Дислексия. Особенности овладения чтением детьми. Механизмы и этиология д. Классификация д. анализ разл методик устран д.

В современной литературе для обозначения нарушений чте­ния используются термины: «алексия» — для обозначения пол­ного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» — для обозначения частичного рас­стройства процесса овладения чтением.

Дислексия — частичное специфическое нарушение про­цесса чтения, обусловленное несформированностью (на­рушением) высших психических функций и проявляюще­еся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письмен­ной и устной речи.

В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа на­писанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения. Между ними существует тес­ная связь. Понимание читаемого определяется характером вос­приятия.

Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначени­ями; 2) послоговое чтение; 3) становление синтетических при­емов чтения; 4) синтетическое чтение.

Основными условиями успешного овладения навыком чте­ния являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифферен­циации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.

Этиология д.

Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным. Некоторые авторы отмечают наследственную предрасположенность при на­рушениях чтения.

Большинство авторов отмечает наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и по-стнатальный период. Этиология дислексии связывается с воз­действием биологических и социальных факторов. Дислексии бывают обусловле­ны органическими повреждениями зон головного мозга, при­нимающих участие в процессе чтения.

Функциональные причины могут быть связаны с воздей­ствием внутренних (например, длительные соматические за­болевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дву­язычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов.

Таким образом в этиологии дислексии участвуют как ге­нетические, так и экзогенные факторы (патология беременно­сти, родов, асфиксии «цепочка» детских инфекций, травмы го­ловы).

Механизмы д.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.

Дислексия и нарушения пространственных представлений.

У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ори­ентировки в пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточ­ность в определении формы, величины.

Выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела.

Достаточная сформированность пространственных представлений является необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком.

Дислексия и нарушения устной речи.

У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов.

Многие авторы считают, что нарушения устной речи и чтения — это результат воздействия единого этиопатогенетического факто­ра

В легких случаях эти нарушения обнаруживаются только на стадии овладения письменной речью. В трудных случаях прежде всего оказывается нарушенной устная речь, а нару­шения чтения и письма выявляются позднее. Р. Е. Левина считает, что в основе нарушений чтения и устной речи лежит Несформированность фонематической системы.

На начальных стадиях овладения чтением при недоразви­тии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблю­дается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений.

Если дети плохо различаются звуки на слух, искаженно произносят или за-меняют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв затрудняется.

Чрезвычайно затрудненным у этих детей оказывается и процесс слияния звуков в слоги.

Если у ребенка отсутству­ют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происхо­дит с трудом.

Замена слов при чтении может обусловливаться трудностями установления синтаксических связей в предложении. В про­цессе чтения нормальный ребенок начинает догадываться о смысле и грамматической форме последующих слов уже при восприятии предыдущего слова.

Таким образом, в качестве механизмов дислексии можно рассматривать и нарушение фонематического восприятия (диф­ференциации фонем), фонематического анализа и синтеза, несформированность лексико-грамматического строя речи. Дис­лексия вызывается в основном недоразвитием языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).

Классификация д.

По проявлению выделяются два вида: литеральная, про­являющаяся в неспособности или трудности усвоения букв, и вербальная, которая проявляется в трудностях чтения слов.

Б. Беккер отмечает многообразие видов нарушений чтения: врожденная словесная слепота, дислексия, брадилек-сия, легастения, врожденная слабость чтения.

О. А. Токарева классифицирует нарушения чтения в зави­симости от того, какой из анализаторов первично нарушен: выделяет акустическую, оптическую и моторную формы дис­лексии.

М. Е. Хватцев по нарушенным механизмам выделяет фо­нематическую, оптическую, оптико-пространственную, се­мантическую и мнестическую дислексию. Он считает, что у детей наблюдаются лишь фонематические и оптические фор­мы дислексии.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексии: фонемати­ческую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитие функ­ций фонематической системы.

68.

Наши рекомендации