Требования учебной дисциплины.
Изучение учебной дисциплины «Социальная педагогика» является обязательным для студентов. Объем учебной нагрузки составляет: 15 ч. лекционных занятий, 15 ч. практических занятий, 15 час. СРС. Для студентов является обязательной активность в процессе всех видов занятий, которая оценивается на основе качества выступления, предварительного выполнения заданий самостоятельной работы. Предусмотрено выполнение заданий всех видов контроля: текущий, промежуточный, итоговый контроль.
· Рассмотрен на заседании методической секции кафедры, протокол № от «» 2012 г.
·
·
· Утвержден заведующим кафедрой _____________________ Шалгинбаева К.К.
Глоссарий терминологии
Авторитет — влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.
Адаптация — способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.
Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Содержанием ее являются сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.
Активность личности — деятельностное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.
Анализ — в буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В широком смысле это синоним исследования вообще. Самоанализ — одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма учителя.
Анкета — методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опроса, объединенная единым исследовательским замыслом; система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета анализа.
Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью анкет; анкетный опрос.
Валидность — способность психодиагностической методики адекватно оценивать и измерять ту психологическую характеристику, для оценки которой она разработана. Различают содержательную, критериальную и конструктивную В. теста. По содержанию она означает проверку содержания теста с тем, чтобы установить, соответствует ли оно измеряемой области поведения. В. по критерию показывает, насколько можно судить по результатам теста об интересующем нас аспекте поведения индивида в настоящем или будущем. Чтобы ее определить, выполнение теста соотносят с критерием, т. е. независимой мерой того, что должен предсказать тест. Конструктивная В. определяется путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.
Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки реального В.: одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников.
Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Границы В. изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях.
Воспитание — целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Воспитательная система — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В. с. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. Выделяют: традиционные В. с. массовых школ, малочисленных сельских школ, профильных учебных заведений и т. д.
Воспитательная работа - педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и управление разнообразными видами деятельности ( в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.
Гуманизм - от латинского «человеческий, человечный». Означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Деятельность-с одной стороны, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, с другой, способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.
Движущие силы развития — противоречия между возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения.
Девиантное поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам.
Диагностика — изучение объекта с целью определения его состояния, оценки ситуации, характеристики; раздел науки о методах классификации и ранжирования людей по психологическим, психофизиологическим или педагогическим признакам.
Диалог — форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство их позиций.
Дискуссия — способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.
Дифференцированный подход — целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. Д. п. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности (что в массовой школе нереально), а для определенных категорий учащихся.
Запущенность педагогическая — устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.
Знание — результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).
Игра — занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. И. — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения.
Идентичность — ощущение самотождественности, непрерывности себя во времени, чувство «я тот же самый»; устойчивый, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве взаимосвязей личности с окружающим миром (включает образ-отношение к своему телу, личностным особенностям, социальному статусу, расовой и национальной принадлежности).
Индивид — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Ноmо sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности.
Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И. п. составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. И. определяется как внутренний психический мир человека, включающий основные ее сферы: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, саморегуляции и экзистенциальную.
Инновация — создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения.
Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре (А. Анастази); в широком смысле слово «интеллект» включает все познавательные функции, в узком — только мышление.
Интервью — способ получения социологической и психологической информации с помощью устного опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.
Интерес — стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно. В его основе лежат потребности человека.
Исследование — процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности. Объектами педагогических И. являются педагогические системы, явления, процессы. Объектами психологических И. являются личность, группа.
Коллектив — это организованная группа людей, объединенных совместной деятельностью, цели которой полезны обществу и людям. Признаки К.: объединение людей во имя определенной, социально одобряемой цели; совместная деятельность, строящаяся на принципах коллективизма; организованность и сплоченность группы; наличие коллективистских взаимоотношений; единые ценностные ориентации, нравственное и духовное единство.
Компенсация нарушенных функций — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо из них.
Концепция — совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда, произведения.
Коррекция — система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно-исторической практики.
Лидер — член группы, обладающий высоким статусом, оказывающий значительное влияние на мнение и поведение ее членов и выполняющий комплекс функций, сходный с функциями руководителя.
Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания, это — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Он предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении.
Логопедия — отрасль специальной педагогики, в задачи которой входят изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления.
Медико-психолого-педагогическая консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения.
Менталитет — особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями. М. свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности:
Метод — способ, путь научного познания', достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Метод воспитания — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
Метод исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система М. и. определяется исходной концепцией исследователя, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.
Методика — частный вариант метода, нестандартизованный метод исследования.
Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем человека; целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе М. лежат миропонимание (совокупность определенных знаний о мире), мировосприятие (идеалы, модели и образы реальности), чувственные отношения.
Моделирование — метод исследования социальных явлений и процессов, основывающийся на замещении реальных объектов их условными образами, аналогами. В М. воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.
Мотивация — совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К М. относят все то, что реально побуждает иди может побуждать активность.
Наблюдение — метод научного исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.
Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от реальных ситуаций.
Обработка результатов — один из обязательных этапов проведения исследования, следующий за сбором эмпирических данных. Предполагает использование логических приемов (классификация, группировка, сопоставление, выбраковка и т. п.) для качественных показателей и математических приемов и методов (суммирование набранных баллов, подсчет статистических показателей, дисперсии, корреляционного анализов, регрессионного и кластерного анализов и др.), для количественных результатов.
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной и трудовой деятельности. Основной путь получения О. — обучение в учебных заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень О. обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.
Образовательные учреждения — государственные, муниципальные, частные учреждения, реализующие образовательные программы различного уровня и направленности.
Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный различными потребностями и включающий в себя обмен информацией, принятие совместного решения, восприятие и понимание другого человека и т. д.
Объяснение — метод обучения, предполагающий пояснение, анализ, истолкование и доказательство различных положений излагаемого материала.
Одаренность — чрезвычайно многозначный термин, объясняющий уровень успешности выполнения деятельности. В обыденной психологии — синоним талантливости, условие для выдающихся достижений в той или иной деятельности.
Олигофренопедагогика — отрасль специальной педагогики, наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.
Опрос — метод получения информации об объективных и субъективных фактах со слов респондента (опрашиваемого).
Организация — устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов труда для достижения общих целей.
Педагогика — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.
Педагогика лечебная — система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефектов и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений. Начало П. л. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном (Франция), И. В. Мляревским, А. С. Грибоедовым, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо (Россия) и др.
Педагогика специальная — наука о воспитании и обучении аномальных детей.
Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности, функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая этика - составная часть общей этики, одна из древнейших отраслей философии, изучающая нравственные проблемы жизни человека, дающая определение добра и зла, изучающая вопросы межчеловеческих отношений и формулирующая нормы и правила этих отношений, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях педагогического процесса.
Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педология — наука о целостном изучении ребенка на различных этапах развития (объединение данных о ребенке, полученных социологами, психологами, педагогами, медиками, физиологами и т. д.).
Планирование — процесс отображения предстоящего хода работы в ее общих стратегических направлениях и деталях.
Позиция — система отношений человека к определенным сторонам и явлениям окружающей действительности, проявляется в соответствующих переживаниях и действиях. В социальной психологии используется в качестве одной из характеристик индивида как члена группы, выражает его отношение к занимаемому положению, удовлетворенность статусом и ролью, выполняемой в группе. Она определяет уникальность восприятия личностью мира, происходящих событий, себя в нем и в связи с ними.
Потребность — состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Это состояние предполагает нужду в предмете П. Она выражается в необходимости потребления, активного освоения предмета потребности, в необходимости деятельности.
Профессиограмма — сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией. П. включает описание технико-экономических, социальных, психологических, социально-психологических, санитарно-гигиенических характеристик трудовой деятельности. П. могут быть различными в зависимости от того, для каких задач они предназначаются: для задач профотбора, профориентации, профобучения, профадаптации и т. д.
Развитие — в философском аспекте это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. предполагает количественные и качественные изменения в человеке.
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Роль — система нормативно одобренных форм поведения и связанных с ней прав и обязанностей члена группы, занимающего определенное положение в ее структуре. Предполагает наличие соответствующих ожиданий со стороны других членов, а человеку, выполняющему определенную Р. в группе, приписываются цели, желания, чувства и социальные установки, связанные с ней.
Самооценка — оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Самоуправление — демократическая форма организации жизнедеятельности коллектива, которая предполагает развитие самостоятельности членов коллектива в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Семья — вид социальной общности, важнейшая форма организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении.
Социализация — интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
Средства педагогические — материальные и нематериальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности (магнитофон, спортивные снаряды, речь, жест и т. д.).
Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
Тестирование — объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Оно состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе специальных способов оценки выполнения теста.
Факторы развития личности (социальные и биологические) — их соотношение зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Среди биологических факторов особое место занимает наследственность. К наследственным свойствам организма относятся: анатомо-физиологическая структура, особенности нервной системы, видовые задатки человека (задатки речи, прямохождения, мышления). Основными социальными факторами воспитания учащихся являются: семья, микросреда и коллектив.
Формирование личности — изменения, новообразования, усложнения личности без указания источников этих изменений.
Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; биосоциальное существо, субъект исторической деятельности и познания.