Тема 1. Музыкальные занятия
- Значение, задачи музыкальных занятий.
- Виды музыкальных занятий.
- Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий.
Значение, задачи музыкальных занятий.
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениями навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием.
Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. В процессе обучения, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны поэтапно усложнять задания, творчески подходить к введению того или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность.
Виды музыкальных занятий.
Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от числа участвующих в них детей.
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
По подгруппам, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.
Индивидуальные занятия. Совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на: типовые, тематические, комплексные, доминантные.
Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.
На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.
Комплексные занятия содержат различные виды искусства, виды художественной деятельности. Цель этого вида занятий — дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография ), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.
Доминантные занятия. Этот вид занятий используется, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. В этом виде занятий какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает, дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельностью.
Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовке детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Воспитатель в младших группах оказывает помощь каждому ребенку, следит, чтобы дети не отвлекались, были внимательны. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он должен уметь показать любое упражнение, игру или пляску, знать музыку для слушания из детского репертуара. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следит за тем, как дети воспринимают музыку. Особые обязательства налагает на воспитателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приостанавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответствии с задачами и содержанием программы. Воспитатель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музыкальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и западной классической музыки, народным музыкальным творчеством, слушать произведения неоднократно в различном исполнении на рояле, баяне, скрипке и др. Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.
Вопросы и задания
1.Обоснуйте целесообразность применения занятия каждого вида
2. Разработайте варианты структуры типового занятия