Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. Содержание работы студента в ходе учебной практики № п/п Формулировка задания Вид деятельности Форма отчетности
Содержание работы студента в ходе учебной практики
№ п/п | Формулировка задания | Вид деятельности | Форма отчетности | Формируемые компетенции | |
ОПК | ПК | ||||
1. | Ознакомление с целями, задачами, формами и содержанием практики в ходе установочной конференции. | Педагогическая. | |||
2. | Составление индивидуального плана прохождения педагогической практики. | Проективная. | Дневник практики. | ||
3. | Ознакомление, с особенностями работы школы, с функциями учителя музыки, с условиями, обеспечивающими музыкальное воспитание школьников.. | Проективная. | Дневник практики | ||
4. | Изучение тематических планов, программ, методических пособий по предмету «Музыка», программ дополнительного образования в области музыкального искусства, работы учителей этой предметной области базовой школы. | Педагогическая. | Аннотации программы, реализуемой в базовой школе. Анализ профессиона-льной деятельности учителя. | 9, 10 | |
5. | Психолого-педагогическое наблюдение за отдельными учащимися класса на уроках и во внеклассной работе | Диагностическая. | Психолого-педагогичес-кие характеристики учащихся (10). | ||
6. | Диагностика уровня развития музыкальных способностей (тесты В. П. Анисимова С.В. Кудриной). | Педагогическая (диагностическая). | Диагностичес-кие карты музыкального развития ребенка(10). | ||
7. | Психолого-педагогическое исследование классного коллектива. Диагностика эстетического развития личности (тесты М. Люшера, В. Ражникова). | Педагогическая (диагностическая). | Психолого-педагогичес-кая характеристика классного коллектива. | 9.10 | |
8. | Наблюдение и анализ не 8-10 уроков музыки, проведенных учителем в течение первых недель практики. | Педагогическая (диагностическая). | Дневник практики. Разные формы анализа урока музыки (4). | ||
9. | Наблюдение и анализ уроков музыки, проведенных студентами (10-12 уроков). | ||- | Подробные анализы уроков (6). | ||
10. | Подготовка конспектов по отдельным видам музыкальной деятельности: певческая деятельность, музыкально-слушательская деятельность и т.д.(4 урока). | Педагогическая (проективная). | Конспекты фрагментов уроков. | 3.4. | 8, 18, |
11. | Подготовка конспектов-сценариев уроков музыки (6 уроков). Подготовка необходимых музыкально-дидактических материалов, наглядных пособий. | Педагогическая (проективная). | Конспекты уроков. Презентации, дидактические раздаточные материалы. | 3, 4 | |
12. | Проведение фрагментов уроков (4 фрагмента)). Проведение уроков музыки (6 уроков). | Педагогическая (коммуникативная, организационная исполнительская). | Отзывы учителя музыки, студентов, руководителя практики. | 3, 4 | 8,9. 18.19 |
13. | Самоанализ уроков музыки. | Педагогическая (рефлексивная). | Дневник практики. | 18, 19 | |
14. | Самоанализ по итогам I этапа педагогической практики. | Педагогическая (рефлексивная). | Портфолио. | 18.19 | |
15. | Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (1-2). | Культурно-просветительская. | Сценарий внеклассных мероприятий. | 8,9 | |
16. | Участие в промежуточной и итоговой конференциях. Защита зачетного урока на итоговой конференции. | Педагогическая. | Устное выступление с презентацией. | 3, 4 | 8. 9. 18. 19 |
В отчет включить:
Ø конспекты 3-х уроков с самоанализом;
Ø анализ 3-х уроков учителя музыки;
Ø анализ 3-х уроков студентов;
Ø характеристику классного коллектива;
Ø психолого-педагогическую и музыкально-диагностическую характеристику 10 учеников класса;
Ø сценарий внеклассного мероприятия.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. ГЕРЦЕНА ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКИ
ОТЧЕТ
Студента …………… курса очной формы обучения о прохождении учебной
педагогической практики
вшколе № ... впериод с ... .2016 г. по …2016 г.
Директор школы № …
ФИО Печать
Учитель-методист школы №… Научный руководитель
ФИО ФИО
Дневник учебной практики
Студента (ки) Ф.И.О.______________________
_Курс ____
Адрес ______________________
Учитель музыки Ф.И.О________
Методист Ф.И. О._______
Содержание дневника:
1. Работа в школе (дата, содержание работы, примечания).
2. Выполнение заданий практики.
3. Самоанализ проведенных уроков музыки.
4. Анализ посещенных уроков музыки.
5. Конспекты проведенных уроков музыки.
6. Формы, содержание и результаты выполнения диагностичеких заданий.
7. Самоанализ проведенных уроков музыки.
8. Отчет о формах и содержании внеклассной работы по предмету.
ДАТА | Содержание работы | Подпись учителя | Под-пись мето-диста |
Этап рефлексии | Вопросы для рефлексии | |
1. Действие | ||
2. Мысленное возвращение к действию или ситуации, что предполагает подробное его описание | 1. Что я хотел? 2. Что я думал? 3. Что я чувствовал? 4. Что я делал? | 1. Что мои ученики хотели? 2. Что они думали? 3. Что они чувствовали? 4. Что они делали? |
3. Определение наиболее существенных черт ситуации. Выявление противоречий | Что кажется вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия (например, между ответами на группы вопросов второго этапа вы можете выявить)? | |
4. Определение альтернативных способов действия, путей разрешения ситуации. Определение наиболее оптимального способа действия | Какие альтернативы можно предложить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий? | |
5. Осуществление альтернативных способов действия |
Операционная сторона деятельности студента может быть представлена ответами на следующие вопросы[1]:
1. Чего я хотел достичь?
2. Чему я намеривался уделять особое внимание?
3. Что я делал для достижения цели?
4. О чем я думал?
5. Что я чувствовал?
6. Чего хотели, что делали, о чем думали, какие чувства испытывали мои ученики?
7. Как соотносятся между собой мои ответы на все предыдущие вопросы?
8. В чем состоит основная проблема моего урока?
9. Какие я вижу пути ее решения?
10. В чем достоинства и недостатки каждого из них?
11. Что я реально смогу сделать для решения проблемы?
Содержание обязательной самостоятельной работы студентов
Внеаудиторная работа без преподавателя:
· подготовка к проведению уроков;
· просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, отбор и изучение теоретического музыкального материала;
· подготовка компьютерных презентаций;
· подготовка наглядного и раздаточного дидактического материала;
· подготовка сценария внеклассного мероприятия;
· работа на ПК;
· подготовка к промежуточной и итоговой конференциям, составление конспектов;
· подготовка публичного выступления на итоговой конференции;
· подготовка портфолио.
Портфолио:
· отражает достижения студента в ходе педагогической практики;
· является основным документом, используемым в ходе аттестации по педагогической практике;
· используется студентами в качестве рефлексии своего развития и для самооценки;
· содержит лучшие работы студентов, отражающие их педагогическую деятельность в ходе практики. Студенты самостоятельно отбирают материалы, предлагают их преподавателю и после совместного обсуждения окончательно определяют возможность их включения в портфолио;
· по содержанию и структуре может индивидуально варьироваться в пределах, определяемых жанром документа. Приветствуется совместная деятельность студентов в процессе подготовки портфолио, возможно разделение функций, отражающее реальную совместную работу в парах или группе;
· общая оценка портфолио состоит из оценок входящих в него частей.
Оценка портфолио
Портфолио оценивается целиком на основании оценки обязательных частей его составляющих, согласно разработанным критериям. Предлагается провести обсуждение портфолио по следующим этапам:
· студент — преподаватель;
· организованная защита портфолио на итоговой конференции.
Вид портфолио:
· творчески оформленная обложка, отражающая личность студента;
· наличие оглавления и нумерации страниц;
· соответствие содержания оглавлению.
Содержание портфолио:
· анализы посещенных уроков учителя;
· анализы посещенных уроков студентов;
· анализы посещенных уроков образовательной области «Искусство»;
· сценарии-конспекты проведенных уроков;
· наглядные пособия;
· аудиоматериалы;
· видеоматериалы;
· методические разработки музыкальных дидактических игр;
· дидактические материалы, необходимые для организации учебной, в т.ч. самостоятельной деятельности учащихся;
· творческие работы учащихся;
· результаты различных тестов, самостоятельных работ, их анализ, оценка и выводы, характеризующие эффективность педагогической деятельности студентов;
· ежедневный дневник учебной педагогической практики, содержащий рабочие материалы:
– комплексные профессиональные задачи, которые студент решает во время педагогической практики;
– описание работы, проделанной в течение дня;
– рабочие материалы, продукты проектного этапа решения задачи;
– диагностические материалы;
– аналитические материалы, отражающие процесс наблюдения и анализа работы учителя музыки и студентов;
– конспекты-сценарии собственных уроков;
– методические материалы, необходимые для разработки отдельных видов музыкальной деятельности, музыкально-дидактических игр, изготовления наглядных пособий и т.д.;
· рефлексивные суждения о качестве собственной профессиональной деятельности (проведенные уроки, этапы, итоги практики);
· выполнение диагностических заданий:
– диагностика развития личности учащихся;
– диагностика уровня индивидуального развития музыкальных способностей учащихся;
– психолого-педагогическая характеристика класса;
– выполнение диагностики эмоциональных состояний учащихся в процессе восприятия музыкальных произведений;
· «график-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы);
· анкеты, выявляющие уровень профессиональной компетенции;
· самооценка студентом собственной профессиональной деятельности;
· творческие работы;
· компьютерные программы;
· сценарии внеклассных мероприятий;
· грамоты, знаки отличия.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
а) Основная литература:
1. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта [Текст] : Учебно-методическое пособие. / Рачина Б. С. — СПб.: Изд.-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки». 2015. С.512. (Учебники для вузов. Специальная литератураПб
2. Жизнь полна Смысла [Текст] : Переписка 1956-1959 гг. / Юдина, Мария Вениаминовна ; М. В. Юдина. - М. : РОССПЭН, 2008. - 598, [1] с. : [16] л. фот. - (Российские Пропилеи). - Библиогр.: с. 506-511. - Указ.: с. 519-587. - 1000 экз. - ISBN 978-5-8243-0969-0.
3. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст] : учебное пособие / Цагарелли, Юрий Алексеевич ; Ю. А. Цагарелли; [предисл. авт.]. - СПб. : Композитор. Санкт-Петербург, 2008 (СПб.: Тип. изд-ва "Композитор. Санкт-Петербург"). - 367 с. : табл. - Библиогр.: с. 353-367. - 300 экз. - ISBN 978-5-7379-0381-7.
б) Дополнительная литература
1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. — СПб.: Детство Пресс, 2012. — 112 c.
2. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. — СПб.: Детство-Пр., 2013. — 656 c.
3. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. — Рн/Д: Феникс, 2008. — 428 c.
4. Булатова О.С. Искусство современного урока: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
5. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Изд. 4, перераб. и доп. — М.: МПСИ: Флинта, 2010. — 344 с.
6. Корепанова, М.В.: Основы педагогического мастерства. — М.: Академия, 2010.— 240 с.
7. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 160 c.
8. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 208 c.
9. Мусина В.Е.: Педагогический мониторинг учебных достижений школьников. — Белгород: БелГУ, 2010. — 112 с.
10. Плотникова, Е.Б.: Воспитывающее обучение. — М.: Академия, 2010. — 176 с.
11. Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2010. — 368 с.
12. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. — М.: Издательство: УЦ "Перспектива", 2010. — 208 с.
13. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э.Б. Абдуллина. Коллективная монография / Под науч ред. Э.Б. Абдуллина, изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Граф-Пресс, 2010. — 272 с.
14. Рачина Б.С. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. —291 с.
15. Рачина Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. — СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2015. — 512 с.
16. Стулова Г.П. Хоровое пение в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Изд. МПГУ, 2010. — 176 с.
17. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебное пособие, изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Граф-Пресс, 2010. — 240 с.
б) дополнительная литература:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Музыка, 2006. — 336 с.
3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. — М.: Владос-Пресс, 2005. — 431 с.
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. — 336 с.
5. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004. — 128 с.
6. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.1999. — 140 с.
7. Бернстайн Л. Концерты для молодежи: Пер. с анг./предисл. Е.Ф. Бронфин. — Л.: Сов. композитор, 1991. — 232 с.
8. Булатова О.С. Искусство современного урока: Учеб. пособие для стул. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр "Академия", 2008. — 256 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.— М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 345 с.
10. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2008. —144 с.
11. Гришина И.В., Конасова Н.Ю., Курцева Е.Г. Процедуры оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2007. — 224 с.
12. Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2008. — 160 с.
13. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2008. —128 с.
14. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М.: Владос, 2003. — 272 с.
15. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
16. Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. Музыкально-педагогический практикум: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений. — М.: МПГУ, 2006. — 72 с.
17. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?: Кн. для учителя. 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2005. — 224 с.
18. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1987. —190 с.
19. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Педагогический поиск, 2000. 126 с.
20. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1–4 класс: Пособие для учителя. — М.: Просвещение 2002. — 207 с.
21. Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.— М.: Музыка, 2006. — 111 с.
22. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2003. — 248 с.
23. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
24. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. — М.: МИРОС, 1992. — 40 с.
25. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Классика XXI, 2004. — 140 с.
26. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ГУПМ, «МиМ-Экспресс»,. 1997. — 128 с.
27. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие. — СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2007. — 544 с.
28. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.— М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с.
29. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
30. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. — М.: Наука, 1998. — 336 с.
31. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999 г. — 360 с.
[1] Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб., 2005. С. 298.