Технологическая карта самостоятельной работы студентов

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Задания для самостоятельной работы Форма отчета
1. Ведение дневника преддипломной практики Дневник
2. Протоколирование уроков учителя Протоколы уроков
3. Составление конспектов уроков Конспекты уроков
4. Составление психолого-педагогической характеристики класса Текст характеристики
5. Проведение экспериментальной работы по теме ВКР Текст описания результатов экспериментальной работы
6. Отчет о педагогической и исследовательской деятельности Текст отчета

Содержание заданий студентам

I. Задание по педагогике и психологии

  1. Проведите исследование по теме выпускной квалификационной работы.
  2. Познакомьтесь с учебными программами, учебниками и методической литературой по всем учебным предметам того класса, в котором будет проходить практика, подготовьте необходимые наглядные пособия и дидактический материал.
  3. Посетите уроки учителя начальных классов и студентов - практикантов, запротоколируйте, проанализируйте и примите участие в их обсуждении.

4. Составьте психолого-педагогическую характеристику класса, ориентируясь на приведенную схему (Приложение 7).

5. Проведите индивидуальные беседы с родителями.

6. Подробно охарактеризуйте проведенную в ходе практики работу и представьте отчет, в котором должна быть отражена следующая информация:

- характеристика состояния учебно-воспитательной работы в классе;

- характеристика класса, школы, в которой проходила практика;

- анализ своей педагогической работы;

- анализ работы в классе в качестве классного руководителя;

- общие выводы (какие компетенции приобретены в процессе практики);

- предложения по совершенствованию организации преддипломной практики.

II. Задание по методике преподавания математики

Темы:

1. Педагогическая деятельность учителя начальных классов в процессе обучения учащихся математике.

2. Теоретические основы математического образования младших школьников в педагогической деятельности учителя.

3. Концепции, программы, технологии математического образования младших школьников в педагогической деятельности учителя.

Задания:

1. В первую неделю познакомьтесь с классом (если это новый класс), подготовьтесь к проведению учебной и воспитательной работы по математике: подберите необходимые дидактические материалы, разработайте примерный тематический календарный план по обучению математике, виды и формы исследовательской работы для написания ВКР (если Вы пишете работу по методике преподавания математики).

2. Начиная со второй недели, проводите уроки математики. В отчете представьте педагогические цели каждого урока и анализ достижения этих целей после каждого урока (какие цели достигнуты, какие – нет, причины).

3. Обязательно проведите письменные работы для выявления качества усвоения учащимися знаний и умений, полученных на Ваших уроках. Тексты письменных работ, работы учащихся (выполняются на отдельных листах), таблицы с классификацией достижений и ошибок необходимо оформить в отчете.

4. Завершите опытно-экспериментальную часть экспериментальной работы.

III. Задание по методике обучения русскому языку и литературному чтению

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Запротоколируйте и проанализируйте все уроки русского языка, проводимые учителем и студентами-практикантами (Приложение 5). В ходе анализа вычлените структуру урока, использование учителем приёмов, активизирующих разные каналы восприятия и усвоения учебной информации. Выявите элементы работы по развитию речи учащихся на данном уроке: на каком этапе урока проводилась работа, тип речевого упражнения, для какого направления работы по развитию речи предлагались задания (произносительный уровень развития речи, лексический, грамматический, синтаксический, уровень текста).

Если в течение пассивной практики проводился урок развития речи, проанализируйте его подробно.

2. В течение первых 5-7 дней работы в школе составьте календарно-тематическое планирование на время практики.

3. Подготовьте и проведите уроки русского языка разных типов: уроки изучения нового материала, закрепления, обобщающего повторения, контроля и урок развития речи (все уроки русского языка, выпадающие на время активной практики). Проанализируйте по одному уроку каждого типа, наиболее удачному (Приложение 9).

4. Самостоятельно проверяйте тетради учащихся в течение практики, реализуя индивидуальный подход в оценивании ученических работ, используя данные психолого-педагогических исследований, проведённых в классе.

5. Аргументированно и своевременно оценивайте устные ответы учащихся на своих уроках.

6. Планируйте и проводите на уроке индивидуальную работу с учащимися (отстающими и продвинутыми).

7. Если Вы пишете выпускную квалификационную работу по методике обучения русскому языку и литературе, проведите необходимое исследование.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

1. Запротоколируйте и проанализируйте все уроки литературного чтения, проводимые учителем.

2. Разработайте и проведите все уроки литературного чтения, выпавшие на время практики. Постарайтесь реализовать в системе уроков монографический принцип изучения произведений.

3. Выполните анализ двух собственных уроков по изучению лирического и прозаического произведения.

Структура анализа:

- Как реализуется в цели урока специфика литературного рода данных произведений (лирика, эпос)?

- Как демонстрируются в методических приёмах различия лирики и эпоса?

- Чем различается работа над образами автора и героев в лирическом и эпическом произведениях?

- В чём отличие композиционных средств лирического и эпического произведений?

- В чём видится Вам специфичность лирического стихотворного произведения, и как это видение проявляется в системе урока?

В рамках текущей темы уроков русского языка или литературного чтения разработайте и проведите задания с использованием мультимедийных средств обучения (одну слайд- или видеопрезентацию, упражнение для работы на интерактивной доске). Видеозапись фрагмента такого урока, а также сами задания приложите к отчетным документам практики.

IV. Задание по теориям и технологиям художественно-эстетического воспитания младших школьников

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ С ПРАКТИКУМОМ

1. Предварительно в ходе беседы с учителем выясните:

- по какой программе (традиционной, авторской) обучаются дети данного класса, если класс занимается по одной из известных авторских программ (Т.И. Геронимус, Н.М. Конышева, В.И. Романина и др), то в процессе подготовки к уроку просмотрите текст программы, обращая особое внимание на цели и задачи, если фамилия автора вам неизвестна или учитель занимается по собственной авторской программе, расспросите более подробно в чем заключается основная идея, каковы цели и задачи этой программы, в чем отличие от других программ по технологии;

- какова тема урока, на котором Вы будете присутствовать, а также его цели и задачи;

- была ли предварительная подготовительная работа с детьми для проведения урока и если да, то какая именно (экскурсия, посещение музея, прочтение учащимися какого-либо произведения, подбор необходимых иллюстраций и т. п.);

- общую характеристику класса по владению трудовыми навыками и умениями, уровню художественного развития, приобщенности детей к различным видам декоративно-прикладного искусства;

2. Разработайте эскиз оформления классной комнаты к празднику. На уроках технологии и изобразительного искусства вместе с детьми изготовьте необходимые элементы для оформления интерьера классной комнаты. Оформите ими классную комнату.

3. Разработайте планы-конспекты уроков и наглядные пособия к ним. Сделайте анализ детских работ.

4. Примите активное участие в подготовке детей к внеклассному мероприятию через проведение серии уроков по изобразительному искусству и технологии (3 – 4 урока).

5. Подробный отчет о проделанной работе (с приложением детских работ) представьте групповому руководителю

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ПРАКТИКУМОМ

1. В предварительной беседе с учителем изобразительного искусства выясните, по какой программе обучаются учащиеся данного класса:

- Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I - IV кл./ Науч. рук. Т.Я. Шпикалова.

- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1 - 9 кл./ Науч. рук. В.С. Кузин.

- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 - 9 кл./ Науч. рук. Б.М. Неменский.

- Если учитель занимается по авторской программе, то следует ознакомиться с концепцией, целями, задачами данной программой.

- Выясните тему урока изобразительного искусства у учителя, определить эту тему урока в системе уроков данной четверти; цели и задачи урока.

- Ознакомьтесь с общим уровнем творческих способностей учащихся данного класса. Всю информацию подробно занесите в дневник педагогической практики.

2. Разработайте эскиз оформления классной комнаты к празднику. На уроках технологии и изобразительного искусства вместе с детьми изготовьте необходимые элементы для оформления интерьера классной комнаты. Оформите ими классную комнату.

3. Разработайте планы-конспекты уроков и наглядные пособия к ним. Сделайте анализ детских работ.

4. Примите активное участие в подготовке детей к внеклассному мероприятию через проведение серии уроков по изобразительному искусству и технологии (3 – 4 урока).

5. Подробный отчет о проделанной работе (с приложением детских работ) представьте групповому руководителю.

V. Задание по теоретическим основам и технологиям начального образования по естествознанию

1. Ознакомьтесь с работой учителя по предмету. Выясните:

а) по каким программам работает учитель, какие учебники используются на уроках, есть ли соответствие между используемыми программами и учебниками;

б) использует ли рабочие тетради (авторы);

г) ведется ли в начальной школе экология (кто ведет этот урок или факультатив, по каким программам, какие вопросы рассматривают);

2. Проведите 3-4 урока окружающего мира. Обязательно приготовьте к этим урокам наглядные пособия и развернутые конспекты, согласовав их с методистом кафедры или учителем.

3. Проведите одно внеклассное мероприятие на экологическую тематику, согласовав тему с методистом кафедры, разработку сдайте групповому руководителю.

4. Проведите экскурсию (пришкольный участок, парк, ботанический сад, зоопарк, зимний сад, краеведческий музей), предварительно разработав доэкскурсионные и послеэкскурсионные задания. Проведите обсуждение и составьте мини- книжку, состоящую из полученных впечатлений, стихов, загадок, выполненных письменно заданий, рисунков и т.п. Можно представить результаты экскурсии в виде красочно оформленного стенда.

5. Организуйте уход за комнатными растениями в классе с учетом биологических требований.

6. Разработайте и примените задания экологического (природоохранного) характера для других предметов (всех).

7. Разработайте самостоятельную работу из 10 тестовых заданий по предмету и проведите ее в классе. Задания сдайте групповому руководителю по окончании практики.

8. Студенты, выполняющие ВКР по методике преподавания интегрированного курса Окружающий мир, должны перед практикой согласовать план эксперимента с научным руководителем и в первую неделю практики – с учителем.

9. Результаты выполнения заданий в письменном виде после практики сдаются на проверку групповому руководителю.

Наши рекомендации