I э Праблемы выхавання 2/2006
СЛОВА ДА ЧЫТАЧА
которых является работа с семьей и детьми, требующими особого внимания.
Большое внимание уделяется решению таких вопросов, как привитие учащейся молодежи навыков здорового* образа жизни, привлечение учащихся и студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Значительная работа проводится по профилактике преступности, формированию системы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. Стабилизированы темпы роста социального сиротства и др.
Более последовательным и плодотворным становится взаимодействие школы и семьи, школы и Церкви. При этом учреждения образования, основываясь на принципе светскости характера образования, не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии. Родители или сами совершеннолетние учащиеся вправе определять свое отношение к ней в соответствии с собственными убеждениями и семейными традициями. Право человека исповедовать религиозные или иные убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав на свободу других лиц.
Система образования, реализуя фундаментальные права человека, стремится изучать духовно-нравственные запросы семьи, активно с ней сотрудничать в соответствии с целями и интересами общества.
Государственная система образования при выборе союзника в воспитании подрастающего поколения не может не руководствоваться такими понятиями, как культу-рообразующая религия, религия большинства населения Беларуси, исторически традиционные религии нашей страны и их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Принятое в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь создает дополнительные правовые основы для взаимодействия органов управления и учреждений образования с епархиями, бла-гочиниями и приходами Белорусской Православной Церкви по вопросам воспитания учащейся молодежи.
В рамках Соглашения в марте 2004 года принята Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2004—2006 гг., представляющая совокупность мероприятий в области
образования, воспитания и социальной работы, направленных на воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа.
Учреждения образования взаимодействуют с Белорусской Православной Церковью по следующим вопросам:
• духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся;
• милосердие и благотворительная деятельность;
• ознакомление с историческим и культурным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
• забота о захоронениях родных и близких, павших воинов;
• организация досуга и оздоровления детей и подростков;
• поддержка семьи, материнства и детства;
• деятельность по охране окружающей среды;
• профилактика правонарушений, девиант-ного поведения учащихся и студентов;
• работа с неблагополучными семьями, сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми;
• преодоление деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций и неокультов;
• здоровый образ жизни.
В ноябре 2005 года в г. Гомеле прошли IX Свято-Евфросиниевские педагогические чтения «Сотрудничество государства и церкви в деле образования: современное состояние и перспективы», в рамках которых состоялась презентация накопленного в учреждениях образования страны многообразного опыта по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Подготовлен к изданию сборник трудов участников Чтений.
Данный выпуск журнала «Праблемы вы-хавання» продолжает обобщение опыта работы, накопленного в учреждениях образования по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи, по практической реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2004—2006 гг.; ставит целью дать общее видение процесса взаимодействия органов управления и учреждений образования с епархиями, благочиниями и приходами Белорусской Православной Церкви по вопросам воспитания детей и молодежи. Надеемся, что обсуждение этой темы на страницах издания найдет свое продолжение в педагогических коллективах учреждений образования.