Технический редактор: Евгения Шестакова Статья №1

Общественное движение

«Новая Русь»

Технический редактор: Евгения Шестакова Статья №1 - student2.ru

Цикл статей о физической культуре и спорте.

Автор: Пересвет Новорусов

Технический редактор: Евгения Шестакова Статья №1

Данный цикл статей посвящен популяризации Здорового Образа Жизни, физической культуры и спорта. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.


Тема сегодняшней статьи:

«Общие термины и понятия в системе физического развития человека»

Опережая вопрос: «А почему такая тема статьи?», отвечаю сразу, многие не знаю ниже перечисленные термины, не могут отличить физ. культуру от спорта и т.д., что не может радовать. Многие спортсмены, начинающие и опытные, смогут подчеркнуть для себя что-то новое или вспомнить забытое, потому что теория физического воспитания неотъемлемая часть в развитии человека. В этой статье я обращаю внимания на основные понятия, определения и принципы. В последующих статьях мы поговорим о наиболее важных моментах, более подробно. Дополнительно поговорим о системах упражнений и тренировок. Итак:
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека, включает в себя специальные знания в области физиологии человека, педагогике, анатомии и других отраслях. Основная задача, это всестороннее развитие человека, овладение навыками и умениями, связанными с профессиональной деятельностью человека.

Спорт – многогранное общественное явление, которое исторически выделилось в соревновательной деятельности человека, военных соревнованиях.
В данное время спорт развивается по двум направлениям:

- Массовый (задача оздоровительная)

- Спорт высших достижений (достижение высоких результатов в выбранном виде спорта)

Методы и принципы обучения физическому воспитанию.

Данные принципы совпадают с общепринятыми стандартами обучения. Отражая свою специфику, они реализуются особыми методами и средствами.
Принципы:
1) Сознательность и активность.

Предусматривает интерес к физической культуре и спорту, естественную мотивацию.

Мотивация – побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
2) Наглядность

Направляет на освоение посильного упражнения. Основная задача создать правильное представление об отдельном элементе физического упражнения. В данном принципе могут быть задействованы сенсорные функции человека.

3) Доступность

Учёт половых и возрастных особенностей людей, занимающихся ФК.
4)Систематичность
Регулярность занятий, правильное чередование нагрузок и отдыха (при этом у занимающихся совершенствуются функциональные системы).

5) Динамичность

Выражается в усложнение двигательных задач в нарастающем объёме и интенсивности нагрузок. Проявляется в следующих формах:

а) ступенчатая (от простого к сложному)

б) волнообразная (чередование простого и сложного)

в) прямолинейно-восходящая.

Средства:
1) Основным средством физического воспитания является физическое упражнение.
Физическое упражнение - это двигательное действие, которое по форме и содержанию отвечает задачам физического воспитания. Число физических упражнений велико, они различаются по форме и целевой направленности.

2) Оздоровительные силы природы

а) Сопутствующие условия (открытый воздух)

б) Дозированные процедуры (закаливание)

3) Гигиена человека.

Методы:

1) Строго регламентированные упражнения, которые предусматривают программное обучение, дозированость, использование природных условий.

2) Игровой метод

Применяется для комплексного совершенствования двигательной системы человека.

3) Соревновательный метод

Сопоставление сил занимающихся на первенство и достижения.

4) Словесно-сенсорный метод

Предполагает словестные формы и чувственные, формы рассказа и убеждения, пояснений, указания и команды.

Двигательный навык – степень овладения техники действия, при котором движение происходит автоматически и сохраняется на много лет.

Самый простой пример – езда на велосипеде. Двигательные навыки могут реально спасти вашу жизнь. Был случай, когда бывшего игрока в регби сбила машина. При этом на руках он держал грудного ребёнка. За доли секунды он успел повернуться так, что ребёнок даже не заплакал. Ему, конечно, сломало ноги, но… в регби он не играл, к тому моменту, уже 20 лет.

Физические качества – функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности организма.

Принято выделять 5 качеств: Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Спортивная подготовка –целесообразное использование физических навыков, которые воздействуют на спортсмена и обеспечивают необходимые спортивные достижения.

Гиподинамия – недостаточная двигательная активность организма.

Из-за гиподинамии страдает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, страдает обмен веществ. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз. Ещё её называют «болезнью цивилизации». Подумайте сами, каким видам человека разумного не хватает движения.
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.

Вредные привычки серьезно ухудшают состояние здоровья человека (физическое и психическое). К ним относят: табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания и т.д.

Лично я бы к вредным привычкам добавил бы сидячий образ жизни! (почему см. гиподинамию).

Образ жизни – способ индивидуальной или коллективной жизнедеятельность. Образ жизни главный фактор, определяющий здоровье человека.

Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ) – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.


ЗОЖ включает в себя:

1) Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

2) Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

3) Отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

4) Правильное питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

5) Двигательная активность: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

6) Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

7) Закаливание.

Также некоторые авторы включают:

8) Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

9) Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

10) Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

11) Социальное самочувствие — способность взаимодействовать с другими людьми.

Я считаю, что на этом хватит определений. В завершении статьи я посоветую всем выполнять следующее (особенно это касается людей подверженным нагрузкам в ходе мозговой деятельности, это офисные работники, студенты и школьники):

1. Утренняя гигиеническая гимнастика;

2. Физкультурная пауза в процессе труда;

3. Физкультминутка.

4. Микропауза активного отдыха.

5. Занятия физической культурой по избранной программе

Утренняя гигиеническая гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Этот вид гимнастики помогает организму быстрее активизироваться после сна и обрести бодрость.

Утреннюю гигиеническую гимнастикулучше начать с самомассажа поясницы и спины, а затем выполнить упражнения для мышц рук, пояса верхних конечностей и туловища, маховые движения ногами, упражнения в смешанном или чистом висе, а также дыхательные упражнения. Закончить утреннюю гимнастику желательно водной процедурой, после которой необходимо насухо вытереть тело и сильно растереть полотенцем поясницу и спину. Не рекомендуется выполнять прыжки, подскоки и бег, создающие большую нагрузку на межпозвоночные диски. Подробнее остановлюсь на некоторых упражнениях:

Исходное положение (И.П.) – сидя на стуле или на табурете, руки опущены вдоль туловища, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Упражнение 1

И.П.; круговые движения надплечиями вперед и назад. Повторить 4-6 раз в каждом направлении, темп средний.

Упражнение 2

И.П.; поднять руки через стороны вверх над головой и соединить кисти рук тыльными поверхностями – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза, темп медленный.

Упражнение 3

И.П.; кисти рук к плечам; поднять локти, потом опустить их. Повторить 6 раз, темп средний. Дыхание свободное.

Упражнение 4

И.П.; наклонить голову вперед, стараясь коснуться подбородком груди, и максимально откинуть голову назад. Повторить 2-6 раз, темп медленный. Дыхание свободное. Это упражнение надо выполнять с особой осторожностью.

Физкультурная пауза – это комплекс упражнений направленный на то, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7—8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.

Физкультурная паузапроводится в течение 5 - 6 минут. Для тех, кто работает в положении сидя с опущенной головой, рекомендуется комплекс, состоящий из 8 - 9 упражнений, выполняемых в исходном положении - стоя, в среднем темпе и со средней амплитудой. Тем, кто работает в положении стоя, рекомендуется выполнять 7 - 9 упражнений в положении сидя с несколько подтянутыми ногами с небольшим напряжением, в среднем темпе и с ограниченной амплитудой. После упражнений следует активно промассировать поясницу и спину в течение 1 - 3 минут, а затем расслабить мышцы ног.

Примеры упражнений:

Упражнение 1.

Исходное положение: основная стойка

Выполнение на счёт:

1-2 – правую ногу назад на носок, руки за голову, локти отвести назад;

3-4 – вернуться в исходное положение.

То же, с другой ноги. Повторить 8 раз.

Упражнение 2.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

Выполнение на счёт:

1 – рывок руками назад;

2 – поворот влево, левая рука в сторону;

3 – повернуться прямо, рывок согнутыми руками назад;

4 – поворот вправо, правая рука в сторону.

Повторить 12 раз.

Упражнение 3.

Исходное положение: ноги на ширине ступни.

Выполнение на счёт:

1 – махом руки вверх;

2 – наклон вперёд, руки махом назад;

3 - полуприсед, руки махом вперёд;

4 – вернуться в исходное положение.

Повторить 12 раз.

Физкультминутка – это система упражнений направленная на снятие утомления при умственных нагрузках и недостатке мышечной деятельности.

Физкультминуткаотносится к так называемым малым формам активного отдыха, проводится в течение 1 – 2 мин и состоит из 2 – 3 физических упражнений.

Чаще всего они выполняются индивидуально, по мере необходимости. Первые упражнения обычно связаны с распрямлением спины, отведением плеч назад и т. д. Затем могут быть упражнения направленного воздействия для тех мышечных групп, в которых ощущается усталость. Используются упражнения на расслабление, как способствующее лучшему кровоснабжению мышц. Обычно используются некоторые приёмы самомассажа, что усиливает восстановительный эффект

Для улучшения мозгового кровообращения:

И.п. — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

И.п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.

Повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

Для снятия напряжения с мышц туловища

И.п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1—5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Наши рекомендации