Рганизаци0нн0-мет0дическая часть
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Конспект лекций
Москва 2005
Авторы: Болотина Л.А.,кандидат педагогических наук, доцент, академик
Международной педагогической академии. Ильина Е.А., кандидат педагогических наук, доцент.
Рецензент: Симонов В.П., доктор педагогических наук, профессор.
Болотина Л.А., Ильина Е.А.
Психология и педагогика:Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. 68 с.
Конспект лекций предназначен для студентов МИЭМП всех форм обучения
© Болотина Л.А., Ильина Е .А., 2005
© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................ 4
I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ........................................... 6
II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ ......................................................................................... 8
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В
ПСИХОЛОГИИ .................................................................................................. 8
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ЗАПАДА ................ 11
ЛЕКЦИЯ 3. РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В СТАНОВЛЕНИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ................................................................... 14
ЛЕКЦИИ 4 И 5. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ .............................................. 17
ЛЕКЦИЯ 6. ВНИМАНИЕ ...................................................................................... 23
ЛЕКЦИЯ 7. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ .......... 25
ЛЕКЦИЯ 8 И 9. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ ........................................... 29
ЛЕКЦИЯ 10. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ ......................................................................... 34
ЛЕКЦИЯ 11 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУР ..................................................... 38
ЛЕКЦИЯ 12. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ВОЛЯ ..................................................... 42
ЛЕКЦИЯ 13. ЛИЧНОСТЬ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА ........... 47
ЛЕКЦИЯ 14. ПРЕДМЕТ И ЗАДА ЧИ ПЕДАГОГИКИ ..................................... 51
ЛЕКЦИЯ 15. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ................................................................... 54
ЛЕКЦИЯ 16. ОБЗОР ИДЕЙ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ
В ЕВРОПЕ ......................................................................................................... 58
ЛЕКЦИЯ 17. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ ...................................... 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................................... 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 68
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины «Психология и педагогика». Содержание работы раскрывает основы двух дисциплин как взаимопереплетающихся и взаимодополняющих друг друга наук. Подобный подход основывается на классификации наук, предложенной академиком Б.М. Кедровым, согласно которой психология занимает центральное место в этой классификации, являясь фундаментальной наукой, а педагогика опирается на её выводы и положения. Эти дисциплины имеют ряд общих исследовательских методов и методик воздействия на личность, что важно для формирования личности специалиста. В конспектах лекций коротко раскрыты основные этапы истории психологии и педагогики, освещены важнейшие проблемы этой дисциплины, предложены методы практического применения полученных знаний.
Как показывает практика преподавания этого предмета в МИЭМП, интерес студентов к психологической тематике высок. Сегодня, как считают многие специалисты, психологическое знание относится к числу самых востребованных как в целях развития и самосохранения личности, так и для качественного исполнения специалистом служебных обязанностей. Педагогическое знание позволяет более эффективно реализовать психологический материал практической деятельности специалиста.
Конечно, коротко изложенный материал не даёт полной информации, он подсказывает главные направления в изучении психологии и педагогики, учит получать информацию из различных источников, например, из энциклопедических словарей и другой дополнительной литературы. Эта работа, надеемся, потребует от студентов вдумчивой самостоятельной работы. Только при таких условиях можно успешно овладеть этими поистине интересными и нужными для каждого человека знаниями.
«Психология и педагогика» тесно связана со всеми дисциплинами общегуманитарного цикла, а также с курсами других блоков подготовки специалистов. Данную дисциплину важно изучать до курса « Психология профессиональной деятельности и специального курса «Юридическая психология», потому что оба последних опираются на знания полученные в результате изучения основ психологии и педагогики.
РГАНИЗАЦИ0НН0-МЕТ0ДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Данный курс призван способствовать развитию личности высоко профессионального специалиста, характеризующегося широким объёмом знаний, развитой психологической и педагогической культурой, мобильностью поведения на рынке труда.
Задачи курса:
· дать понятие об основных направлениях становления и развития пси
хологии и педагогики;
· сформировать: умение владеть понятийным аппаратом, описываю
щим познавательные эмоционально-волевые процессы;
· анализировать мотивационную и регуляторную сферы психологи
ческой деятельности;
· способствовать осмыслению накопленного опыта;
· научно анализировать явления социальной жизни и проблемных си
туаций;
· педагогически грамотно строить общение и взаимодействие в раз
личных социальных группах;
· формировать умение учитывать в общении индивидуально-психо
логические и личностные особенности людей. Выявлять стиль их
познавательной и профессиональной деятельности;
· познакомить с методами развития профессионального мышления,
методами воспитательной работы с персоналом разного возраста и
уровня образования.
Конспекты лекций разработаны для всех специальностей МИЭМП. Данный предмет целесообразно изучать в первом или втором семестре первого курса, как обязательный.
Цель данного издания: обозначить круг вопросов, которыми необходимо овладеть из психологии и педагогики, определить примерную последовательность в усвоении этих знаний студентами, дать основной понятийный аппарат и предложить вопросы для самостоятельной проверки усвоенного.
Одним из условий качественного изучения данного курса является проведение семинарских занятий. Они предполагают усвоение практических приёмов самостоятельной работы по поиску и использованию информации, а также применению методов изучения личности (тесты, анализ рисунков и др.).
В результате изучения дисциплины «Психология и педагогика» студенты получат знания об основных этапах развития психологии и педагогики, усвоят главные категории этих наук, а также узнают о месте и роли психологии и педагогики в различных сферах современной действительности. В итоге изучения этих дисциплин студенты получают навыки использования знаний и, в частности, в процессе общения, как в профессиональной деятельности (на практике), так и в быту.
II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ