Технический редактор: Евгения Шестакова Статья №1
Общественное движение
«Новая Русь»
Цикл статей о физической культуре и спорте.
Автор: Пересвет Новорусов
Технический редактор: Евгения Шестакова Статья №1
Данный цикл статей посвящен популяризации Здорового Образа Жизни, физической культуры и спорта. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.
Тема сегодняшней статьи:
«Общие термины и понятия в системе физического развития человека»
Опережая вопрос: «А почему такая тема статьи?», отвечаю сразу, многие не знаю ниже перечисленные термины, не могут отличить физ. культуру от спорта и т.д., что не может радовать. Многие спортсмены, начинающие и опытные, смогут подчеркнуть для себя что-то новое или вспомнить забытое, потому что теория физического воспитания неотъемлемая часть в развитии человека. В этой статье я обращаю внимания на основные понятия, определения и принципы. В последующих статьях мы поговорим о наиболее важных моментах, более подробно. Дополнительно поговорим о системах упражнений и тренировок. Итак:
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека, включает в себя специальные знания в области физиологии человека, педагогике, анатомии и других отраслях. Основная задача, это всестороннее развитие человека, овладение навыками и умениями, связанными с профессиональной деятельностью человека.
Спорт – многогранное общественное явление, которое исторически выделилось в соревновательной деятельности человека, военных соревнованиях.
В данное время спорт развивается по двум направлениям:
- Массовый (задача оздоровительная)
- Спорт высших достижений (достижение высоких результатов в выбранном виде спорта)
Методы и принципы обучения физическому воспитанию.
Данные принципы совпадают с общепринятыми стандартами обучения. Отражая свою специфику, они реализуются особыми методами и средствами.
Принципы:
1) Сознательность и активность.
Предусматривает интерес к физической культуре и спорту, естественную мотивацию.
Мотивация – побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
2) Наглядность
Направляет на освоение посильного упражнения. Основная задача создать правильное представление об отдельном элементе физического упражнения. В данном принципе могут быть задействованы сенсорные функции человека.
3) Доступность
Учёт половых и возрастных особенностей людей, занимающихся ФК.
4)Систематичность
Регулярность занятий, правильное чередование нагрузок и отдыха (при этом у занимающихся совершенствуются функциональные системы).
5) Динамичность
Выражается в усложнение двигательных задач в нарастающем объёме и интенсивности нагрузок. Проявляется в следующих формах:
а) ступенчатая (от простого к сложному)
б) волнообразная (чередование простого и сложного)
в) прямолинейно-восходящая.
Средства:
1) Основным средством физического воспитания является физическое упражнение.
Физическое упражнение - это двигательное действие, которое по форме и содержанию отвечает задачам физического воспитания. Число физических упражнений велико, они различаются по форме и целевой направленности.
2) Оздоровительные силы природы
а) Сопутствующие условия (открытый воздух)
б) Дозированные процедуры (закаливание)
3) Гигиена человека.
Методы:
1) Строго регламентированные упражнения, которые предусматривают программное обучение, дозированость, использование природных условий.
2) Игровой метод
Применяется для комплексного совершенствования двигательной системы человека.
3) Соревновательный метод
Сопоставление сил занимающихся на первенство и достижения.
4) Словесно-сенсорный метод
Предполагает словестные формы и чувственные, формы рассказа и убеждения, пояснений, указания и команды.
Двигательный навык – степень овладения техники действия, при котором движение происходит автоматически и сохраняется на много лет.
Самый простой пример – езда на велосипеде. Двигательные навыки могут реально спасти вашу жизнь. Был случай, когда бывшего игрока в регби сбила машина. При этом на руках он держал грудного ребёнка. За доли секунды он успел повернуться так, что ребёнок даже не заплакал. Ему, конечно, сломало ноги, но… в регби он не играл, к тому моменту, уже 20 лет.
Физические качества – функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности организма.
Принято выделять 5 качеств: Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Спортивная подготовка –целесообразное использование физических навыков, которые воздействуют на спортсмена и обеспечивают необходимые спортивные достижения.
Гиподинамия – недостаточная двигательная активность организма.
Из-за гиподинамии страдает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, страдает обмен веществ. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз. Ещё её называют «болезнью цивилизации». Подумайте сами, каким видам человека разумного не хватает движения.
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.
Вредные привычки серьезно ухудшают состояние здоровья человека (физическое и психическое). К ним относят: табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания и т.д.
Лично я бы к вредным привычкам добавил бы сидячий образ жизни! (почему см. гиподинамию).
Образ жизни – способ индивидуальной или коллективной жизнедеятельность. Образ жизни главный фактор, определяющий здоровье человека.
Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ) – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ включает в себя:
1) Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
2) Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
3) Отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
4) Правильное питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
5) Двигательная активность: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
6) Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
7) Закаливание.
Также некоторые авторы включают:
8) Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
9) Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
10) Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
11) Социальное самочувствие — способность взаимодействовать с другими людьми.
Я считаю, что на этом хватит определений. В завершении статьи я посоветую всем выполнять следующее (особенно это касается людей подверженным нагрузкам в ходе мозговой деятельности, это офисные работники, студенты и школьники):
1. Утренняя гигиеническая гимнастика;
2. Физкультурная пауза в процессе труда;
3. Физкультминутка.
4. Микропауза активного отдыха.
5. Занятия физической культурой по избранной программе
Утренняя гигиеническая гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Этот вид гимнастики помогает организму быстрее активизироваться после сна и обрести бодрость.
Утреннюю гигиеническую гимнастикулучше начать с самомассажа поясницы и спины, а затем выполнить упражнения для мышц рук, пояса верхних конечностей и туловища, маховые движения ногами, упражнения в смешанном или чистом висе, а также дыхательные упражнения. Закончить утреннюю гимнастику желательно водной процедурой, после которой необходимо насухо вытереть тело и сильно растереть полотенцем поясницу и спину. Не рекомендуется выполнять прыжки, подскоки и бег, создающие большую нагрузку на межпозвоночные диски. Подробнее остановлюсь на некоторых упражнениях:
Исходное положение (И.П.) – сидя на стуле или на табурете, руки опущены вдоль туловища, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Упражнение 1
И.П.; круговые движения надплечиями вперед и назад. Повторить 4-6 раз в каждом направлении, темп средний.
Упражнение 2
И.П.; поднять руки через стороны вверх над головой и соединить кисти рук тыльными поверхностями – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза, темп медленный.
Упражнение 3
И.П.; кисти рук к плечам; поднять локти, потом опустить их. Повторить 6 раз, темп средний. Дыхание свободное.
Упражнение 4
И.П.; наклонить голову вперед, стараясь коснуться подбородком груди, и максимально откинуть голову назад. Повторить 2-6 раз, темп медленный. Дыхание свободное. Это упражнение надо выполнять с особой осторожностью.
Физкультурная пауза – это комплекс упражнений направленный на то, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7—8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.
Физкультурная паузапроводится в течение 5 - 6 минут. Для тех, кто работает в положении сидя с опущенной головой, рекомендуется комплекс, состоящий из 8 - 9 упражнений, выполняемых в исходном положении - стоя, в среднем темпе и со средней амплитудой. Тем, кто работает в положении стоя, рекомендуется выполнять 7 - 9 упражнений в положении сидя с несколько подтянутыми ногами с небольшим напряжением, в среднем темпе и с ограниченной амплитудой. После упражнений следует активно промассировать поясницу и спину в течение 1 - 3 минут, а затем расслабить мышцы ног.
Примеры упражнений:
Упражнение 1.
Исходное положение: основная стойка
Выполнение на счёт:
1-2 – правую ногу назад на носок, руки за голову, локти отвести назад;
3-4 – вернуться в исходное положение.
То же, с другой ноги. Повторить 8 раз.
Упражнение 2.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед грудью.
Выполнение на счёт:
1 – рывок руками назад;
2 – поворот влево, левая рука в сторону;
3 – повернуться прямо, рывок согнутыми руками назад;
4 – поворот вправо, правая рука в сторону.
Повторить 12 раз.
Упражнение 3.
Исходное положение: ноги на ширине ступни.
Выполнение на счёт:
1 – махом руки вверх;
2 – наклон вперёд, руки махом назад;
3 - полуприсед, руки махом вперёд;
4 – вернуться в исходное положение.
Повторить 12 раз.
Физкультминутка – это система упражнений направленная на снятие утомления при умственных нагрузках и недостатке мышечной деятельности.
Физкультминуткаотносится к так называемым малым формам активного отдыха, проводится в течение 1 – 2 мин и состоит из 2 – 3 физических упражнений.
Чаще всего они выполняются индивидуально, по мере необходимости. Первые упражнения обычно связаны с распрямлением спины, отведением плеч назад и т. д. Затем могут быть упражнения направленного воздействия для тех мышечных групп, в которых ощущается усталость. Используются упражнения на расслабление, как способствующее лучшему кровоснабжению мышц. Обычно используются некоторые приёмы самомассажа, что усиливает восстановительный эффект
Для улучшения мозгового кровообращения:
И.п. — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п.
Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
И.п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук.
Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.
Повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
Для снятия напряжения с мышц туловища
И.п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1—5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.