Система ФОРУМ для ведения электронных семинаров
Форум – одна из разновидностей телекоммуникационных способов межличностного многостороннего интерактивного общения в Интернет среде.
Возможности использования форума можно представить следующим образом:
1) обсуждение научно-исследовательских проблем, совещаний, обмен опытом;
2) ведение диспутов, круглых столов, дискуссий, мозговых штурмов при решении острых проблем;
3) организация телеконференций, защита проектов, другое;
4) организация образовательного процесса (работа по принципу рассредоточенной группы) – ведение консультаций, установочных семинаров, электронных семинаров-отчетов, другие виды работ;
5) обмен сообщениями как в синхронном, так и асинхронном режимах с педагогами и другими обучающимися.
Ограничения и сложности использования системы ФОРУМ:
1) повышенные требования к техническому оснащению (наличие достаточно мощных компьютеров, необходимость высоко-скоростных соединений с сетями для обмена сложными программами);
2) необходимость постоянного модерирования рубрик форума (удаление посторонних тем, недостаточно корректных и грубых высказываний и агрессивных выступлений);
3) четкое планирование содержания занятий и тщательная проработка тем семинарских занятий.
При выборе системы ФОРУМ необходимо учитывать следующие условия:
1) программное средство, обеспечивающее работу системы ФОРУМ должно быть в свободном распространении, что позволит его применять легально и без финансовых затрат;
2) программный продукт должен быть прост в установке и администрировании;
3) программный продукт должен обеспечивать методические требования педагога при внедрении электронного семинара в образовательный процесс.
Возможности электронного семинара:
1) обсуждение любой темы в on- и off-line режимах;
2) возможность получения ответов на поставленные педагогом вопросы сразу от всех обучающихся группы, причем «отмолчаться» на электронном семинаре нельзя –
3) условием присутствия на семинаре является обязательная работа (достаточно полный ответ на вопрос), в противном случае тема не засчитывается;
4) после истечения заданного времени на ответ педагог может провести сразу на этом же занятии публичное представление ответа любого обучающегося, участвующего в семинаре и подключить к обсуждению ответа (особенно нетрадиционного) всех обучающихся группы;
5) педагог имеет возможность просмотреть ответы обучающихся в online режиме и предложить либо дополнительное раскрытие какой-то позиции в ответе, либо дать итоговую оценку ответа;
5) продолжение обсуждения вопроса может быть пролонгировано. В нашем случае, после проведении семинаров, прошедших
в марте, апреле 2004 г, продолжается обсуждение ряда вопросов как
в режиме личной инициативы, так и в режиме организованного электронного семинара;
6) обсуждение совместных работ и проектов;
7) перекрестный просмотр ответов всех участников семинара;
8) ведение электронных семинаров с распределенной аудиторией в режиме удаленного доступа. Применимо для проведения установочных сессий, представления установочных лекций, проведение консультаций, проведение аттестации, обсуждения проблем применения электронных образовательных ресурсов и так далее.
Предлагаем вниманию некоторые моменты организации и проведения электронного семинара по теме «Технологии компьютерного обучения».
1. Этап. Исходя из ранее сказанного, для проведения электронных семинаров нами был выбран программный продукт YaBB
1 Gold - SP1 (Open Source Community Software for Webmasters). На рисунке 19 представлена этикетка и входной кадр форума. Для входа в систему ФОРУМ нужно предварительно провести регистрацию участников семинара и затем уже войти в систему в роли участника семинара. Права обучающихся при работе в системе равные, ограничены созданием тем более высокого уровня и возможностью корректировки чужих тем.
2. Этап.Подготовка темы и вопросов для ведения семинара.
3. Этап.Обучающийся выбирает указанную тему.На рисунке 20 можно увидеть, как выглядят ответы на заданный вопрос на форуме. Все участники форума видят не только свои ответы, но и ответы других обучающихся, а также комментарии педагога на каждый из ответов.
Рисунок 19 - Входной кадр форума YaBB 1 Gold - SP1.
Рисунок 20 - Кадр с выбранной темой и видимой частью ответа.
4. Этап. Создать свой ответ можно в окне текстового редактора. После нажатия кнопки «Ответить» обучающемуся предоставляется окно текстового редактора для ввода ответа или задания своего вопроса педагогу и другим обучающимся.
Рисунок 21 - Окно текстового редактора для ввода ответа.
Режим работы в системе ФОРУМ может быть как в on- так и offlineрежиме функционирования образовательной среды:участники электронного семинара могут готовить сообщения в системе ФОРУМ и с домашнего компьютера.
Рисунок 22 - Окно с несколькими ответами.
5. Этап. В завершение электронного семинара необходимо провести обсуждение представленных участниками семинара ответов.
Вопросы для самопроверки
1 Какие Вы знаете средства современных коммуникаций?
2 Какими основными характерными чертами обладают компьютерные коммуникационные средства?
3 Какие дидактические возможности современных средств коммуникации можно использовать для образовательного процесса?
4 Каковы особенности обучения в компьютерных средах в условиях использования современных коммуникационных технологий?
5 Какие возможности предоставляет глобальная сеть Интернет для современного образования?
6 Как можно использовать электронную почту для организации образовательного процесса в разных формах обучения?
7 Что такое форум? Охарактеризуйте дидактические возможности этого средства взаимодействия.
8 В чем состоят задачи электронного семинара?
9 Какие основные технические условия необходимы для проведения электронного семинара?
10 Каковы психолого-педагогические особенности работы в современных коммуникационных средах?
11 Чем помогают педагогам и обучающимся средства компьютерных коммуникаций?
12 Существуют ли этические проблемы коммуникации в электронной среде?
13 В чем особенность организации и методики проведения электронного семинара?
Задания для самоконтроля.
1 Разработать тему и вопросы для проведения электронного семинара по самостоятельно выбранной теме по курсу ИКТО.
2 Разработать структуру занятия с привлечением средств компьютерных коммуникаций.
3 Предложить систему мероприятий по решению этических проблем общения с помощью компьютерных средств коммуникации.
4 Разработайте тему проекта для выполнения его распределенной группой.
5 Проведите в режиме Интернет форума исследование вопроса «Влияние компьютерных игр на развитие личности».