Практическое применение программированного обучения
Сегодня все большее распространение в практике эдукации получают новые информационные технологии (ПИТ), представляющие собой комплекс программно-аппаратных средств, приспособленных для передачи информации, организации ее усвоения и контроля усвоения. Но начинался данный вид эдукации с так называемого программированного обучения, особенности которого заключаются в следующем:
1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
3) каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
4) при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
5) при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
6) каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известны как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
8) педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
9) в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основываются на выделении алгоритмов обучения – системы последовательных действий, выполнение которых ведет к правильному результату. Алгоритм предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимой для полноценного усвоения знаний и умений. Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью: плохо или неправильно составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения. Эффективность ПО обусловлена двумя факторами:
1) качеством программ, по которым развивается познавательный процесс;
2) качеством вычислительной техники.
Среди современных видов обучения иногда выделяется дистанционное (дистантное) обучение (ДО), т.е. обучение на расстоянии – это относится как к самому процессу обучения, так и к его организации (администрированию). Дистанционное обучение называют также заочным образованием, обучением на дому, интернет-обучением и т.д. Большинство специалистов считает его формой получения образования, существующей наряду с очной и заочной. Одна из распространенных разновидностей ДО – самостоятельное изучение материала, записанного на электронных носителях информации (DVD-дисках и т.п.). Учебный курс по любому предмету, изложенный на любом уровне, сегодня можно приобрести в торговой сети для самостоятельного изучения. Учебная информация и контроль ее усвоения организованы на принципах ПО. Гипертекстовые и мультимедийные вставки создают улучшенные возможности для восприятия, понимания и практического применения знаний. Обучение происходит в интерактивном режиме. Мощные системы тестирования и коррекции выводят обучаемого на требуемый уровень. Теоретически предполагается, что если он добросовестно изучит всю необходимую информацию, выполнит все полагающиеся задания и безошибочно пройдет тестирование, то может освоить избранную специальность. Но на практике все не так просто: учиться с экрана компьютера, без преподавателя гораздо труднее, чем в группе и при нормальной организации учебного процесса, поэтому преимущества интернет-образования больше рекламируются производителями, чем оправдываются на деле.
Мы знаем, что эдукационный процесс развивается как последовательность отдельных актов, в каждом из которых решаются определенные задачи. Закон продуктивности ЭП требует, чтобы на каждом его этапе достигалось высокое качество обучения и воспитания, иначе эдукационный процесс не достигнет заданного показателя продуктивности. Чтобы обеспечить выполнение заданного условия, педагог обязан тщательно продумать развитие каждого этапа и выбрать для него наиболее подходящий вид обучения. Он может выбрать один из видов эдукации, ориентируясь на его преимущества и недостатки, или составить комбинацию из элементов отдельных видов. В умении выбирать и комбинировать проявляется высокое профессиональное мастерство педагога.
Научными исследованиями выявлены наиболее эффективные области применения различных видов эдукации. В табл. 10.1 по пятибалльной шкале оценена пригодность определенного вида для решения наиболее распространенных задач эдукации. Знак "плюс" означает, что вид подходит для решения задачи, а количество знаков указывает на его эффективность.
Список литературы
- Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
- Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.