Начало, знающее бесконечность
Автор – Вера Георгиевна Акимова,
руководитель Светомузыкального оптического театра ГОУ СОШ № 906 ЮАО г. Москвы,
лауреат мэрии г. Москвы,
Рыцарь Гуманной Педагогики,
г. Москва.
Заявленный мастер-класс отражает форму педагогической жизни в системе дополнительного образования детей, преподавание в которой возможно только при наличии авторской или адаптированной образовательной программы. Это условие предоставляет педагогу, осваивающему Гуманную педагогику, не только пространство творчества при разработке программы, отражающую его мировоззрение, духовность, но и возможность частично практически реализовать образовательные курсы, перечисленные в книге «Школа Жизни» Ш.А. Амонашвили.
Лейтмотив мастер-класса: «Чтобы прикоснуться к звездам, необязательно лететь к ним. Стань звездой на земле!» [4].
Форма мастер-класса – занятие.
«Начало, знающее бесконечность» – одна из тем авторской комплексной образовательной программы по дополнительному образованию детей «Экология личности», состоящей из трех этапов (программ): «Тропинка к себе», «Музыку рисуем светом», «Экология личности». Программа предназначена для детей возраста 7-18 лет. Срок реализации программы – 5 лет. Заявленная тема предназначена для детей 7-10 лет.
Почему выбрана эта тема?
Шалва Александрович Амонашвили в своих книгах пишет: «Какие уроки нужны нашим ученикам, о чем с ними надо говорить на уроках?Наши ученики – это дети Света, они рождены, чтобы мыслить космически, но жить духовно-нравственными законами Земли. Им нужны уроки, через которые они смогут осознавать их сопричастность к двум мирам. Пусть поможет нам перифраз мысли Николая Бердяева, чтобы уточнить эту идею: человек сопричастен к Миру Высшему, который он в духе отражает, и к Миру Земному, судьбу которого он разделяет. Но с нашими учениками может случиться то же самое, что и с человечеством: они могут так погрузиться в земные проблемы и переживания, что забудут о своей причастности к Миру Высшему. Но мы можем помочь своим ученикам, даря им Уроки о Звездном Небе, о смысле жизни, о предназначении…» [1]. И продолжение в «Педагогической симфонии»: «И если это будет так, то вариации этой педагогической мелодии сильнее и внушительнее прозвучат в повседневной жизни детей, а сами уроки станут смыслом их жизни…» [2].
И здесь есть одно условие – уроки не станут смыслом жизни детей, если педагог не будет носителем этого смысла или стремиться к нему.
Поэтому в программе «Экология личности» подробно прописаны основные педагогические принципы, сформулированные Ш.А. Амонашвили:
– одухотворять среду вокруг ребенка;
– проявлять творческое терпение, помогая ребенку в самопознании;
– доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества;
– построение лестницы успеха на занятии каждому ребенку, отмечая каждый его успех на занятиях, даже очень маленький, сравнивая достижения ребенка «сегодня» только с его же достижениями «вчера»;
– использование методов и приемов на занятиях, способствующих постижению детьми мира через себя, то есть не передача знаний, а выращивание собственных мыслей ребенка. Учимся думать, думающий человек очень красив.
– сопровождать ребенка в процессе познавания им себя, следование за ребенком.Антуан де Сент-Экзюпериписал: «Вожатый покажет мне путь, но пройду его я сам, он оставит меня в одиночестве, уверив, будто я сам открыл Вселенную».
«Учитель должен готовиться к Уроку всю жизнь» – так сказал Василий Александрович Сухомлинский. А мудрец сказал: «Легко быть садовником, трудно стать уроком семени», уроком сущности Ребенка, стремящегося к проявлению.
Какое море Света? Создание учителем пространства, в котором «случаются» откровения и «расширение души», которое помогает ребенку «пережить красоту и гармонию», а также педагогическое озарение, уважение к ребенку, построенное на видении образа ученика в будущем, устремленность учителя к расширению педагогического сознания.
Каждый раз, проводя это занятие с разными возрастными группами детей, я по-новому осознаю себя, вспоминаю, для чего я родилась, свое предназначение и что является главным для меня в этой жизни.
Какие мудрые мысли питают мой источник и вдохновляютна творение данной темы:
Дионисий Ареопагит, VI век, говорил, что Печать Божественности лежит на каждом из нас, «оттиски печати имеют много общего с ее оригиналом: оригинал присутствует в каждом из отпечатков весь, и ни в одном из них – лишь какой-то своей частью». Частичность Печати определяется свойствами воспринимающего материала – конкретной личности, т.е. потенциально в каждого привносится все, идущее свыше, но расслышать, увидеть и понять это все целиком не под силу никому.
К. Кедров:«Сделать верх как низ означало сделать землю как небо, а по небу ступать как по земле. Сделать внутреннее как внешнее и внешнее как внутреннее значило увидеть в себе бесконечный космос и узнать себя в бесконечном космосе».
Мераб Мамардашвили:«Мысль рождаетсяизудивления вещам как таковым, и это называется мыслью. Мысль не есть исчисление; даже если я написал “два” и “два” и затем подумал: “два плюс два – четыре”, то это еще не мысль. Мысль нельзя подумать механически, она рождается из душевного потрясения. Мышление – это разговор с самим собой о былых встречах с Богом».
«Даже из книг – готовое, казалось бы, знание – можно усвоить, если в тебе уже есть то, с чем можно его соразмерить, что можно вспомнить и узнать. На ум сразу приходит замечательное выражение Мандельштама “выпуклая радость узнавания”.
В.В. Налимов:«Все живое является частью Семантической Вселенной. Человек в соответствии с такой логикой, есть многообразие текстов» или «Личность является самочитаемым текстом – текстом способным самоизменять себя».
Николай Бердяев: «Человек сопричастен к Миру Высшему, который он в духе отражает, и к Миру Земному, судьбу которого он разделяет».
Эммануил Кант: «Самое главное – это звездное небо над головой и нравственный императив внутри человека».
Утверждаемая идея: чтобы помочь ребенку извлечь искорку знания, учитель, прежде всего, должен открыть в себе «свет очевидности», который горел бы в нем самом. И этот «свет очевидности» поможет учителю в творении уроков, которые затрагивают внутренний мир Ребенка и бережно и естественно вовлекают учеников в созидание самих себя. Ш.А. Амонашвили постоянно обращается к нам с пожеланием: «Ищите жемчужину в себе. Погружайтесь в свой внутренний мир. Познавайте свой безграничный космос» и призывает нас: «Мужественно откажемся от узкого сознания и освободимся от трехмерного пространства. Примем мерность четвертую. От принятия педагогом четвертой мерности зависит, какие у него будут цели и задачи: в двух, трехмерном или четырехмерном мире. Педагогу необходимо признать высшую силу, допустить бессмертную душу ребенка и свою душу как бессмертную и стать творцом».
Педагог, практически реализующий Гуманную педагогику, будет стремиться в каждое занятие привносить четвертую мерность.
Два основных вектора (орта) пронизывают данное занятие. Первый орт – космичность человека, второй орт – осознание своих возможностей и талантов. Древняя мудрость гласит: «Познай себя и ты узнаешь Бога».
Искорка знаний:предназначение человека и «сопричастность к Миру Высшему», познавание своего безграничного космоса, радость открытий, выстраивание собственных суждений, самостоятельное добывание фактов.
Демонстрация приемов: путешествие с маленькой звездочкой, совместное разгадывание тайны каштана, соединение (штопанье) явлений земли и неба, философствование, проведение аналогий, обращение к своему внутреннему миру в поисках источника Света и Мудрости, стремление объяснять и понимать смысл своей жизни, освобождение от качеств, мешающих впитыванию Света, творческая работа (сочинение-размышление, рисунок-состояние).
Какие еще приемы?
1. Когда бросаешь камешек в море, озеро, создаются волны. На занятии своей задачей я считаю создать эти волны удивления, познавания в сознании детей, следуя за их размышлениями, философствованиями.
2. На занятии педагогомне случайно используются глаголы: учимся чувствовать, создаем, размышляем, фантазируем и т.д. На занятиях педагог вместе с детьми проживает событие, явление, размышляет о себе, о своих чувствах, сочиняет притчу, сказку. Такой подход способствует не только возникновению духовной общности между педагогом и детьми, но и тому, что каждое занятие для педагога становится формой и средством духовно-нравственного восхождения не только ребенка, но и его самого.
3. Подводя итоги занятия, дети отвечают на вопросы: «Какие важные события произошли сегодня на занятии, в жизни каждого из вас? Понравилось ли занятие?» Педагог тоже делится с детьми своими размышлениями о том, что его удивило на занятии, над чем задумался, что в нем изменилось и чего он не мог достичь на занятии (например, сохранить улыбку сердца). Лейтмотивом для педагога являются слова Ш.А. Амонашвили: «Когда зовете детей, говорите “Будем учиться”, а не “Буду учить”».
4. Следуя китайской пословице «Услышу – забуду, увижу – запомню, сделаю – пойму», каждая тема занятия раскрывается с помощью наглядных образов и практической деятельности. Используя силу воображения, дети формируют в своем сознании впечатления более длительные, чем те, которые, остаются у них после устного объяснения, не подкрепленного наглядными образами. Опыт практической деятельности с предметами также вызывает наиболее сильные впечатления.
5. Постоянный отклик на события в жизни детей. Тема как открытая система, постоянно обновляется содержанием, приемами. Они рождаются из ситуаций на занятиях, детских вопросов и ответов. Можно сказать, что каждое занятие создается в сотворчестве педагога и ребенка.
6. Для эмоциональной настройки и настройки души на предстоящее занятие и отключения от нежелательных психологических помех до начала занятия используется «встречная» музыка и каждое занятие начинается с прослушивания звона колокольчика и просмотра светомузыкальной композиции.
Итак, приглашаю Вас в совместное путешествие к источникам света и творчества.
Ступеньки мастер-класса
«Начало, знающее бесконечность»:
I. Настраиваемся, слушая колокольный звон. Рефлексия.
II. Что мы знаем о звездах?
III. Просмотр и обсуждение светомузыкальной композиции «Красота космоса».
IV. Слушаем историю про путешествие маленькой Звездочки [7].
V. Отвечаем на вопросы анкеты «Путешествие маленькой Звездочки».
VI. Сочиняем историю своей Звездочки.
VII. Визуализация своих мыслей, чувств, эмоций или образа своей Звездочки. Рисунки-состояния.
VIII. Домашнее задание «Тайна каштана».
IX. Пояснения педагога, совместный анализ.
X. Какие важные события произошли сегодня на занятии? Рефлексия увиденного и себя.
I. Каждое занятие мы начинаем с настройки, слушая колокольный звон, который помогает войти в резонанс с темой, настраивать наши сердца. Акцент делался на следующее: не слушать, а слышать; не смотреть, а видеть и чувствовать. Звучит колокольный звон. Слушаем его с закрытыми глазами, затем отвечаем на вопросы: «Что Вы почувствовали? Какого цвета звук колокольчика? Куда полетел звук? Что сказал Вам колокольчик?»
Колокольчик стал нашим другом и, когда я однажды забыла начать занятие с настройки колокольчиком, дети сказали: «А урок еще не начался, потому что вы забыли “проколоколить”». С помощью нашего колокольчика дети начальных классов неожиданно для себя открывают законы распространения и взаимодействия волн, порождаемых звуком. А однажды дети сами открыли еще одно качество звука нашего колокольчика – его звук может лечить. Помогла нам узнать об этом Катенька, а точнее ее обида. Сердце подсказало ребятам, как вылечить нашу Катю. На вопрос: «Куда полетел звук?», все дети отвечали: «В Катино сердце». У Кати бровки распрямились, улыбка коснулась ее личика и обида улетела. Также дети направляют звук колокольчика братику, маме, другу.И мне, как педагогу, открылась еще одна тайна нашего колокольчика – с помощью него мы от посылки звука перейдем к посылке добрых мыслей.
И так настроились. Пожалуйста, закройте глаза и послушаем колокольный звон.
II. Что вы знаете о звездах?
– Они светят на небе, когда темно, из них выстраиваются различные фигуры на небе…
III.Мераб Мамардашвили писал, что «в действительности произведение искусства есть текст, внутри которого создается человек, способный написать этот текст». Поэтому на каждом занятии предусмотрен просмотр тематической светомузыкальной композиции.