Упражнения и профилактика при плоскосто

Упражнения и профилактика

Специальные упражнения для мышц голени и стопы в на­чале лечебного курса рекомендуется выполнять и лежа и сидя. Исключаются нерациональные положения стоя, особенно с раз­вернутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внут­ренний свод стопы. Упражнения следует чередовать с обще-развивающими для всех мышечных групп и с упражнениями на расслабление. Общеразвивающие упражнения имеют осо­бенно большое значение, так как плоскостопие развивается у людей физически ослабленных.

Физические упражнения при плоскостопии.

В исходном положении лежа на спине:

1. Поочередно и вместе оттягивать носки стоп с одновремен­
ным их супинированием.

2. Поочередно и одновременно приподнимать пятки от опоры
(пальцы касаются опоры).

3. Ноги согнуть в коленях, бедра разведены, стопы соприка­
саются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведе­
ние — приведение пяток с упором на пальцы стоп.

4. Скользящие движения стопой одной ноги по голени дру­
гой, охватывая ее. То же другой ногой.

В исходном положении сидя:

5. Ноги согнуть в коленях, стопы параллельны, приподнимать
пятки вместе и поочередно.

6. Производить тыльное сгибание стоп поочередно.

7. Приподнимать пятку одной ноги с одновременным тыль­
ным сгибанием стопы другой ноги.

8. Положив ногу на колено другой ноги, проделывать круго­
вые движения стопы в обе стороны. То же другой ногой.

9. Захватывать пальцами стоп мелкие предметы и перекла­
дывать их.

10. Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп, наклоняя туло­
вище вперед, встать, опираясь на боковую поверхность стоп.
В исходном положении стоя:

11. Стопы параллельны, на ширине ступни, руки на пояс:
а) подниматься на носки двух ног и попеременно; б) при­
поднимать пальцы стоп с опорой на пятки обеих ног и по­
переменно; в) перекат с пяток на носки и обратно.

12. Полуприседание и приседание на носках, руки в стороны,
вверх, вперед.

13. Стопы параллельны, переход в положение стоя на наруж­
ных сводах стопы; поочередное поднимание пяток, не от­
рывая пальцев от пола, ходьба на месте.

14.Стоя на гимнастической палке (палка поперек стоп), стопы
, параллельно. Полуприседания и приседания в сочетании с

движениями рук.

15.Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне
груди, полуприседания и приседания.

16. Стоя на набивном мяче.Приседания в сочетании с движе­ниями рук.

Упражнения в ходьбе:на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на нос­ках, высоко поднимая колени и выдвигая ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверх­ности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз).

В связи с большими трудностями лечения и реабилитации больных с плоскостопием чрезвычайно важна профилактика развития плоскостопия. В младшем возрасте детям необходи­мы специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку, т.е. естественная трени­ровка мышц голени, когда активно поддерживается свод сто­пы — так называемый рефлекс щажения. Необходимо выраба­тывать правильную походку — избегать разведения носков при ходьбе. Большую роль в предупреждении деформаций стопы играет удобная обувь, подобранная строго по ноге. Медиаль­ный край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи первый палец, носок просторным. Высота каблука дол­жна быть 3—4 см, а подметка — из упругого материала. Про­тивопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и ва­ляную. При начинающемся плоскостопии, кроме того, необхо­димо уменьшить нагрузки на свод стопы при стоянии и ходь­бе, вкладывая в обувь супинаторы (специальные стельки с воз­вышением свода стопы и поднятием внутреннего края стопы, изготовленные из пробки, пластмассы и др.). Важным профи­лактическим средством являются занятия ЛФК, задача кото­рых — общее укрепление организма, повышение силы и вы­носливости мышц нижних конечностей, повышение общей ра­ботоспособности и сопротивляемости по отношению к небла­гоприятным факторам внешней среды.

Профилактика возникновения и прогрессирования плоско­стопия необходима и для взрослых, для них также важно пра­вильно ходить, избегая разведения носков. Лицам, профессия которых связана с длительным стоянием, рекомендуется сле­дить за параллельной установкой стоп, время от времени давая отдых, или опираясь на наружные края. В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц. Большое значение имеют спе­циальные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, игры (волейбол, бас­кетбол и т.п.).

Особое место в комплексной программе физической реа­билитации детей, страдающих нарушениями осанки, сколйо-тической болезнью и плоскостопием, занимают подвижные игры. Хорошие результаты использования подвижных игр при заболеваниях опорно-двигательного аппарата отмечают мно­гие авторы. Выше уже отмечалось ведущее значение корри­гирующей гимнастики в физической реабилитации с наруше­ниями осанки и сколиозами. Однако стоит отметить, что эмо­циональность занятия снижается за счет тщательного выпол­нения упражнений, правильного размеренного дыхания, спе­циально многократно повторяемых упражнений, следствием чего может стать рассеянность детей, вялость, утомление. Во избежание этого на занятиях корригирующей гимнастикой значительное место должны занимать подвижные игры и эле­менты соревнования. Игры создают условия для коррекции дефектов осанки и сколиозов, а также помогают решать важ­ные задачи воспитания, обучения детей, умения правильно управлять своими движениями, дисциплинированного и со­знательного отношения детей к занятиям. Подвижные игры, применяемые в ортопедии, классифицируют по величине пси­хофизической нагрузки: незначительной, умеренной, тонизи­рующей и тренирующей.

Использование подвижных игр требует соблюдения сле­дующих методических принципов:

1. Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры; тем большое значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются пра­ вила, значительнее становится роль личной инициативы.

2. Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.

3. Соблюдение физиологических закономерностей адап­ тации к нагрузкам.

4. Четкое объяснение правил игры и распределения ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования не­обходимо учитывать индивидуальные особенности физичес­кого развития и здоровья детей. Непременным условием по­беды в игре, соревновании должна быть хорошая осанка всех членов команды или ее большинства. Очень важное значе­ние в проведении подвижных игр на занятиях корригирую­щей гимнастики имеет соответствующий спортивный инвен­тарь. Правильный подбор подвижных игр и элементов со­ревнования поднимает интерес детей к систематическим за­нятиям корригирующей гимнастикой. Подвижные игры ор­топедической направленности подразделяются на игры в положении разгрузки позвоночника и игры без разгрузки позвоночника.

Игры в положении разгрузки позвоночника: «Пятнашки с мячом», «Хоккей», «Пятнашки», «Слегая лисица», «Лягушки и цапля», «Прыжок пантеры», «Кошка прячется» и т.д. На­пример, в игре «Слепая лисица» двое-трое детей стоят на чет­вереньках или по-пластунски проползают под руками «лисиц». Услышав шорох «лисицы», не открывая глаз, ловят ее на слух. «Запятнанный» заменяет одного из стоящих, а тот, в свою оче­редь, начинает ползти. Игра развивает внимание, слух, быст­роту и координацию.

Игры без разгрузки позвоночника: «Китайские пятнашки», «Мышеловка», «Живая мишень», «Переправа». Например, в игре «Китайские пятнашки» дети убегают от того, кто ловит. При этом надо присесть на носках, с хорошо прогнутой спи­ной. В этот момент лопатки сближены, руки согнуты в лок­тях, кисти с отставленным указательным пальцем прижаты к плечам. Голова поставлена прямо. Если игрок не выполняет какое-либо из перечисленных условий, его «пятнают». Усло­вия можно менять. Игра рассчитана на воспитание осанки, укрепление нижних конечностей, координацию, равновесие и быстроту реакции. Можно проводить самые разнообразные игры из раздела подвижных и даже спортивных, модифици­рованных и направленных на решение специальных задач кор­рекции.

Следует отметить, что только комплексное применение основных средств и форм физической реабилитации позволит достичь эффективной коррекции сколиотической болезни, на­рушений осанки и плоскостопия

Заключение

Здоровый организм обладает высокой способностью при­спосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. При заболеваниях наблюдается подавление и ослабление приспо­собления организма к окружающей среде. Сознательная физи­ческая тренировка, посредством которой стимулируются физи­ологические процессы, увеличивает возможность орга­низма к развитию приспособительных процессов. Полнота при­способления и есть полнота здоровья (В. Н. Мошков). В разви­тии приспособительных реакций под влиянием дозированной физической тренировки ведущую роль играет нервная система (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, С. П. Боткин и др.). Нервная ре­гуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов. Воздействия внешнего мира воспринимаются экстерорецепторами (зрительным, слуховым, тактильным и др.), возникающие возбуждения в виде импульсов достигают боль­ших полушарий мозга и воспринимаются в форме различных ощущений. ЦНС в свою очередь формирует ответную реакцию. Такое же рефлекторное взаимодействие имеется между внут­ренними органами и ЦНС. Положительные эмоции, возникающие при занятии физическими упражнениями, стимулируют физиологические процессы в организме, в то же время отвлекают от болезненных переживаний, что имеет важное значение для успеха реабилитации. Помимо ведущего значения нервного механизма регуляции физиологических функций, большую роль играет гуморальный механизм. При выполнении мышечной работы в кровь выде­ляются гормоны (адреналин и др.), стимулирующее работу серд­ца, а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, улучшая их кровоснабжение. Химически активные ве­щества влияют на нервную систему. Такое взаимодействие нерв­ных и гуморальных влияний обеспечивает общую благоприят­ную реакцию организма человека на различные виды физических нагрузок

Наши рекомендации