1 балл). Самостоятельное обследование коробок без уточняющих вопросов говорит о сложностях в коммуникации, сильной неуверенности в себе (3 балла). Уточняющий вопрос с некоторой задержкой говорит о недостаточно развитой коммуникации, недостаточной уверенности (2 балла)

Инициатива – предлагается выбрать задание, упражнение или решение задачи из некоторого количества сложных вариантов. Например, предложить самому ребенку выбрать, с какой собакой, какую команду выполнять. Или выбрать ролевую игру и ее участников. Оценивается скорость и качество принятия решения. Решение принимается быстро и осознанно (1 балл) – хороший результат.

Перенос опыта. Ребенку предлагают решить задачу по уходу или дрессировке с новой собакой, которую он раньше не видел (другой породы или окраса и размера). Например, «научить» ее садиться и давать лапу. Норма – (1 балл) достаточно уверенный перенос опыта общения с предыдущей собакой на новую. Отрицательный результат – отказ от выполнения задания, неофобия (3 балла). Неуверенное общение с собакой с начала и до конца занятия указывает на недостаточно развитое умение переносить и применять приобретенный опыт на иную ситуацию (2 балла).

Желательно оценивать и изменения координации детей.

Улучшение тонкой координации – проверяется возможность собрать из мелких деталей некий контрольный объект. Данный объект предлагается собрать через определенные промежутки времени, например, через каждые 5 или 10 занятий. Данный объект не присутствует на обычных занятиях. Оценивается скорость (минуты) и точность выполнения задания (выполнено, не выполнено, выполнено с ошибками).

Улучшение общей координации – проверяется в предлагаемой спортивной игре, например, пройти точно по нарисованной мелом линии на скорость, пропрыгать по ней на левой и на правой ноге по очереди. Фиксируется точность и скорость выполнения задачи, отклонения от линии, симметричность положения тела, рук и ног. Для усиления мотивации можно предложить двигаться от одной собаки к другой.

Тестовая оценка:

Тест Басса-Дарки для оценки агрессивности и негативизма.

Тест – опросник САН для оценки самочувствия активности и настроения.

Подросткам предлагают выполнение тестов трижды – в начале, середине и конце курса занятий, под предлогом их профессиональной ориентации. Тесты заполняются индивидуально, без возможности обсудить свои ответы с другими.

Дополнительный способ оценки в виде проективного теста «несуществующее животное».

Наши рекомендации