Перечень вопросов для подготовки к зачету на этапе овладения и осуществления опыта действия
1. Сущность, содержание и специфика управления. Ключевые категории концепции управления.
2. Учения об управлении. Современные взгляды на управление. Развитие управленческой мысли в России
3. Ведущие принципы менеджмента.
4. Понятие и сущность менеджмента в системе образования и воспитания. Особенности российского менеджмента.
5. Сравнительные особенности моделей менеджмента. Американская и японская модели менеджмента.
6. Факторы внешней и внутренней образовательной среды, их влияние на принятие управленческого решения.
7. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
8. Управленческие решения: понятие, классификация. Процесс принятия управленческих решений.
9. Сущность стратегического управления. Преимущества и недостатки.
10. Коммуникации в управлении. Коммуникативный процесс в управлении. Виды сетей коммуникаций.
11. Информационные технологии в деятельности менеджера.
12. Лидерство. Концепции лидерства. Типы отношений лидерства.
13. Природа и причины конфликтов. Типы конфликтов.
14. Менеджмент и организационная культура. Типы организационных культур.
15. Основные типы структур управления. Линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и дивизиональная структура управления, их достоинства и недостатки.
16. Делегирование полномочий, понятия, виды полномочий. Линейные, аппаратные, рекомендательные, параллельные и функциональные полномочия, их сущность.
17. Образование РФ как целостная система. Состояние системы образования в условиях реформирования.
18. Управление образованием в современных социально-экономических условиях.
19. Реформы в образовании.
20. Характеристика основных нормативно-правовых документов по управлению образованием. Содержание и принципы современной государственной политики России в сфере образования.
21. Инновационные процессы в управлении образованием.
22. Понятие культуры управления. Содержание требований к личности руководите ля. Стиль руководства и выбор методов управления.
23. Понятие информации, еѐ роль в управленческой деятельности.
24. Понятие управленческой задачи. Специфические особенности управленческих задач в системе образования и воспитания. Основные типы управленческих задач и критерии их оценки.
25. Психологическая сущность управленческой деятельности. Управленческая деятельность и руководство. Основные составляющие управленческой деятельности.
26. Руководство и лидерство. Влияние индивидуальных особенностей и черт личности руководителя на выполнение им управленческих функций. Концепция «черт личности»: достоинства и недостатки.
27. Конфликт в управлении. Проблема управления конфликтами. Специфичность позиций руководителя по отношению к конфликту в образовательной организации.
28. Мотивация деятельности человека. Психологические основы мотивирования.
29. Проблема мотивации труда педагога в образовательной организации. Роль мотивирования в процессе реализации управленческих решений.
30. Функции менеджмента
31. Составьте структуру педагогического менеджмента как деятельностной системы.
32. Личность руководителя образовательной организации.
33. Дайте характеристику стилей управления, выделив сильные и слабые стороны каждого из них.
34. Коллектив как объект и субъект управления: раскройте понятия: «группа», «команда», «коллектив».
35. Педагогический коллектив: понятие, структура, особенности управления.
36. Охарактеризуйте структуру общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Какие профессиональные компетенции необходимы субъектам педагогического менеджмента для обеспечения эффективного общения.
37. Раскройте сущность и структуру педагогических(ученых) советов, совещаний..
38. Методика проведения педагогических советов, совещаний, эвристических бесед.
39. Имидж в современном педагогическом менеджменте: понятие, функции, типы.
40. Имидж руководителя современной образовательной организации.
41. Сущность и этапы стратегического управления образовательной организацией.
42. Тактика менеджмента: методы, способы, этапы оперативного управления образовательного процесса.
43. Проектирование системы качества в образовательных организациях.
44. Стратегия развития образовательной организации.
45. Делегирование полномочий и ответственности в образовательной организации.
46. Управление конфликтами и стрессами в образовательной организации.
47. Антикризисный менеджмент: классификация, виды.
48. Процессный подход в образовательной организации: модель (графические схемы процессов)
v Каждый магистрант представляет профессиональный проект самостоятельно выбранной темы по дисциплине.( практический блок)