Ст анов лении псих о логическ ой на уки

Основоположником отечественной научной психологии считает­ся выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. В его книге «Реф­лексы головного мозга (1863г.) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Задача И.М. Сеченова пока­зать, что психика относится к области строгого отечественного иссле­дования. Так им были установлены явления центрального торможения и доказано экспериментально, что нервная деятельность складывается из взаимодействия двух процессов – не только возбуждения, но и тор­можения.

И.М. Сеченов раскрыл преемственность различных уровней мыш­ления – от предметного до абстрактного – теоретического. Дав физио­логическую трактовку основным психологическим процессам, он доказал, что из деятельности головного мозга рождается весь внутрен­ний мир человека и его поведения.

В 1912г. Г.И. Челпанов создает Психологический институт при Московском университете. С этого времени в России, так же как и на Западе организуется системное обучение психологов эксперименталь­ным методам исследования.

Восходящие к И.М.Сеченову традиции естественнонаучного изу­чения психической деятельности поддерживали в России психолог Н.Н. Ланге и врачи психиатры В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков. В.М. Бехтерев предметом психологии считал изучение поведения, которое понимал как совокупность врожденных и индивидуально приобретенных « сочетатель­ных рефлексов».

В этот же период работает великий русский физиолог И.П. Павлов. В качестве основного акта поведения человека он выделял условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчи­вым условиям существования. И.П. Павлов разработал учение о двух сигнальных системах.

Он доказал, что человек в отличии от животных наряду с первой обладает второй сигнальной системой ( речью).

Слова, которые замещают сигналы первой сигнальной системы. могут вызывать все те действия, которые вызывают первые (запахи, шумы).

Например, вид лимона вызывает слюновыделиение так же, как сло­ва : « тебе порезать лимончика в чай?» Научные тру ды И.П. Павлова были отмечены мировым признанием и Нобелевской премией, он пользовал­ся огромным авторитетом у всех на Родине и за рубежом.

И так, в начале ХХ в. к моменту революционных событий в России есть достаточно сильная школа психологов и физиологов. Многие из отечественных ученых, уже пережили период увлечения бихевиоризма, гештальтпсихологий, фрейдизмом, хорошо ориентировались и в других концепциях запада.

Российские ученые продолжают работать в этот период самостоя­тельно в силу особых идеолого-политических событий в стране. Так М.Я. Басов, чтобы отграничить свои взгляды от бихевиоризма вместо термина «поведение» стал использовать понятие «деятельность». В качестве спе­цифически человеческой деятельности М.Я. Басов рассматривал труд .

И предложил, что уже в играх детей, их обучении закладываются психологические начала, на которых строится трудовая деятельность. Это прежде всего осознание цели, без чего труд лишается всякого смысла и значения. Затем в трудах таких выдающихся психологов советского периода как Л.С. Выгодский, Н.А.Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубенштейн, П.Я. Гальперин формируется и развивается целост­ная психологическая концепция деятельности.

Л.С. Выгодский несмотря на короткую творческую жизнь делает серьезные открытия. Наибольшую известность принесла ему культур­но-историческая концепцияразвития высших психических функ­ций. Он много занимается вопросами восприятия искусства и воздействия гениальных произведений искусства на человека. Одно­временно, Л.С.Выгодским изучается дефектология аномального дет­ства, вопросы соотношения мышления и речи, им формулируются зоны ближайшего развитияв детской психологии.

Исследования А.Н. Леонтьева касаются едва ли не всех проблем психологической науки. Особенно интересными считаются работы по структуре деятельности и развитию сознания. Эти исследования дали особый толчок к развитию педагогики, возрастной и социальной пси­хологии. А.Н. Леонтьев имеет последователей в разных странах мира.

Вопросы:

1. В чем состоит основная задача И.М.Сеченова при выборе методов исследования психики?

2. Назовите фамилию ученого, который организовал систему подго­товки психологов в Москве.

3. Каковы основные положения трудов и экспериментов И.П. Павлова?

4. Назовите основные концепции, которые были сформированы в Рос­сии в начале ХХ в.

5. Исследования каких советских психологов способствовали разви­тию педагогики?

Глоссарий

1. Сеченов И.М.Основоположник отечественной научной психо­
логии, дал физиологическую трактовку психологических процессов.

2. Челпанов Г.И.Российский философ и психолог. Создатель,
1-го в России института экспериментальной психологии. Автор нео­
днократно переиздававшихся учебников по психологии.

3. Бехтерев В.М.Российский невропатолог, психиатр, физио­
лог. Основатель психоневрологического института в СПб., стал цент­
ром комплексного исследования человека.

4. Павлов И.П.Выдающийся Российский физиолог разработав­ший учение о высшей, нервной деятельности, сыгравшее значитель­ную роль в становлении и развитии объективной психологии.

5. Условный рефлекс– временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

6. Деятельность– активное взаимодействие с окружающей дей­ствительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяю­щий т.о. свои потребности. Основным видом человеческой Д, являет­ся труд . С трудом генетически связаны другие виды человеческой Д. ( игра, учение, общение и т.д.). В ходе социально-исторического разви­тия возникает тру д умственный. Структура деятельности:

– основные элементы, ее примерное содержание;

– мотивы – побуждающие субъект к деятельности; причины;

– цели – образы результатов;

– средства – с помощью которых осуществляется деятельности.

7. Выгодский Л.С.– известный в мировой психологии Российс­кий психолог. Основные труды: Культурно-историческая концепция; проблемы психологии искусства; Дефектология; Мышление и речь; Зоны ближайшего развития.

8. Зона ближайшего развития– характеристика связи обучения и развития З.б.р. определяется содержанием тех задач, которые ребе­нок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого в совместной деятельности, затем становится достоянием ребенка в зависимости от способностей, желания тренировать умения.

Наши рекомендации