Требования ГОС к содержанию дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА
Направление подготовки 030600.62 Журналистика
Санкт-Петербург 2011
Кафедра журналистики
Составители доцент кафедры журналистики СПбГУП, кандидат филологических наук Виннийчук А.В., кандидат педагогических наук Молчанова О. И.
Рецензенты:
доцент кафедры связей с общественностью, истории и политологии
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат философских наук Стегарев С. Т.;
Доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП, кандидат философский наук Ставцева О. И.
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Профессиональная этика журналиста» преподается студентам, обучающимся по направлению «Журналистика».
Цель дисциплины - сформировать у студентов комплексное представление о неразрывном единстве профессиональной журналистской деятельности с требованием соблюдения этических норм.
Задачи дисциплины включают:
· овладение студентами теорией профессиональной этики, категориальным аппаратом дисциплины;
· приобретение необходимого объема знаний по истории становления и развития профессиональных этических норм;
· формирование у студентов личностных установок, включающих в себя осознание сложности журналистской деятельности и ответственности за нарушение норм профессиональной морали и нравственности;
· усвоение студентами системы этических принципов и норм, принятых в современном журналистском сообществе;
· формирование навыка поведения в различных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, умения вырабатывать стратегию и тактику журналистского поведения на основе усвоенных профессиональных этических норм;
· овладение методикой поиска оптимального этического решения в различных ситуациях, с которыми сталкивается журналист в своей профессиональной деятельности.
Главные проблемы, термины и понятия дисциплины:
Профессиональная этика как наука и проблема практики.
Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества.
Профессионально-этическое сознание как носитель опыта журналистского сообщества.
Базовые профессионально-этические принципы журналистики. Взаимодействие профессионального сознания группы и индивидуального сознания журналиста.
Социальная действительность как источник этических коллизий в профессиональной деятельности журналистов.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
Изучаемый в рамках дисциплины учебный материал связан со следующими дисциплинами: «Основы журналистики», «Теория и методика журналистского творчества», «Правоведение», «Психология журналистики», «Социология журналистики» и др.
Изучение дисциплины предполагает лекционные, практические (в том числе семинарские) занятия и самостоятельную работу студентов.
На практических и семинарских занятиях применяются разнообразные методики и методы обучения: дискуссии, доклады, сообщения, деловые игры и т. д.
Самостоятельная работа по дисциплине включает:
· подготовку сообщений для обсуждения на семинарских и практических занятиях;
· знакомство с практикой современных массмедиа;
· анализ проблем современной профессиональной этики на основе материалов СМИ.
В результате изучения дисциплины «Профессиональная этика журналиста» студент должен:
знать:
· общее и особенное в соотношение журналистской этики и журналистского права;
· этические требования закона РФ «О средствах массовой информации»;
· этические требования других нормативных документов журналистского законодательства;
· этические принципы в российской и зарубежной журналистике;
· меры защиты журналистов и ответственности за этические нарушения;
уметь:
· оценивать этические коллизии, возникающие в журналистской практике;
· анализировать связь журналистской практики с требованиями Кодекса этики российского журналиста;
· давать экспертную этическую оценку журналистским публикациям;
· получить навыки:
· применения этических принципов и норм в будущей практической работе;
· повышения уровня этической компетентности;
· практического применения знаний, полученных при изучении дисциплины «Профессиональная этика журналиста».
С целью определения качества усвоения учебного материала проводится оперативный контроль в форме устных фронтальных опросов, проверки результатов самостоятельной работы по анализу материалов СМИ, тестов.
Итоговой формой контроля знаний студентов по дисциплине является экзамен.
Требования ГОС к содержанию дисциплины
«Профессиональная этика журналиста»
Профессиональная этика как наука и проблема практики. Понятие морали и профессиональной морали.
Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Формирование профессионально-этических взглядов в журналистике.
Состояние профессиональной этики как науки в настоящий момент. Этические проблемы журналистской практики.
Профессионально-этическое сознание как носитель опыта журналистского сообщества. Понятие о профессиональном сознании трудовой группы, его структуре и формах, в которых оно существует. Место и роль нравственных представлений в профессиональном сознании журналистского сообщества.
Взаимодействие профессионального сознания группы и индивидуального сознания журналиста. Профессионально-нравственные взгляды, чувства, поступки как формы проявления профессионально-нравственной зрелости журналиста.
Структура профессионально-этического журналистского сообщества. Категории, определяющие профессионально-нравственную позицию журналиста (профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть, профессиональное достоинство, профессиональная честь).
Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
Профессионально-этические нормы, направляющие поведение журналиста в конкретных областях профессионально-нравственных отношений (журналист — адресат информации, журналист — действующие лица публикации, журналист — источники информации, журналист — внештатные авторы, журналист — коллеги, журналист — представители власти).
Социальная действительность как источник этических коллизий в профессиональной деятельности журналистов. Экономическая, правовая, деонтологическая природа коллизий и поиск путей их разрешения.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Хартия телерадиовещателей.
Положения об общественных структурах профессионально-этического самоконтроля журналистских организаций России.
Тематический план
(очная форма обучения)
№ п/п | Название темы | Всего часов | Всего ауд. час. | Лек- ции | Практ. занятия (семинары) | СРС |
1. | Профессиональная этика | — | ||||
2. | Профессиональная мораль журналиста | |||||
3. | Принципы журналистской морали | |||||
4. | Нравственная практика журналиста | |||||
5. | Служебная этика журналиста | |||||
6. | Этика взаимоотношений журналиста и аудитории | |||||
7. | Этика взаимоотношений журналиста и источника информации | |||||
8. | Этика взаимоотношений журналиста и его героя | |||||
Итого: |
(заочная форма обучения)
п/п | Название темы | Всего часов | Всего ауд. час. | Лек- ции | Семи- нары | СРС |
1. | Профессиональная этика | - | - | - | ||
2. | Профессиональная мораль журналиста | - | - | - | ||
3. | Принципы профессиональной морали | |||||
4. | Нравственная практика журналиста | - | - | - | ||
5. | Служебная этика журналиста | - | - | - | ||
6. | Этика взаимоотношений журналиста и аудитории | - | - | - | ||
7. | Этика взаимоотношений журналиста и источника информации | |||||
8. | Этика взаимоотношений журналиста и его героя | - | - | - | ||
Итого: |
Содержание дисциплины