Требования учебной дисциплины.

Изучение учебной дисциплины «Социальная педагогика» является обязательным для студентов. Объем учебной нагрузки составляет: 15 ч. лекционных занятий, 15 ч. практических занятий, 15 час. СРС. Для студентов является обязательной активность в процессе всех видов занятий, которая оценивается на основе качества выступления, предварительного выполнения заданий самостоятельной работы. Предусмотрено выполнение заданий всех видов контроля: текущий, промежуточный, итоговый контроль.

· Рассмотрен на заседании методической секции кафедры, протокол № от «» 2012 г.

·

·

· Утвержден заведующим кафедрой _____________________ Шалгинбаева К.К.

Глоссарий терминологии

Авторитет — влияние, которое оказывает на кого-либо от­дельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.

Адаптация — способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечива­ет устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.

Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям соци­альной среды. Содержанием ее являются сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых норм, традиций, социальных устано­вок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.

Активность личности — деятельностное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Анализ — в буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В широком смысле это сино­ним исследования вообще. Самоанализ — одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процес­са, роста профессионализма учителя.

Анкета — методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опро­са, объединенная единым исследовательским замыслом; систе­ма вопросов, направленных на выявление количественно-каче­ственных характеристик объекта или предмета анализа.

Анкетирование — метод массового сбора информации с по­мощью анкет; анкетный опрос.

Валидность — способность психодиагностической методи­ки адекватно оценивать и измерять ту психологическую харак­теристику, для оценки которой она разработана. Различают содержательную, критериальную и конструктивную В. теста. По содержанию она означает проверку содержания теста с тем, чтобы установить, соответствует ли оно измеряемой об­ласти поведения. В. по критерию показывает, насколько можно судить по результатам теста об интересующем нас аспекте пове­дения индивида в настоящем или будущем. Чтобы ее опреде­лить, выполнение теста соотносят с критерием, т. е. независи­мой мерой того, что должен предсказать тест. Конструктивная В. определяется путем доказательства правильности теорети­ческих концепций, положенных в основу теста.

Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредо­ванного взаимного влияния людей друг на друга, предполагаю­щий их взаимную обусловленность общими задачами, интереса­ми, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки реального В.: одновременное существова­ние объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников.

Возраст — период развития человека, характеризуемый со­вокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно осо­бый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Границы В. изменчивы и не совпадают в различных социаль­но-экономических условиях.

Воспитание — целенаправленное управление процессом разви­тия человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Воспитательная система — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятель­ности; отношений, возникающих между ее участниками; осво­енная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В. с. Создается для реализации педагогиче­ских целей и обеспечения развития личности учащихся. Выде­ляют: традиционные В. с. массовых школ, малочисленных сель­ских школ, профильных учебных заведений и т. д.

Воспитательная работа - педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и управление разнообразными видами деятельности ( в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.

Гуманизм - от латинского «человеческий, человечный». Означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Деятельность-с одной стороны, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, с другой, способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

Движущие силы развития — противоречия между возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения.

Девиантное поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам.

Диагностика — изучение объекта с целью определения его со­стояния, оценки ситуации, характеристики; раздел науки о методах классификации и ранжирования людей по психологическим, психофизиологическим или педагогическим признакам.

Диалог — форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство их позиций.

Дискуссия — способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Дифференцированный подход — целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. Д. п. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности (что в массовой школе нереально), а для определенных категорий учащихся.

Запущенность педагогическая — устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

Знание — результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).

Игра — занятия, действия, формы общения детей, не нося­щие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. И. — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения.

Идентичность — ощущение самотождественности, непрерывности себя во времени, чувство «я тот же самый»; устойчивый, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве взаимосвязей личности с окружающим миром (включает образ-отношение к своему телу, личностным особенностям, социальному статусу, расовой и национальной принадлежно­сти).

Индивид — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Ноmо sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И. п. составляет гибкое использова­ние различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в ка­честве субъекта развития общественно-исторической культу­ры. И. определяется как внутренний психический мир челове­ка, включающий основные ее сферы: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-прак­тическую, саморегуляции и экзистенциальную.

Инновация — создание, распространение и применение но­вого средства (новшества). Деятельность по поиску и получе­нию новых результатов, способов их получения.

Интеллект — относительно устойчивая структура умствен­ных способностей индивида; комплекс способностей, необхо­димых для выживания и достижения успехов в определенной культуре (А. Анастази); в широком смысле слово «интеллект» включает все познавательные функции, в узком — только мышление.

Интервью — способ получения социологической и психо­логической информации с помощью устного опроса при непо­средственном контакте с опрашиваемым.

Интерес — стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее из­бирательный характер и выступающее одним из наиболее су­щественных стимулов приобретения знаний, расширения кру­гозора. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно. В его основе лежат потребности человека.

Исследование — процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерно­стях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организацион­ных формах деятельности. Объектами педагогических И. явля­ются педагогические системы, явления, процессы. Объектами психологических И. являются личность, группа.

Коллектив — это организованная группа людей, объединен­ных совместной деятельностью, цели которой полезны общест­ву и людям. Признаки К.: объединение людей во имя опреде­ленной, социально одобряемой цели; совместная деятельность, строящаяся на принципах коллективизма; организованность и сплоченность группы; наличие коллективистских взаимоотно­шений; единые ценностные ориентации, нравственное и духов­ное единство.

Компенсация нарушенных функций — сложный многообраз­ный процесс перестройки функций организма при нарушени­ях или утрате каких-либо из них.

Концепция — совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда, произ­ведения.

Коррекция — система педагогических и лечебных меро­приятий, направленных на преодоление или ослабление не­достатков психического и физического развития.

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно-исто­рической практики.

Лидер — член группы, обладающий высоким статусом, ока­зывающий значительное влияние на мнение и поведение ее членов и выполняющий комплекс функций, сходный с функ­циями руководителя.

Личностный подход — последовательное отношение педа­гога к воспитаннику как к личности, как к сознательному от­ветственному субъекту собственного развития и воспитания, это — базовая ценностная ориентация педагога, определяю­щая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Он предполагает помощь воспитаннику в осоз­нании себя личностью, выявлении и раскрытии его возмож­ностей, становлении самосознания, самореализации и само­утверждении.

Логопедия — отрасль специальной педагогики, в задачи кото­рой входят изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления.

Медико-психолого-педагогическая консультация — специ­альное учреждение, проводящее комплексное медико-психо­лого-педагогическое обследование аномальных детей для на­правления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения.

Менталитет — особенности индивидуального и обществен­ного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моде­лей поведения, обусловленные социальной средой, националь­ными традициями. М. свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности:

Метод — способ, путь научного познания', достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод воспитания — совокупность наиболее общих спосо­бов решения воспитательных задач и осуществления воспита­тельного взаимодействия.

Метод исследования — приемы, процедуры и операции эм­пирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система М. и. определяется исходной кон­цепцией исследователя, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

Методика — частный вариант метода, нестандартизованный метод исследования.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем че­ловека; целостное представление о природе, обществе, челове­ке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов лич­ности, социальной группы, общества. В основе М. лежат миропонимание (совокупность определенных знаний о мире), мировосприятие (идеалы, модели и образы реальности), чувст­венные отношения.

Моделирование — метод исследования социальных явлений и процессов, основывающийся на замещении реальных объек­тов их условными образами, аналогами. В М. воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.

Мотивация — совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К М. относят все то, что реально побуждает иди может побуждать активность.

Наблюдение — метод научного исследования, целенаправ­ленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности че­ловека в различных естественных условиях.

Направленность личности — совокупность устойчивых мо­тивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от реальных ситуаций.

Обработка результатов — один из обязательных этапов проведения исследования, следующий за сбором эмпириче­ских данных. Предполагает использование логических прие­мов (классификация, группировка, сопоставление, выбра­ковка и т. п.) для качественных показателей и математических приемов и методов (суммирование набранных баллов, подсчет статистических показателей, дисперсии, корреляционного анализов, регрессионного и кластерного анализов и др.), для количественных результатов.

Образование — процесс и результат усвоения систематизи­рованных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обще­стве, к профессиональной и трудовой деятельности. Основ­ной путь получения О. — обучение в учебных заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень О. обусловлива­ется требованиями производства, общественными отноше­ниями, состоянием науки, техники и культуры.

Образовательные учреждения — государственные, муници­пальные, частные учреждения, реализующие образовательные программы различного уровня и направленности.

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и ка­чества усвоения человеком знаний, умений и навыков в про­цессе обучения.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный различными потребностями и включающий в себя обмен информацией, принятие совме­стного решения, восприятие и понимание другого человека и т. д.

Объяснение — метод обучения, предполагающий поясне­ние, анализ, истолкование и доказательство различных поло­жений излагаемого материала.

Одаренность — чрезвычайно многозначный термин, объяс­няющий уровень успешности выполнения деятельности. В обыденной психологии — синоним талантливости, условие для выдающихся достижений в той или иной деятельности.

Олигофренопедагогика — отрасль специальной педагогики, наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

Опрос — метод получения информации об объективных и субъективных фактах со слов респондента (опрашиваемого).

Организация — устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов труда для достижения общих целей.

Педагогика — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Педагогика лечебная — система медико-педагогических ме­роприятий, направленных на коррекцию дефектов и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учрежде­ний. Начало П. л. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном (Франция), И. В. Мляревским, А. С. Грибоедовым, В. П. Ка­щенко, Г. И. Россолимо (Россия) и др.

Педагогика специальная — наука о воспитании и обучении аномальных детей.

Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образователь­ной целью развития личности, функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая этика - составная часть общей этики, одна из древнейших отраслей философии, изучающая нравственные проблемы жизни человека, дающая определение добра и зла, изучающая вопросы межчеловеческих отношений и формулирующая нормы и правила этих отношений, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях педагогического процесса.

Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педология — наука о целостном изучении ребенка на различных этапах развития (объединение данных о ребенке, по­лученных социологами, психологами, педагогами, медиками, физиологами и т. д.).

Планирование — процесс отображения предстоящего хода работы в ее общих стратегических направлениях и деталях.

Позиция — система отношений человека к определенным сторонам и явлениям окружающей действительности, проявляется в соответствующих переживаниях и действиях. В социальной психологии используется в качестве одной из характеристик индивида как члена группы, выражает его отношение к занимаемому положению, удовлетворенность статусом и ролью, выполняемой в группе. Она определяет уникальность восприятия личностью мира, происходящих событий, себя в нем и в связи с ними.

Потребность — состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Это состояние предполагает нужду в предмете П. Она выражается в необходимости потребления, активного освоения предмета потребности, в необходимости деятельности.

Профессиограмма — сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых к человеку той или иной специ­альностью, профессией. П. включает описание технико-экономических, социальных, психологических, социально-психологических, санитарно-гигиенических характеристик трудовой деятельности. П. могут быть различными в зависимости от того, для каких задач они предназначаются: для задач профотбора, профориентации, профобучения, профадаптации и т. д.

Развитие — в философском аспекте это необратимое, на­правленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. предполагает количественные и качественные изменения в человеке.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Роль — система нормативно одобренных форм поведения и связанных с ней прав и обязанностей члена группы, занимающего определенное положение в ее структуре. Предполагает наличие соответствующих ожиданий со стороны других членов, а человеку, выполняющему определенную Р. в группе, приписываются цели, желания, чувства и социальные установки, связанные с ней.

Самооценка — оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самоуправление — демократическая форма организации жизнедеятельности коллектива, которая предполагает развитие самостоятельности членов коллектива в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Семья — вид социальной общности, важнейшая форма организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении.

Социализация — интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных инте­ресов и потребностей.

Средства педагогические — материальные и нематериальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности (магнитофон, спортивные снаряды, речь, жест и т. д.).

Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Тестирование — объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Оно состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлага­ются в стандартных условиях и измеряют определенные осо­бенности поведения на основе специальных способов оценки выполнения теста.

Факторы развития личности (социальные и биологические) — их соотношение зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Среди биологических факторов особое место занимает наследственность. К наследственным свойствам организма относятся: анатомо-физиологическая структура, особенности нервной системы, видовые задатки человека (задатки речи, прямохождения, мышления). Основными социальными факторами воспитания учащихся являются: семья, микросреда и коллектив.

Формирование личности — изменения, новообразования, усложнения личности без указания источников этих изменений.

Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; биосоциальное существо, субъект исторической деятельности и познания.

Наши рекомендации