Структурные компоненты педагогического процесса
личностный (совокупный субъект педагогического процесса) | |
личность учащегося | личность преподавателя |
целевой (цели обучения и воспитания) | |
содержательный (содержание обучения и воспитания) | |
операционально-деятельностный (формы, методы, технологии обучения и воспитания) | |
педагогические условия (организационные, материальные, психологические) | |
результативно-рефлексивный (результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы) |
3. Хороший исследователь – всегда хороший методолог.
Методология - учение об общих методах познания и как инструмент преобразования педагогической деятельности, заключающийся в виде системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Э.Г. Юдин и др.)
Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность
Подход - совокупность приемов отношения к чему-нибудь (к изучению чего-нибудь).
Принцип, рассматриваемый как исходное положение какой-либо науки, теории, учения, всегда выступает как отражение определенной установки исследователя, базирующейся на подходах, избранных им в качестве основополагающих.
Ситуация методологического и концептуального, теоретического плюрализма педагогической действительности, и многовариативность в педагогической практике диктует исследователю необходимость формирования методологической культуры, которая позволила бы ему свободно ориентироваться в поликультурном образовательном пространстве и давать методологическую оценку педагогическим явлениям, а также осуществлять выбор педагогических парадигм, подходов, моделей, методов для исследования или педагогической деятельности.
Уровни методологии педагогики:
Философский уровень- методология представляет собой систему исходных философских идей, на которых осуществляется исследование, определяющих общие принципы познания (например: философия экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, материализма, религиозная философия).
Общенаучный уровень – система подходов к пониманию реальности, применяемой в большинстве научных дисциплин и определяющих общие способы изучения педагогических феноменов (например: системный и синергетический подходы).
Конкретнонаучный уровень – система методов, подходов и принципов исследования, специфичных для педагогики (личностный, субъектный, деятельностный, аксиологический, культурологический, компетентностный , средовый, технологический и другие подходы).
Технологический уровень– уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
3. 1.Что такое методологическая культура педагога-исследователя?
Методологическая культура педагога как интегративная характеристика и часть его профессиональной культуры, на наш взгляд, включает в себя единство взаимообусловленных составляющих:
- культура владения теоретическими знаниями, составляющими минимальную теоретико-методологическую базу, без которой невозможен конкретный методологический анализ,
- культура методологического мышления (синтезирующего, ассоциативного, аналитического, рефлексивного), без которого невозможно установление взаимосвязей между педагогическими явлениями (их соотношения или иерархичности и т.д.),
- готовность применять методологический подход в своей деятельности, которая формируется на основе теоретико-методологической базы и методологического мышления,
- ценностное отношение к методологическому познанию.
Педагогическая задача – задача по преобразованию реальной ситуации взаимодействия, превращение ее в ситуацию развития и становления личности.
Эмпирический уровеньметодологической культуры – решение конкретной педагогической задачи.
Теоретический уровень – решение всех педагогических задач данного класса.
Методологическая культура учителя-практикапроявляется в проектировании, конструировании, рефлексии и творческом решении учебно-воспитательных задач
Методологическая культура педагога-исследователя проявляется в проектировании, конструировании, рефлексии и творческом решении научно-исследовательских задач.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях
Фундаментальное исследование – создание концепций, моделей педагогических систем на прогностической основе.
Прикладное исследование – изучение отдельных сторон педагогического процесса.
Методическое (разработка) – конкретные научно-практические рекомендации
Теоретический уровень исследования включает в себя моделирование, разработку гипотез, эксперимент.
Эмпирический уровень – характеризуется преобладанием методов описания опыта, обнаружения в нем систематически повторяющихся закономерностей.