Методические рекомендации по ее содержанию
Курсовая работа включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист
- Оглавление
- Глоссарий (словарь терминов)
- Перечень условных обозначений, смысловых единиц
- Введение
- Первая (теоретическая) глава
- Выводы по первой главе
- Вторая (эмпирическая) глава
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Примеры оформления титульного листа, словаря, оглавления приводятся в Приложениях 1 – 3 данного учебно-методического пособия.
Титульный листоформляется в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями. Особое внимание следует обратить на то, чтобы были правильно указаны название образовательной организации, ученая степень, ученое звание, ФИО научного руководителя, ФИО, направление образовательной подготовки, группа автора работы.
Оглавление – это наименование основных структурных элементов работы, отражающих логику и содержание курсовой работы, с указанием соответствующих страниц. Главное требование к оформлению – не перегружать информацией частного характера. В оглавлении указываются названия глав (обычно 2) и параграфов (2 – 3 в каждой главе).
Глоссарий(словарь терминов)включаетосновные термины, используемые в работе, их определения (на которые опирается студент) со ссылками на источники, из которых они заимствованы.
Перечень условных обозначений, смысловых единиц приводится в тех случаях, когда в ходе всей работы используется понятие, имеющее общепринятое сокращение. Например, ЗБР – «зона ближайшего развития».
Введение
Введение – визитная карточка работы. Соответственно, от того, насколько научно грамотно, корректно и глубоко (но при этом лаконично) описаны основные компоненты введения, во многом зависит впечатление от работы в целом. Объем введения не должен превышать 5–10% объема всей работы.
Структурными компонентами введения являются:
1. Актуальность исследования.
2. Противоречие(я), проблема исследования.
3. Объект и предмет исследования.
4. Цель исследования.
5. Гипотеза исследования (не обязательна для курсовой работы в 1 семестре) или Положения, выносимые на защиту.
6. Задачи исследования.
7. Теоретико-методологическая база исследования.
8. Методы исследования.
9. Этапы исследования.
10. Экспериментальная база исследования.
11. Практическая значимость.
12. Апробация результатов исследования (не обязательна для курсовой работы в 1-м семестре).
1. Актуальность исследования –это обоснование степени важности, значимости изучения заявленной темы на современном этапе развития науки и практики. Актуальность может быть теоретической (тема исследования слабо, неполно раскрыта в науке) или практической (вытекает из актуальных задач современного образования). При обосновании актуальности рекомендуется:
– показать связь темы исследования с актуальными проблемами и перспективами развития образования (уместна ссылка на нормативные документы);
– охарактеризовать состояние изученности темы с указанием конкретных авторов и подходов (то есть, сделать краткий обзор источников информации), указав при этом, какие вопросы остались неизученными (или слабо изученными);
– дать общую характеристику изучаемого феномена (в соответствии с темой работы).
2. Противоречие(я) и проблема исследованияявляются логическим продолжением обоснования актуальности темы. Противоречия – это несоответствие между:
– новыми фактами и устаревшими способами их объяснения;
– новыми подходами и способами их практической реализации;
– новыми методами (средствами, технологиями) и недостаточностью сведений об их результативности;
– потребностью в конкретных практических рекомендациях и недостаточностью оснований для их разработки, и т.д.
Проблема исследования – главный вопрос, непосредственно вытекающий из обнаруженного противоречия, который будет решаться в ходе и результате данного исследования.
Например, «Противоречия:
1) между современными требованиями к педагогу и актуальным уровнем его профессиональной подготовки;
2) между необходимостью расширять арсенал образовательных технологий и недостаточным уровнем владения этими технологиями;
3) между необходимостью освоения арт-педагогических «технологий» и недостаточностью научно-методических разработок по этому вопросу,
актуализируют проблему исследования. Проблемой является вопрос о том, какие арт-педагогические «технологии» целесообразно использовать в образовательной подготовке будущих педагогов, и каковы обучающие и развивающие возможности этих технологий?»