Рганизаци0нн0-мет0дическая часть

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Конспект лекций

Москва 2005

Авторы: Болотина Л.А.,кандидат педагогических наук, доцент, академик

Международной педагогической академии. Ильина Е.А., кандидат педагогических наук, доцент.

Рецензент: Симонов В.П., доктор педагогических наук, профессор.

Болотина Л.А., Ильина Е.А.

Психология и педагогика:Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. 68 с.

Конспект лекций предназначен для студентов МИЭМП всех форм обучения

© Болотина Л.А., Ильина Е .А., 2005

© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................ 4

I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ........................................... 6

II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ ......................................................................................... 8

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В

ПСИХОЛОГИИ .................................................................................................. 8

ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ЗАПАДА ................ 11

ЛЕКЦИЯ 3. РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В СТАНОВЛЕНИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ................................................................... 14

ЛЕКЦИИ 4 И 5. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ .............................................. 17

ЛЕКЦИЯ 6. ВНИМАНИЕ ...................................................................................... 23

ЛЕКЦИЯ 7. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ .......... 25

ЛЕКЦИЯ 8 И 9. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ ........................................... 29

ЛЕКЦИЯ 10. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ ......................................................................... 34

ЛЕКЦИЯ 11 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУР ..................................................... 38

ЛЕКЦИЯ 12. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ВОЛЯ ..................................................... 42

ЛЕКЦИЯ 13. ЛИЧНОСТЬ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА ........... 47

ЛЕКЦИЯ 14. ПРЕДМЕТ И ЗАДА ЧИ ПЕДАГОГИКИ ..................................... 51

ЛЕКЦИЯ 15. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ................................................................... 54

ЛЕКЦИЯ 16. ОБЗОР ИДЕЙ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ

В ЕВРОПЕ ......................................................................................................... 58

ЛЕКЦИЯ 17. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ ...................................... 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................................... 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 68

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание составлено в соответствии с Государствен­ным образовательным стандартом дисциплины «Психология и педаго­гика». Содержание работы раскрывает основы двух дисциплин как взаимопереплетающихся и взаимодополняющих друг друга наук. По­добный подход основывается на классификации наук, предложенной академиком Б.М. Кедровым, согласно которой психология занимает центральное место в этой классификации, являясь фундаментальной наукой, а педагогика опирается на её выводы и положения. Эти дис­циплины имеют ряд общих исследовательских методов и методик воз­действия на личность, что важно для формирования личности специалиста. В конспектах лекций коротко раскрыты основные этапы истории психологии и педагогики, освещены важнейшие проблемы этой дисциплины, предложены методы практического применения по­лученных знаний.

Как показывает практика преподавания этого предмета в МИЭМП, интерес студентов к психологической тематике высок. Сегодня, как считают многие специалисты, психологическое знание относится к числу самых востребованных как в целях развития и самосохранения личности, так и для качественного исполнения специалистом служеб­ных обязанностей. Педагогическое знание позволяет более эффектив­но реализовать психологический материал практической деятельности специалиста.

Конечно, коротко изложенный материал не даёт полной информа­ции, он подсказывает главные направления в изучении психологии и педагогики, учит получать информацию из различных источников, например, из энциклопедических словарей и другой дополнительной литературы. Эта работа, надеемся, потребует от студентов вдумчивой самостоятельной работы. Только при таких условиях можно успешно овладеть этими поистине интересными и нужными для каждого чело­века знаниями.

«Психология и педагогика» тесно связана со всеми дисциплинами общегуманитарного цикла, а также с курсами других блоков подготовки специалистов. Данную дисциплину важно изучать до курса « Психология профессиональной деятельности и специального курса «Юридическая психология», потому что оба последних опираются на знания получен­ные в результате изучения основ психологии и педагогики.

РГАНИЗАЦИ0НН0-МЕТ0ДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Данный курс призван способствовать развитию личности высоко профессионального специалиста, характеризующегося широким объё­мом знаний, развитой психологической и педагогической культурой, мобильностью поведения на рынке труда.

Задачи курса:

· дать понятие об основных направлениях становления и развития пси­
хологии и педагогики;

· сформировать: умение владеть понятийным аппаратом, описываю­
щим познавательные эмоционально-волевые процессы;

· анализировать мотивационную и регуляторную сферы психологи­
ческой деятельности;

· способствовать осмыслению накопленного опыта;

· научно анализировать явления социальной жизни и проблемных си­
туаций;

· педагогически грамотно строить общение и взаимодействие в раз­
личных социальных группах;

· формировать умение учитывать в общении индивидуально-психо­
логические и личностные особенности людей. Выявлять стиль их
познавательной и профессиональной деятельности;

· познакомить с методами развития профессионального мышления,
методами воспитательной работы с персоналом разного возраста и
уровня образования.

Конспекты лекций разработаны для всех специальностей МИЭМП. Данный предмет целесообразно изучать в первом или втором семест­ре первого курса, как обязательный.

Цель данного издания: обозначить круг вопросов, которыми не­обходимо овладеть из психологии и педагогики, определить пример­ную последовательность в усвоении этих знаний студентами, дать основной понятийный аппарат и предложить вопросы для самостоя­тельной проверки усвоенного.

Одним из условий качественного изучения данного курса являет­ся проведение семинарских занятий. Они предполагают усвоение прак­тических приёмов самостоятельной работы по поиску и использованию информации, а также применению методов изучения личности (тесты, анализ рисунков и др.).

В результате изучения дисциплины «Психология и педагогика» студенты получат знания об основных этапах развития психологии и педагогики, усвоят главные категории этих наук, а также узнают о месте и роли психологии и педагогики в различных сферах современной действительности. В итоге изучения этих дисциплин студенты получа­ют навыки использования знаний и, в частности, в процессе общения, как в профессиональной деятельности (на практике), так и в быту.

II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Наши рекомендации