Цель и задачи развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Пояснительная записка.
Актуальность рабочей программы «Моя школьная страна» вызвана особым этапом в жизни ребёнка, связанным:
· С изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
· С освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, в социальном признании и самовыражении;
· С принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
· С формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебно-познавательной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебно-познавательном процессе;
· С изменением при этом самооценки ребёнка, который приобретает черты адекватности и рефлексивности;
· С моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
и предусматривает:
· Достижение планируемых результатов освоения воспитательной программы всеми обучающими, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, кружков, организацию полезной деятельности, социальной практики с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей (ДЮСШ, ДМШ, МОУДОД «Дом детского творчества» гп. Усогорск);
· Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
и осуществляет интеграцию содержаний и организации модульных программ, гарантирует успешность достижения планируемых результатов развития и воспитания, предусмотренных ФГОС:
· Личностные результаты- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
· Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
· Предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также системаосновополалагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
и направлена на:
· Формирование общей культуры обучающихся;
· Духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
· Создание основы для самостоятельной реализации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенство;
· Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
Нормативно-правовой и методологической основой программы «Моя школьная страна» являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»
· Федеральный государственный стандарт начального общего образования
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концептуальной и методической основой для разработки и реализации программы «Моя школьная страна» является Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,разработанная МОУ «Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов». Программа «Моя школьная страна» представляет собой многомодульную конструкцию, которая включает в себе следующие программы:
· Программа ДНР и В «Пока все дома: Дети, Отец, Мать». (МОУ «Усогорская средняя общеобразовательная школа с УИОП») (Приложение 1)приложения\приложение 1ДНРиВШ программа школы ФГОС.docx
· Программа воспитания толерантности «Я живу среди людей» (МОУ «Усогорская средняя общеобразовательная школа с УИОП») (Приложение
2) приложения\приложение 2Программа Я живу среди людей.docx
· Программа надпредметного курса «Мир деятельности». (Научный руководитель– Л.Г. Петерсон,д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год. Руководитель проекта – М.А. Кубышева., п.н., доцент кафедры естественно-математического образования АПК и ППРО, зам. Директора по научно-методической работе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО.(Приложение 3).3 приложения\приложение 3Программа надпредметного курса Мир деятельности.docx приложения\приложение 3.1пояснительная записка Мир деятельности.docx приложения\приложение 3.2тематическое планирование Мир деятельности.docx
· Рабочая программа «Школа творческого читателя» (МОУДОД «Дом детского творчества» пгт. Усогорск) (Приложение 4)
4).приложения\приложение 5 РП Литературное чтение.docx
Рабочая программа «Моя школьная страна»содержит 7 разделов:
1. В первом разделе определены цель и задачи развития и воспитания обучающихся, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы. Семьи и других институтов общества.
2. Во втором разделе определены основные направления развития и воспитания обучающихся. В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.
3. В третьем разделе формулируются принципы развития и воспитания обучающихся, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
4. В четвёртом разделе раскрывается основное содержание развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе, представленной основной развивающей и воспитательной программой школы «Пока все ДОМа: Дети, Отец, Мать»,и подпрограммой «Я живу среди людей», рабочей программой надпредметного курса «Мир деятельности».
5. В пятом разделе раскрыто основное содержание совместной деятельности образовательного учреждения с МОУДОД «Дом детского творчества» гп. Усогорск.
6. В шестом разделе раскрывается структура реализации рабочей программы «Моя школьная страна».
7. В седьмом разделе определены планируемые результаты.
Цель и задачи развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Цельюразвития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являетсясоциально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого,компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за своё настоящее и будущее, настоящее и будущее своей семьи, школы, города/села, своего края, страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
· Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
· Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
· Формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
· Формирования нравственного смысла учения;
· Формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
· Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
· Формирование эстетических чувств, ценностей и потребностей;
· Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
· Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
· Формирование нравственного смысла здорового образа жизни, элементарных навыков и умений в личной здоровьесберегающей деятельности.
· Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
· Формирование основ российской гражданской идентичности;
· Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
· Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
· Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
· Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, с родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
· Укрепления доверия к другим людям;
· Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
· Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
· Формирование толерантности и основ культуры общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
В области формирования семейной культуры:
· Формирование отношения к семье как основа российского общества;
· Формирование у обучающего уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
· Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;