Защита индивидуального проекта и критерии его оценки
Индивидуальное проектирование завершается защитой выполненных проектов. Защита является обязательной формой проверки качества индивидуального проекта, степени достижения цели и успешности решения задач проектирования. В то же время подготовка к защите и сама процедура ее проведения также способствуют решению ряда задач проектирования. Защита выполненных работ может являться элементом промежуточной аттестации по дисциплине.
Защита производится публично. На защите присутствуют, как правило, все обучающиеся. При защите проектов могут присутствовать заведующий отделением, председатели цикловых методических комиссий, другие преподаватели и администрация.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту(объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
Защита проекта состоит из доклада продолжительностью 5-8 минут, ответов на вопросы руководителя и присутствующих. При необходимости доклад может быть проиллюстрирован демонстрацией образцов созданной в ходе проектирования продукции. Для иллюстрации доклада обучающимся могут быть использованы графические материалы проекта, специально подготовленные плакаты или мультимедийная презентация.
Организация проведения процедуры защиты (помещение, оборудование для демонстрации иллюстраций и т.п.) обеспечивается руководителем индивидуального проектирования и цикловой методической комиссией.
По результатам защиты индивидуальных проектов выставляется оценка.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
В случае неявки на защиту индивидуального проекта по неуважительной причине обучающийся получает неудовлетворительную оценку, по уважительной причине – обучающемуся будет предоставлено право на защиту в другое время.
Положительные оценки по результатам защиты проставляются преподавателем в ведомость, учебный журнал обучающегося.
Обучающиеся, не предъявившие проект к защите до начала очередной экзаменационной сессии или получившие при защите неудовлетворительную оценку, считаются имеющими академическую задолженность.
Итоги индивидуального проектирования обсуждаются на заседаниях цикловых методических комиссий и, по мере необходимости, на заседаниях педагогического совета в целях обобщения опыта и выработки рекомендаций по совершенствованию методики и организации индивидуального проектирования.
Обучающимся, получившим неудовлетворительную оценку по индивидуальному проекту, предоставляется право выполнения индивидуального проекта по новой теме, или по решению руководителя индивидуального проектирования и заведующего отделением, доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.
Руководитель индивидуального проектирования фиксирует достижения обучающихся в журнале и ведомости защиты индивидуального проекта, которая по завершении проекта сдается на хранение в учебную часть.
Критерии оценивания индивидуального проекта отражены в таблице 2 и могут дополняться в зависимости от учебной дисциплины. Утвержденные критерии оценки доводятся до сведения обучающихся.
Таблица 2 – Критерии оценивания индивидуального проекта
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Количество баллов |
Актуальность поставленной проблемы (до 12 баллов) | Значимость и актуальность поставленной проблемы | От 0 до 3 |
Определение цели | От 0 до 3 | |
Определение и решение поставленных задач | От 0 до 3 | |
Новизна работы | От 0 до 3 | |
Теоретическая и/или практическая ценность (до 10 баллов) | Возможность применения на практике результатов проектной деятельности | От 0 до 3 |
Соответствие заявленной теме, цели и задачам проекта | От 0 до 3 | |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области | От 0 до 3 | |
Автор в работе указал теоретическую и /или практическую значимость | От 0 до 3 | |
Качество содержания проектной работы (до 9 баллов) | Структурированность и логичность, которая обеспечивает понимание и доступность содержания | От 0 до 3 |
Выводы работы соответствуют поставленным целям | От 0 до 3 | |
Наличие исследовательского аспекта в работе | От 0 до 3 | |
Оформление работы (до 15 баллов) | Титульный лист | 0т 0 до 3 |
Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов | 0т 0 до 3 | |
Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений | 0т 0 до 3 | |
Информационные источники, оформленные в соответствии с требованиями ГОСТа | 0т 0 до 3 | |
Форматирование текста, нумерация и параметры страниц | 0т 0 до 3 | |
Знание дисциплины (до 3 баллов) | Свободное владение предметом проектной деятельности | 0т 0 до 3 |
Грамотность речи, владение специальной терминологией по теме работы в выступлении (до 9 баллов) | Грамотность речи | 0т 0 до 3 |
Владение специальной терминологией | 0т 0 до 3 | |
Научность речи | 0т 0 до 3 | |
Ответы на вопросы | 0т 0 до 3 | |
Итого: | До 63 |
Соответствие каждому критерию оценивается в баллах следующим образом:
- Наиболее полно соответствует данному критерию: 3 балла.
- Достаточно полно соответствует данному критерию: 2 балла.
- Частично соответствует данному критерию: 1 балл.
- Не соответствует данному критерию: 0 баллов.
В соответствии с определенным количеством баллов выставляются следующие оценки:
Баллы индивидуального проекта | Оценка по пятибалльной системе |
50-63 | «отлично» |
40-49 | «хорошо» |
30-39 | «удовлетворительно» |
Меньше 30 | «неудовлетворительно» |
Требования к мультимедийной презентации
Презентация – содержит основные положения и результаты проекта, может включать авторские фото-, видео- и аудиоматериалы.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
Основное содержание презентации
1 слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
-полное название образовательной организации;
- тема индивидуального проекта
- ФИО обучающегося
- ФИО руководителя индивидуального проекта
- год выполнения работы
2 слайд - ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта: Актуальность
Цели и задачи проекта Объект проекта
Предмет проекта
Период проекта
3- 6 слайды (основная часть)- непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
7 слайд (ВЫВОДЫ)
-итоги проделанной работы
-основные результаты в виде нескольких пунктов
-обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию
Каждый слайд должен представлять собой звено, логически связанное с темой доклада, и работать на общую идею презентации, иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда.
Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.
Стиль включает в себя:
- общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков; общую цветовую схему дизайна слайда;
- цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
- параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер);
- способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.
Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта.
Следует избегать излишне пёстрых стилей – оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации. Лучше использовать одну цветовую гаммуво всей презентации, а не различные стили для каждого слайда.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться.
Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Гладкие (плакатные) шрифты, т.е. шрифты без засечек (типа Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с засечками (типа Times New Roman).
Рекомендуемые размеры шрифтов:
- для заголовков – не менее 24 пунктов и не более 50, оптимально – 32 пункта;
- для основного текста – не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально – 24 пункта.
С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации, один слайд в среднем должен содержать 7 – 13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов.
Количество текста в слайде должно определяться мыслью, что презентация – это конспект ключевых тезисов вашей работы (тезисный план), поэтому размещать выдержки из работы не целесообразно.
Если используются таблицы на слайдах, то текстовая информация в ней должна хорошо читаться. Размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше. Следует отметить, что шрифт таблицы может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде. Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта. Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы.
Если используются схемы, то на одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы. Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь. Количество элементов на схеме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с дугой – элементарным правилом «разумности» с точки зрения зрительного восприятия.
Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:
- разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи);
- размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн-эргономическим требованиям экранного представления информации;
- для облегчения «веса презентации», т.е. уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде;
- все рисунки должны быть подписаны; подпись располагается снизу. Если размещены портреты исторических персонажей, подписываются фамилия, имя, отчество;
- идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.
Анимацию следует использовать только с целью привлечения внимания аудитории к основным, ключевым моментам слайда. Звуковые и визуальные эффекты не должны отвлекать внимание слушателей от основной важной информации.
После создания презентации и её оформления, необходимо отрепетировать её показ и своё выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближённой к реальным условиям выступления.