Ст анов лении псих о логическ ой на уки
Основоположником отечественной научной психологии считается выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга (1863г.) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Задача И.М. Сеченова показать, что психика относится к области строгого отечественного исследования. Так им были установлены явления центрального торможения и доказано экспериментально, что нервная деятельность складывается из взаимодействия двух процессов – не только возбуждения, но и торможения.
И.М. Сеченов раскрыл преемственность различных уровней мышления – от предметного до абстрактного – теоретического. Дав физиологическую трактовку основным психологическим процессам, он доказал, что из деятельности головного мозга рождается весь внутренний мир человека и его поведения.
В 1912г. Г.И. Челпанов создает Психологический институт при Московском университете. С этого времени в России, так же как и на Западе организуется системное обучение психологов экспериментальным методам исследования.
Восходящие к И.М.Сеченову традиции естественнонаучного изучения психической деятельности поддерживали в России психолог Н.Н. Ланге и врачи психиатры В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков. В.М. Бехтерев предметом психологии считал изучение поведения, которое понимал как совокупность врожденных и индивидуально приобретенных « сочетательных рефлексов».
В этот же период работает великий русский физиолог И.П. Павлов. В качестве основного акта поведения человека он выделял условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования. И.П. Павлов разработал учение о двух сигнальных системах.
Он доказал, что человек в отличии от животных наряду с первой обладает второй сигнальной системой ( речью).
Слова, которые замещают сигналы первой сигнальной системы. могут вызывать все те действия, которые вызывают первые (запахи, шумы).
Например, вид лимона вызывает слюновыделиение так же, как слова : « тебе порезать лимончика в чай?» Научные тру ды И.П. Павлова были отмечены мировым признанием и Нобелевской премией, он пользовался огромным авторитетом у всех на Родине и за рубежом.
И так, в начале ХХ в. к моменту революционных событий в России есть достаточно сильная школа психологов и физиологов. Многие из отечественных ученых, уже пережили период увлечения бихевиоризма, гештальтпсихологий, фрейдизмом, хорошо ориентировались и в других концепциях запада.
Российские ученые продолжают работать в этот период самостоятельно в силу особых идеолого-политических событий в стране. Так М.Я. Басов, чтобы отграничить свои взгляды от бихевиоризма вместо термина «поведение» стал использовать понятие «деятельность». В качестве специфически человеческой деятельности М.Я. Басов рассматривал труд .
И предложил, что уже в играх детей, их обучении закладываются психологические начала, на которых строится трудовая деятельность. Это прежде всего осознание цели, без чего труд лишается всякого смысла и значения. Затем в трудах таких выдающихся психологов советского периода как Л.С. Выгодский, Н.А.Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубенштейн, П.Я. Гальперин формируется и развивается целостная психологическая концепция деятельности.
Л.С. Выгодский несмотря на короткую творческую жизнь делает серьезные открытия. Наибольшую известность принесла ему культурно-историческая концепцияразвития высших психических функций. Он много занимается вопросами восприятия искусства и воздействия гениальных произведений искусства на человека. Одновременно, Л.С.Выгодским изучается дефектология аномального детства, вопросы соотношения мышления и речи, им формулируются зоны ближайшего развитияв детской психологии.
Исследования А.Н. Леонтьева касаются едва ли не всех проблем психологической науки. Особенно интересными считаются работы по структуре деятельности и развитию сознания. Эти исследования дали особый толчок к развитию педагогики, возрастной и социальной психологии. А.Н. Леонтьев имеет последователей в разных странах мира.
Вопросы:
1. В чем состоит основная задача И.М.Сеченова при выборе методов исследования психики?
2. Назовите фамилию ученого, который организовал систему подготовки психологов в Москве.
3. Каковы основные положения трудов и экспериментов И.П. Павлова?
4. Назовите основные концепции, которые были сформированы в России в начале ХХ в.
5. Исследования каких советских психологов способствовали развитию педагогики?
Глоссарий
1. Сеченов И.М.Основоположник отечественной научной психо
логии, дал физиологическую трактовку психологических процессов.
2. Челпанов Г.И.Российский философ и психолог. Создатель,
1-го в России института экспериментальной психологии. Автор нео
днократно переиздававшихся учебников по психологии.
3. Бехтерев В.М.Российский невропатолог, психиатр, физио
лог. Основатель психоневрологического института в СПб., стал цент
ром комплексного исследования человека.
4. Павлов И.П.Выдающийся Российский физиолог разработавший учение о высшей, нервной деятельности, сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии.
5. Условный рефлекс– временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.
6. Деятельность– активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности. Основным видом человеческой Д, является труд . С трудом генетически связаны другие виды человеческой Д. ( игра, учение, общение и т.д.). В ходе социально-исторического развития возникает тру д умственный. Структура деятельности:
– основные элементы, ее примерное содержание;
– мотивы – побуждающие субъект к деятельности; причины;
– цели – образы результатов;
– средства – с помощью которых осуществляется деятельности.
7. Выгодский Л.С.– известный в мировой психологии Российский психолог. Основные труды: Культурно-историческая концепция; проблемы психологии искусства; Дефектология; Мышление и речь; Зоны ближайшего развития.
8. Зона ближайшего развития– характеристика связи обучения и развития З.б.р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого в совместной деятельности, затем становится достоянием ребенка в зависимости от способностей, желания тренировать умения.