Этапы развития интеграции.
1 этап - до 12 века - нетерпимость и агрессия к людям с отклонениями развития. Заканчивается этот период осознанием государством необходимости защищать таких людей.
2 этап - до 18 века - презрение людей с отклонениями в развитии, приходят к выводу о возможности и целесообразности обучения глухих и слепых.
3 этап - до 1 четверти 20 века - завершен процесс создания системы сегрегационных специализированных образовательно-воспитательных учреждений для детей с различными отклонениями в развитии. Создание этой системы в ряде случае было оправданным по многим причинам:
1. только в специальном образовательном учреждении могут быть созданы условия, учитывающие особенности ребенка с ограниченными возможностями;
2. ребенок, находясь среди себе подобных, не будет испытывать комплекса неполноценности, будут чувствовать себя равными среди равных;
3. в специальном образовательном учреждении возможно реализовать специальную образовательную программу, учить детей в том темпе, который соответствует их возможностям;
4. в специальном учреждении можно собрать необходимое количество специалистов-дефектологов, которые могут профессионально осуществлять учебный, воспитательный и коррекционный процесс.
4 этап - до 70-х годов 20 века - совершенствование законодательной базы: принятие деклараций о правах умственно отсталых лиц, детей-инвалидов. Закрываются специальные школы и открываются классы в массовых школах.
5 этап - 90-е годы 20 века - специальные школы признаются сегрегационными учреждениями, а система специального образования - дискриминационной. Не используется термин "аномальные дети", вместо него - «дети с особыми нуждами», но полноценные члены общества. Наблюдается сокращение числа специальных школ, интеграция аномальных детей в общеобразовательную среду.
Специальные образовательные учреждения закрываются лишь тогда, когда на них нет спроса у населения. Эта ситуация возникает в двух случаях:
- В случае полноты коррекционно-образовательных услуг, предоставляемых общей системой образования и социальной помощи, а также создания максимально благоприятных условий для обучения в общеобразовательной школе для детей с проблемами и ограниченными возможностями. Например, датская народная школа - "школа для всех детей" - специально организован учебный процесс, в котором удачно учитываются интересы и возможности обычных детей и детей с ограниченными возможностями.
- В случае хорошо поставленной в стране системы раннего выявления, ранней диагностики и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в преддошкольном и дошкольном возрасте. Например, получив квалифицированную помощь в дошкольном возрасте многие слабослышащие посещают массовую школу и т.д.
Россия вошла в 5 период на 20 лет позже других стран (Астапов В.М., Зыкова Т.С., В.В. Коркунов, В.А. Лебединский, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Е.Г. Речицкая).
Разные аспекты интеграции разработаны и внедрены на сегодняшний день по-разному. Наиболее разработана проблема интегрированного обучения.
Интегрированное обучение
Совместное обучение детей с проблемами в развитии и нормально развивающихся сверстников. | Педагогическая система, ориентированная на формирование системного видения мира и использующая свои особые формы и методы обучения. |
В западных странах реализуется интеграция в первом значении (Ж. Хеннигсен, Дюбаней М., А. Гаспарис, М. Фернандес и др.) Ученые предлагают разные формы интегрированного обучения:
1. специальный класс или группа в общеобразовательной школе;
2. оказание детям помощи в учебном процессе;
3. введение социально-педагогического коррекционного модуля в обучение при образовательной школе;
4. введение консультантов.
Специальные школы не уничтожаются совсем, им придаются новые функции и иной социальный статус (Франция).
Виды и модели интеграции
Интегрированное обучение включает в себя 2 модели (Ф. Хугебум, К. ван Рейсвик и др.):
Интернальная И.Экстернальная И.
Объединение детей разного аномаль- Объединение в одну группу аномаль- ного статуса в одну группу ных и нормальных детей.
КОМБИНАЦИЯ 2 ТИПОВ ИНТЕГРАЦИИ: