Школа — воспитательная организация
Четвертой составляющей социализации, с точки зрени А. В. Мудрика, является относительно социально контролируем' социализация, т.е. воспитание. Специально создаваемые госуда ственные и негосударственные организации, основной задаче которых является социальное воспитание определенных возраст ных групп населения, он называет воспитательными организаци ями. К числу таковых, наряду с учреждениями дополнительно] образования, детскими организациями, детскими оздоровительными лагерями и т.п., относится и школа.
Социальное воспитание — процесс относительно социально контролю* руемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспита тельных организациях, который помогает развить возможности человека^ включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отн; шения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.
Социальное воспитание представляет собой взращивание человека § процессе планомерного создания условий для целенаправленных позити; ных развития и духовно-ценностной ориентации.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и гру повых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительн автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействи процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей девушек, их образования и индивидуальной помощи им.
Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целе-^ направленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.
По совокупности автономных параметров школа:
- обязательная воспитательная организация (по принципу вхождения человека в нее);
- государственная, негосударственная, частная, конфессиональная (по юридическому статусу);
- муниципальная (по ведомственной принадлежности);
- открытая (по степени открытости—закрытости);
- постоянная (по длительности функционирования);
- разновозрастная с внутренней структурой, традиционно
предполагающей одновозрастные объединения (по возрастному
составу).
Ведущими функциями школы как воспитательной организа-1 ции являются:
- культурно-образовательная (культурно-духовное развитие учащихся, формирование грамотных, образованных, социально зрелых людей, просвещение детей, выработка системы знаний и взглядов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков — получения знаний, трудовых и т.п.);
- регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности);
- коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля школьного общения);
- организационно-управленческая;
- социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);
- производственно-экономическая;
- общественно-политическая.
В современных условиях школа выполняет новые социально-педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме, необходимостью усиления влияния на социокультурную ситуацию вне школы. К таким функциям можно отнести: социально-воспитательную; охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения; социально-педагогической поддержки семьи; социально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; защиты прав детей; социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников; социально-культурной адаптации; и т. п.
Успешность решения школой задач относительно социально-контролируемой социализации обусловлена характеристиками V сформировавшейся философии школы, культуры школы, присущего ей климата, сложившейся в ней системы воспитания.
Философия школы. Многообразие философских установок, из- (/ бираемых современной школой, можно систематизировать. В част-
Шакурова
ности, предлагается все концепции условно разделить на два вида по направленности воспитательных усилий:
усилий извне, со стороны социума и его представителей (воспитание на основе авторитета или так называемое традиционное воспитание). Основу составляют идеи И. Канта, И. Ф. Гербарта и других: человек по природе не добр и не зол, необходимо привить детям понятия о добре и зле; выработать у них характер, т.е. способность действовать по принципам; характеру ученика должны быть свойственны послушание, правдивость и общительность; дети должны подчиняться известному закону необходимости; деятельность детей организуется не только на основе их склонностей, но также и в соответствии с их обязанностями; при нарушении запрета необходимо наказание; культивируются идеи «воспитывающего обучения».
Основные ценности: незыблемость принятых в данной социальной группе норм, принципов и правил поведения; долг и ответственность индивида перед государством, обществом, коллективом; социальная адаптация; труд на благо общества; традиции (национальные, религиозные, коллективные и др.);
внутренних усилий (со стороны самой личности), направленных на собственное развитие и самовоспитание. Основу составляют идеи Аристотеля, Б. Спинозы, Ж.Ж.Руссо, Д.Дьюи, К. Роджерса, Э.Фромма и других: человек по природе своей позитивен; ребенку не следует навязывать волю воспитателя, необходимо создать условия, наиболее благоприятные для его развития; добродетель есть благо для самой личности; зрелая и цельная личность добродетельна; счастье человека определяется его продуктивностью; цель человека — стать тем, чем он является потенциально.
Основные ценности: саморазвитие, самореализация, целостность и уникальность личности, сотрудничество, любовь к ближнему, творчество.
Культура школы формируется в результате синтеза:
организационной культуры школы, которая аккумулирует культурные образцы, принятые и усвоенные в данной организации и влияющие на различные стороны деятельности ее членов (властные отношения и отношения контроля, отношения к деятельности, технологиям ее выполнения, межличностные отношения внутри групп, межгрупповые отношения, отношения с внешним окружением, мотивация и т.п.). Многочисленные исследования свидетельствуют, что каждый член организации, вне зависимости от его роли и статуса, должен принимать те культурные образцы, которые характерны для данной организации. В противном случае он просто не сможет эффективно работать и взаимодействовать с другими участниками организационных процессов;
ценностно-нормативной системы мира как основы транслируемого в рамках педагогического процесса опыта;
субкультурных влияний, как минимум субкультур учащихся и учителей.
О культуре школы школьное сообщество, отдельные его члены, внешний мир судят прежде всего по символам. Символический аспект организационной культуры значим и важен именно потому, что является способом донесения до педагогов, сотрудников, учащихся системы ценностей и моделей поведения, которые они должны принимать во внимание в своей деятельности, для того чтобы максимально эффективно достигать осуществления целей воспитательной организации. Именно символический аспект важен для определенных моделей организационного поведения. Нет заведомо плохой или хорошей и эффективной культуры. Любая на практике может быть реализована в позитивном (субкультура академических успехов, возрождения и т.д.) или негативном варианте (субкультура неудач).
Символы, как правило, используются в воспитательной организации для уменьшения неопределенности, а при столкновении с нестабильностью становятся ориентирами поведения. В числе таких ориентиров:
- история школы — рассказ о дате основания, целях создания, выдающихся директорах и педагогах;
- организационный фольклор — живущие в школе слухи, мифы, легенды. Важным поддерживающим фактором является возвращение на работу в должности педагога выпускников школы;
- традиционные представления, церемонии и празднования;
- материальные символы — логотипы, эмблемы, выбор цвета и формата, другие элементы дизайна, характеризующие индивидуальный стиль школы, а также стенд с фотографиями лучших учеников, победителей олимпиад и соревнований; манера одеваться; стиль представления докладов и отчетов, в которых раскрывается миссия школы; внешнее выражение ценностей и норм, кодексов и правил, регулирующих поведение и способы деятельности сотрудников и учеников, степень согласования различных позиций. Символы могут снижать или увеличивать напряжение в школьном сообществе. Например, доска объявлений с приказами и выговорами, формализующая каждый шаг учителей и учеников, свидетельствует скорее об «организационной патологии» и лишь увеличивает напряжение. Школьные стенгазеты и фотогазеты, содержащие изрядную дозу юмора, уменьшают напряжение.
Климат школы. Этот термин приобрел широкое распространение в педагогической теории и практике 80-х гг. XX в. Американский исследователь Г. Уолберг понимает под «климатом» все происходящее в школе и оказывающее непосредственное воздействие на развитие личности ребенка. Это — взаимоотношения в школе, общая ориентация школы на учебные успехи, действия учителей
на уроках, система наград и наказаний, «качество жизни» в школе, социально-психологическое самочувствие детей в школе, их участие в принятии решений и организации каких-либо элементов школьной жизни, стабильность количества учителей и групп школьников, организация работы непедагогического персонала
и т.д.
«Психологический климат», «микроклимат», «психологическая атмосфера» — скорее метафорические, чем строго научные понятия, но они полноценно раскрывают суть явления. Его нельзя рассматривать, опираясь на характеристики лишь одного параметра. Так, общепринятые в педагогике определения «хорошего настроения», «дружеских чувств» характеризуют реальный климат школы, который, по многолетнему опыту педагогов, плодит значительное число бездельников.
Модель климата как минимум двумерна и определяется сочетанием инструментальной и социально-экспрессивной функций. Инструментальность сводится к организации выполнения предписанных обязанностей. Социально-экспрессивная функция требует сохранения работоспособного коллектива. Центр внимания перемещается на представления членов коллектива о самих себе, мотивах своего поведения, на устранение мешающих делу напряжения и конфликтов, на активизацию хорошего настроения. Соотношение между интенсивностью инструментального и социально-эмоционального аспектов бывает различно. Различают четыре типа климата: личностно-пассивный, безлично-пассивный, безлично-активный, личностно-активный.
Личностно-пассивный климат — такой, в котором человек ощущает со стороны школы как воспитательной организации заботливое отношение к себе как к личности, но низкую требовательность. Основное правило жизни в таких коллективах — ничего не менять, никого не задевать, не «высовываться».
При безлично-пассивном климате контроль также не очевиден. Сообщество распадается на множество подразделений, каждое из которых живет своей жизнью. Личность никого не интересует: даже если кто-то проявляет активность — это остается без внимания.
При безлично-активном климате человеку предоставляются ощутимые стимулы, но предъявляются жесткие требования. Роли здесь строго определены, остается немного возможностей проявить индивидуальность. Возможна ситуация общей тревоги, когда члены коллектива стараются не вступать в доверительные межличностные отношения, поскольку неясно, кто является источником компрометирующих сведений.
Личностно-активный климат отличает забота о развитии личности, ее успехах, самореализации. Однако привилегии достаются лишь тем, чьи способности и деятельность соответствуют целям организации.
Функции, возможно, реализуются не одним каким-либо лицом, а распределены между различными людьми (как чаще всего происходит в семье: отец обычно обеспечивает инструментальные, мать — социоэмоциональные аспекты).
Психологический климат школы, школьного класса может быть как «угрожающим», так и «развивающим». В первом из них угрозы и требования руководителя обеспечивают пассивное послушание, конформизм. Во втором — внимание, одобрение и поддержка укрепляют человеческое достоинство, стимулируют самоуважение, гордость, стремление к самоутверждению, реализацию способностей. Так у членов коллектива развиваются ответственность и принципиальность, инициатива и творчество.
Очевидно, что предпочтительным является развивающий психологический климат. Чтобы обеспечить его, необходимо внести в жизнедеятельность школы как воспитательной организации ряд характеристик, а именно:
- открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред;
- понимание, способность «войти в положение» другого. Не требуется одобрения любого поступка, но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие;
- гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно, но одно дело, если оно основано на положении в административной иерархии, «силовых» различиях, и совсем другое — на известных каждому нравственных качествах, компетентности человека;
- оценивание не личности, а фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить человеку последствия его поступка для других людей и для него лично, чем просто навесить ярлык;
- не приказ, а ориентация на проблему. Если человеку остается лишь исполнять чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать ответственность за результат;
- сослагательность, а не категоричность в общении, скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство, обрывает обратную связь.