Решение уравнений и систем уравнений

Лабораторная работа № 2

по дисциплине «ИТ в элементарной математике»

бакалавриат: Педагогическое образование (профиль ИНФОРМАТИКА),

1 курс, заочное отделение

РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MS EXCEL

Цель: получить навыки решения задач из курса математики с помощью табличного процессора MS Excel.

ЗАДАНИЯ:

На оценку « удовлетворительно»:

Таблица Пифагора

Задание 1.Открыть новую рабочую книгу, в которой Лист1 переименовать в Таблица Пифагора.

Задание 2.На листе Таблица Пифагора получить таблицу Пифагора (таблицу умножения для чисел от 1 до 9).

Выполнение.

а)подготовить таблицу по образцу

Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru

б)в ячейку В5 ввести формулу для нахождения произведения чисел, находящихся в ячейках А5 и В4

в)скопировать эту формулу на диапазон ячеек В5:J13

В случае получения неверных результатов отредактировать формулу в ячейке В5 и скопировать ее заново.

Вычисление значений функции

Задание 3.На новом листе Значения функций выполнить следующие задания:

1.Вычислить значение функции y=sin 2x только при x=1,5.

Выполнение.

а)оформить таблицу по образцу

Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru

б)ввести в ячейку В4 значение 1,5

в)в ячейку В5 ввести расчетную формулу, используя Мастер функций

меню Вставка Þ Функция

г)для проверки ввода значения 1,5 выполнить:

меню Данные Þ Проверка Þ вкладка Параметры Þ в разделе Тип данных выбрать Действительное Þ в разделе Значение выбрать равно Þ в разделе Значение вписать 1,5

2.Вычислить значение функции при значениях аргумента, взятых из различных промежутков, учитывая область определения функции:

Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru

Указание. Использовать функцию ЕСЛИ.

3.Вычислить значение функции при значениях аргумента, взятых из различных промежутков. Значения аргумента хранятся в одной ячейке в виде списка.

Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru

Указание. Для получения списка значений выполнить команду:

меню Данные Þ Проверка Þ вкладка Параметры Þ в разделе Тип данных выбрать Список Þ в разделе Источник через точку с запятой перечислить значения аргумента

4.Получить таблицу значений функции y=cos(ln(x2 + 5)) на отрезке [-2; 2] с шагом h=0,5.

Указание. При записи формулы вложенные функции берутся в строке формул

Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru

Решение уравнений и систем уравнений

Задание 4. На новом листе Решение уравнений выполнить следующие задания:

1.Найти всетри корня уравнения sin x=0,5x+0,1 двумя способами, используя надстройки Подбор параметра, Поиск решения.

Выполнение.

а)получить таблицу значений функции у= Sin x-0,5x-0,1 на отрезке [-3; 3] с шагом h=0,2 и определить промежутки (отрезки), на которых функция меняет знак либо с плюса на минус, либо с минуса на плюс

б)оформить таблицу вида

х=  
у=  

в)в ячейку для значения х ввести число из отрезка, на концах которого функция меняет знак

г)в ячейку для значения у ввести формулу для вычисления значения выражения Sin x-0,5x-0,1

д)для поиска корня уравнения с помощью надстройки Подбор параметра выполнить следующее

- меню Сервис Þ Подбор параметра

- в окне Подбор параметра заполнить поля

Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru

Установить в ячейке: адрес ячейки, содержащей формулу для вычисления значения выражения Sin x-0,5x-0,1

Значение: 0

Изменяя значение ячейки: адрес ячейки, содержащей подбираемое значение x

- выполнить б)-д) для нахождения двух других корней уравнения

е)оформить еще три таблицы (см. б)-г)) и получить все три корня данного уравнения с помощью надстройки Поиск решения

- меню Сервис Þ Поиск решения

- в окне Поиск решения заполнить поля

Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru

Целевая ячейка: адрес ячейки, содержащей формулу для вычисления значения выражения Sin x-0,5x-0,1.

Равной: ¤ значению 0

Изменяя ячейки: адрес ячейки с подбираемым значением x

- кнопка Выполнить

2.Найти целочисленное решение уравнения: x+4y–33=0 .

Выполнение.

а)оформить таблицу вида

х=  
у=  

б)в ячейку для значения х ввести целое число

в)в ячейку для значения у ввести формулу для вычисления значения выражения x+4y–33

г)меню Сервис Þ Поиск решения

д)в окне Поиск решения заполнить поля Целевая ячейка, Равной, Изменяя ячейки, Ограничения

Указание. В качестве ограничений на значения неизвестных х и у выбрать вариант целое.

Задание 5.На новом рабочем листе Система уравнений получить решение следующей системы уравнений:

Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru

Выполнение.

а)создать три таблицы вида:

Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru Решение уравнений и систем уравнений - student2.ru

б)для значений x, y, z можно ввести в ячейки В7, В8, В9 любые числа (на рисунке - значения 0)

в)в ячейки В11, В12, В13 ввести расчетные формулы для вычисления левых частей уравнений системы

г)выполнить команду меню Сервис Þ Поиск решения

д)в окне Поиск решения заполнить поля

Целевая ячейка: адрес ячейки, содержащей формулу для вычисления значения левой части 1-ого уравнения (В11)

Равной: ¤ значению 0

Изменяя ячейки: адреса ячеек, содержащих значения x, y, z (В7:B9)

Ограничения: добавить, используя кнопку Добавить, два условия на равенство нулю левых частей 2-ого и 3-его уравнений: В12=0 и В13=0

е)кнопка Выполнить

Наши рекомендации