Технологическая карта самостоятельной работы студентов
Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента
№ | Задания для самостоятельной работы | Форма отчета |
1. | Ведение дневника преддипломной практики | Дневник |
2. | Протоколирование уроков учителя | Протоколы уроков |
3. | Составление конспектов уроков | Конспекты уроков |
4. | Составление психолого-педагогической характеристики класса | Текст характеристики |
5. | Проведение экспериментальной работы по теме ВКР | Текст описания результатов экспериментальной работы |
6. | Отчет о педагогической и исследовательской деятельности | Текст отчета |
Содержание заданий студентам
I. Задание по педагогике и психологии
- Проведите исследование по теме выпускной квалификационной работы.
- Познакомьтесь с учебными программами, учебниками и методической литературой по всем учебным предметам того класса, в котором будет проходить практика, подготовьте необходимые наглядные пособия и дидактический материал.
- Посетите уроки учителя начальных классов и студентов - практикантов, запротоколируйте, проанализируйте и примите участие в их обсуждении.
4. Составьте психолого-педагогическую характеристику класса, ориентируясь на приведенную схему (Приложение 7).
5. Проведите индивидуальные беседы с родителями.
6. Подробно охарактеризуйте проведенную в ходе практики работу и представьте отчет, в котором должна быть отражена следующая информация:
- характеристика состояния учебно-воспитательной работы в классе;
- характеристика класса, школы, в которой проходила практика;
- анализ своей педагогической работы;
- анализ работы в классе в качестве классного руководителя;
- общие выводы (какие компетенции приобретены в процессе практики);
- предложения по совершенствованию организации преддипломной практики.
II. Задание по методике преподавания математики
Темы:
1. Педагогическая деятельность учителя начальных классов в процессе обучения учащихся математике.
2. Теоретические основы математического образования младших школьников в педагогической деятельности учителя.
3. Концепции, программы, технологии математического образования младших школьников в педагогической деятельности учителя.
Задания:
1. В первую неделю познакомьтесь с классом (если это новый класс), подготовьтесь к проведению учебной и воспитательной работы по математике: подберите необходимые дидактические материалы, разработайте примерный тематический календарный план по обучению математике, виды и формы исследовательской работы для написания ВКР (если Вы пишете работу по методике преподавания математики).
2. Начиная со второй недели, проводите уроки математики. В отчете представьте педагогические цели каждого урока и анализ достижения этих целей после каждого урока (какие цели достигнуты, какие – нет, причины).
3. Обязательно проведите письменные работы для выявления качества усвоения учащимися знаний и умений, полученных на Ваших уроках. Тексты письменных работ, работы учащихся (выполняются на отдельных листах), таблицы с классификацией достижений и ошибок необходимо оформить в отчете.
4. Завершите опытно-экспериментальную часть экспериментальной работы.
III. Задание по методике обучения русскому языку и литературному чтению
РУССКИЙ ЯЗЫК
1. Запротоколируйте и проанализируйте все уроки русского языка, проводимые учителем и студентами-практикантами (Приложение 5). В ходе анализа вычлените структуру урока, использование учителем приёмов, активизирующих разные каналы восприятия и усвоения учебной информации. Выявите элементы работы по развитию речи учащихся на данном уроке: на каком этапе урока проводилась работа, тип речевого упражнения, для какого направления работы по развитию речи предлагались задания (произносительный уровень развития речи, лексический, грамматический, синтаксический, уровень текста).
Если в течение пассивной практики проводился урок развития речи, проанализируйте его подробно.
2. В течение первых 5-7 дней работы в школе составьте календарно-тематическое планирование на время практики.
3. Подготовьте и проведите уроки русского языка разных типов: уроки изучения нового материала, закрепления, обобщающего повторения, контроля и урок развития речи (все уроки русского языка, выпадающие на время активной практики). Проанализируйте по одному уроку каждого типа, наиболее удачному (Приложение 9).
4. Самостоятельно проверяйте тетради учащихся в течение практики, реализуя индивидуальный подход в оценивании ученических работ, используя данные психолого-педагогических исследований, проведённых в классе.
5. Аргументированно и своевременно оценивайте устные ответы учащихся на своих уроках.
6. Планируйте и проводите на уроке индивидуальную работу с учащимися (отстающими и продвинутыми).
7. Если Вы пишете выпускную квалификационную работу по методике обучения русскому языку и литературе, проведите необходимое исследование.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1. Запротоколируйте и проанализируйте все уроки литературного чтения, проводимые учителем.
2. Разработайте и проведите все уроки литературного чтения, выпавшие на время практики. Постарайтесь реализовать в системе уроков монографический принцип изучения произведений.
3. Выполните анализ двух собственных уроков по изучению лирического и прозаического произведения.
Структура анализа:
- Как реализуется в цели урока специфика литературного рода данных произведений (лирика, эпос)?
- Как демонстрируются в методических приёмах различия лирики и эпоса?
- Чем различается работа над образами автора и героев в лирическом и эпическом произведениях?
- В чём отличие композиционных средств лирического и эпического произведений?
- В чём видится Вам специфичность лирического стихотворного произведения, и как это видение проявляется в системе урока?
В рамках текущей темы уроков русского языка или литературного чтения разработайте и проведите задания с использованием мультимедийных средств обучения (одну слайд- или видеопрезентацию, упражнение для работы на интерактивной доске). Видеозапись фрагмента такого урока, а также сами задания приложите к отчетным документам практики.
IV. Задание по теориям и технологиям художественно-эстетического воспитания младших школьников
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ С ПРАКТИКУМОМ
1. Предварительно в ходе беседы с учителем выясните:
- по какой программе (традиционной, авторской) обучаются дети данного класса, если класс занимается по одной из известных авторских программ (Т.И. Геронимус, Н.М. Конышева, В.И. Романина и др), то в процессе подготовки к уроку просмотрите текст программы, обращая особое внимание на цели и задачи, если фамилия автора вам неизвестна или учитель занимается по собственной авторской программе, расспросите более подробно в чем заключается основная идея, каковы цели и задачи этой программы, в чем отличие от других программ по технологии;
- какова тема урока, на котором Вы будете присутствовать, а также его цели и задачи;
- была ли предварительная подготовительная работа с детьми для проведения урока и если да, то какая именно (экскурсия, посещение музея, прочтение учащимися какого-либо произведения, подбор необходимых иллюстраций и т. п.);
- общую характеристику класса по владению трудовыми навыками и умениями, уровню художественного развития, приобщенности детей к различным видам декоративно-прикладного искусства;
2. Разработайте эскиз оформления классной комнаты к празднику. На уроках технологии и изобразительного искусства вместе с детьми изготовьте необходимые элементы для оформления интерьера классной комнаты. Оформите ими классную комнату.
3. Разработайте планы-конспекты уроков и наглядные пособия к ним. Сделайте анализ детских работ.
4. Примите активное участие в подготовке детей к внеклассному мероприятию через проведение серии уроков по изобразительному искусству и технологии (3 – 4 урока).
5. Подробный отчет о проделанной работе (с приложением детских работ) представьте групповому руководителю
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ПРАКТИКУМОМ
1. В предварительной беседе с учителем изобразительного искусства выясните, по какой программе обучаются учащиеся данного класса:
- Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I - IV кл./ Науч. рук. Т.Я. Шпикалова.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1 - 9 кл./ Науч. рук. В.С. Кузин.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 - 9 кл./ Науч. рук. Б.М. Неменский.
- Если учитель занимается по авторской программе, то следует ознакомиться с концепцией, целями, задачами данной программой.
- Выясните тему урока изобразительного искусства у учителя, определить эту тему урока в системе уроков данной четверти; цели и задачи урока.
- Ознакомьтесь с общим уровнем творческих способностей учащихся данного класса. Всю информацию подробно занесите в дневник педагогической практики.
2. Разработайте эскиз оформления классной комнаты к празднику. На уроках технологии и изобразительного искусства вместе с детьми изготовьте необходимые элементы для оформления интерьера классной комнаты. Оформите ими классную комнату.
3. Разработайте планы-конспекты уроков и наглядные пособия к ним. Сделайте анализ детских работ.
4. Примите активное участие в подготовке детей к внеклассному мероприятию через проведение серии уроков по изобразительному искусству и технологии (3 – 4 урока).
5. Подробный отчет о проделанной работе (с приложением детских работ) представьте групповому руководителю.
V. Задание по теоретическим основам и технологиям начального образования по естествознанию
1. Ознакомьтесь с работой учителя по предмету. Выясните:
а) по каким программам работает учитель, какие учебники используются на уроках, есть ли соответствие между используемыми программами и учебниками;
б) использует ли рабочие тетради (авторы);
г) ведется ли в начальной школе экология (кто ведет этот урок или факультатив, по каким программам, какие вопросы рассматривают);
2. Проведите 3-4 урока окружающего мира. Обязательно приготовьте к этим урокам наглядные пособия и развернутые конспекты, согласовав их с методистом кафедры или учителем.
3. Проведите одно внеклассное мероприятие на экологическую тематику, согласовав тему с методистом кафедры, разработку сдайте групповому руководителю.
4. Проведите экскурсию (пришкольный участок, парк, ботанический сад, зоопарк, зимний сад, краеведческий музей), предварительно разработав доэкскурсионные и послеэкскурсионные задания. Проведите обсуждение и составьте мини- книжку, состоящую из полученных впечатлений, стихов, загадок, выполненных письменно заданий, рисунков и т.п. Можно представить результаты экскурсии в виде красочно оформленного стенда.
5. Организуйте уход за комнатными растениями в классе с учетом биологических требований.
6. Разработайте и примените задания экологического (природоохранного) характера для других предметов (всех).
7. Разработайте самостоятельную работу из 10 тестовых заданий по предмету и проведите ее в классе. Задания сдайте групповому руководителю по окончании практики.
8. Студенты, выполняющие ВКР по методике преподавания интегрированного курса Окружающий мир, должны перед практикой согласовать план эксперимента с научным руководителем и в первую неделю практики – с учителем.
9. Результаты выполнения заданий в письменном виде после практики сдаются на проверку групповому руководителю.