Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

Методические указания к выполнению отчета

По первой учебной практике

Иваново 2016

Цели освоения дисциплины

Целью учебной практики является: формирование профессиональных компетенций бакалавра направления «Экономика» посредством передачи необходимых знаний и развития соответствующих навыков и умений в ходе процесса прохождения учебной практики, обусловленных спецификой ее содержания и задач.

Содержание учебной практики

Тема 1.

1. Эффективное использование времени.

2. Провести самофотографию рабочего дня. Указать, сколько времени вы потратили на выполнение каждого вида деятельности, длительность перерывов.

Сделать выводы:

• Рационально ли вы использовали время?

• Где и в каких случаях время было потеряно?

• Можно ли было избежать потерь времени и как?

Тема 2.

1. Самореклама при устройстве на работу. Правила составления персонального резюме.

2.Составить персональное резюме, с помощью которого вы могли бы заинтересовать работодателя в своей кандидатуре.

Тема 3.

1. Планирование личной деятельности.

2.Разработайте удобную для вас форму записей дел на день, неделю, месяц, год.

Тема 4.

1. Самореклама при устройстве на работу. Собеседование при приёме на работу.

2.Составьте план или текст собеседования с предполагаемым работодателем. Составьте персональное резюме, с помощью которого вы могли бызаинтересовать работодателя в своей кандидатуре.

Тема 5.

1. Взаимодействие личности и группы.

2.Предложите анкету или тест для проведения исследования взаимодействия между членами группы: выявление дружеских привязанностей, симпатий и антипатий, лидеров группы и ведомых.

Тема 6.

1. Модель требований к современному руководителю.

2. Выберите требования, которые вы считаете наиболее важными для вас для достижения личных целей и определите, насколько вы соответствуете этим требованиям. Для этого используйте таблицу, приведённую в приложении 1.

Тема 7.

1. Взаимодействие личности и группы.

2.Представьте ситуацию: вас назначили руководителем группы, отличающейся слабой сплочённостью. Какие конкретные пути и методы вы бы стали реализовывать для сплочения этой группы?

Тема 8.

1. Формулирование и реализация личных целей.

1.Составить «дерево целей» на ближайший период своей жизни.

Тема 9.

1. Планирование личной карьеры.

2.Составьте свою карьерограмму, используя приложение 3.

Тема 10.

1. Мотивация к успеху.

1.Оценить свою потребность в достижении цели по тесту, предложенному в приложении 4.

Продолжительность первой учебной практики 2 недели. В течение этого времени студент самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации, систематизирует ее и оформляет в виде отчета.

Требования к оформлению отчета по практике

Объём отчёта- 10-15 листов.

Отчет должен быть оформлен в соответствии с общими требованиями к текстовым документам.

Параметры страницы.

Поля: верхнее — 1,5; нижнее — 1,5; левое — 2; правое — 1 см.

Основной текст.

Кегль: Times New Roman, 14 пт.

Полуторный межстрочный интервал.

Абзацный отступ: 1,5 см.

Выравнивание текста по ширине.

Страницы должны быть пронумерованы.

Отчёт состоит из следующих частей:

1. Содержание.

2. Введение.

3. Теоретическая проработка вопроса.

4. Выполнение практического задания по данному вопросу.

5. Заключение.

6.Список использованной литературы.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов.

Вопросы для контроля знаний, полученных в процессе прохождения учебной практики

1. Дайте определение тайм-менеджменту.

2. Перечислите основные правила рационального использования времени.

3. В чем заключается сущность принципа Паретто?

4. Объясните суть правила распределения времени "60/40".

5. Распределение задач по степени важности и срочности (Матрица Эйзенхауэра).

6. Дайте определение фотографии рабочего времени.

7. Что такое самомаркетинг?

8. Какие черты характера помогают при поиске работы?

9. Как вести себя на собеседовании при приеме на работу?

10. Правила составления резюме.

11. Дайте определение самоменеджменту?

12. В чем суть заключается суть планирования личной деятельности?

13. Основные правила ведения ежедневника.

14. Что понимают под коммуникационным процессом?

15. Приведите примеры обмена информацией в организации?

16. Перечислите основные элементы процесса обмена информацией.

17. Каково значение обратной связи и информационного шума в коммуникационном процессе?

18. Какие преграды возникают на путях обмена информацией в организациях?

19. Назовите свойства личности, подходящие для профессии руководителя.

20. Что должен уметь руководитель?

21. Какие характеристики присущи высокоэффективной команде?

22. Что привлекает людей, вступающих в команду?

23. Лидер и менеджер: сходство и различие.

24. Что должен уметь менеджер, чтобы эффективно руководить коллективом?

25. Дайте определение цели.

26. Стратегические, тактические и оперативные цели.

27. Принцип построения "Дерева целей".

28. Каким требованиям должны удовлетворять цели?

29. Чем следует руководствоваться при выборе карьеры?

30. Что следует понимать под словом карьера?

31. Какие виды карьеры Вам известны?

32. Перечислите модели карьеры.

33. Дайте определение мотивации.

34. В чем отличие мотива от стимула?

35. Назовите виды стимулирования труда.

36. Перечислите основные способы нематериального стимулирования труда.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература:

1. Job Hunting Как успешно пройти собеседование / Сост. Л.П. Маркушевская, Н.В. Ермошина, Е.А. Федорова. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 42 с.

2. Агеева, Л. Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л. Г. Агеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 200 с.

3. Архангельский, Г. А. Корпоративный тайм-менеджмент. Энциклопедия решений / Г. А. Архангельский. – М.: Альпина Паблишер, 2010. – 168 с.

4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом 9-е изд., стереотип/ Т.Ю. Базаров. - М.: Академия, 2011. - 224 с.

5. Зайцева, Т.В.,Управление персоналом. Серия: Профессиональное образование/ Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб.- М.: Форум, Инфра-М, 2009. - 336 с.

6. Каймакова, М.В. Коммуникации в организации: текст лекций/ М.В. Каймакова.- Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 73 с.

7. Кузнецова, Н.В. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие/ Н.В. Кузнецова. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 277 с.

8. Погорельцева, Ю.А. Психология личности: учебное пособие/ Ю.А. Погорельцева. - СПб.: СПбГТУРП, 2011. - 105 с.

9. Роготнева, Е.Н. Речевая коммуникация: Учебное пособие/ Е.Н. Роготнева. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 60 с.

б) дополнительная литература:

1. Потапов, С. В. Как управлять временем (Тайм-менеджмент): учебное пособие / С. В. Потапов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 386 с.

2. Тайм-Менеджмент: учебник / под ред. Г. Архангельского. – М.: Маркет ДС, 2010. – 304 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://www.manageweb.ru/accounting-229.html

2. http://kamencevalex.ru/planirovanie.html

Приложение 1

  Анализ способности к управлению  
необходимые ка­чества Имеются в нали­чии Не имеются в на­личии Действия по их развитию
1. 2. 3. 4. … 1. 2. 1. 2. … 1. 2. …

Приложение 2

Главные долго­срочные цели (на несколько лет) Среднесрочные цели (промежу­точные цели между долгосрочными и краткосрочными), способствующие достижению долгосрочных целей. Краткосрочные цели (на период до 1 года), способствующие достижению среднесрочных целей Конкретные шаги и действия по реализации краткосрочных целей.
I I.1   I.2   … I.1.1I.1.2 I.2.1 I.2.2 … I.1.1I.1.2 I.2.1 I.2.2 …
П П.1   П.2   … П.1.1 П. 1.2 П.2.1 П.2.2 … П.1.1 П. 1.2 П.2.1 П.2.2 …

Приложение 3

Содержание личного жизненного плана карьеры состоит из трёх разделов:

1) оценка жизненной ситуации,

2) постановка личных конечных целей карьеры,

3) частные цели и планы деятельности.

Заключается в следующем:

1. Содержание личного жизненного плана карьеры Оценка жизненной ситуации

1.1. Работа

• Имею ли я четкую картину о своей будущей работе и ее целях?

• Помогает ли моя учеба в достижении моих (других) жизненных целей?

• Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе?

• Какую работу я хочу выполнять через 5 лет?

• Какую работу я хочу выполнять через 10 лет?

• Какую работу я хочу выполнять через 15 лет?

• Какую работу я хочу выполнять через 20 лет?

• Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

• Что является для меня мотиватором сейчас?

• Что будет являться мотиватором через 5 лет?

• Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

• К каким мероприятиям! я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребно­стям?

• Какие факторы личности (черты характера) будут помогать мне в достижении успеха?

• Какие факторы личности и черты характера будут мешать мне в достижении успеха?

1.2. Экономическое состояние

• Каково мое экономическое положение?

• Есть ли у меня личный бюджет, каков он, придерживаюсь ли я его рамок?

• Какие меры я могу в случае необходимости применять для улучшения экономического положения?

1.3. Физическое состояние

• Какова моя общая форма?

• На чем основана моя оценка?(собственное представление, мнение окружающих, результаты медицинских осмотров, тесты и т.д.)

• Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача?

• Занимаетесь ли Вы спортом?

1.4. Социальное состояние, человеческие отношения

■ Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других?

■ Как я их учитываю?

■ Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

■ Интересует ли других мое мнение?

■ Навязываю ли другим свои мысли и мнения?

■ Умею ли я слушать?

■ Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?

■ Как это проявляется на практике?

■ Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

■ Как я забочусь о дружеских отношениях?

■ Как я могу развивать свои отношения обратной связи?

■ Кого бы я хотел видеть партнером в бизнесе?

1.5. Эмоционально-психологическое состояние

■ Каково мое психологическое состояние?

■ На чем основана моя оценка? (собственное представление, тесты, результат медицинского обследования и т.д.)

■ Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время?

■ Не следует ли мне в настоящее время поменять учебу?

■ Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем будущем?

■ Не следует ли мне поменять круг общения, хобби?

2. Постановка личных конечных целей карьеры

2.1. Целями моей карьеры являются:

1.___________________________________________________

2.___________________________________________________

3__________________________________________________________

2.2. Какие факторы способствуют достижению моей карьеры?

2.2. Какие факторы препятствуют достижению моей карьеры?

2.3. Что мне требуется для начала моей карьеры?

2.4. Готов ли я задействовать необходимые для меня факторы или нужно изменить свои цели?

3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры

Для достижения поставленных жиз­ненных целей мне нужно решить следующие частные задачи Мероприятия Время
3.1. В области учебы    
3.2. В поисках работы    
3.3. В области здоровья и физического воспитания    
3.4. В области дружеских отношений, увлечений    
3.5. В области моральной мотивации    

Приложение 4

Наши рекомендации