Основные психологические теории, используемые в образовании высшей школы
Основные понятия, которые прозвучат в данной лекции, указаны в словаре (см. почту в файле). Наиболее необходимые для данной лекции следующие:
Первое понятие ( уже прозвучало на первой лекции) – педагогика.
Педагогика(от греческих слов « пайдос» –дитя и «аго» – вести, в дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель» - наука, которая изучает закономерности, возникновение, функционирование процессов образования детей и взрослых.
Ян Амос Коменский(1592—1670), великий славянский (чех) мыслитель-педагог, истинный родоначальник и основатель современной педагогической наук, принадлежит к гениальнейшим представителям педагогического мира, в 35-ть лет он написал труд «Великая дидактика» создана в 1628 г. переведена на 12 европейских языков, в ней изложил основы педагогики, до сих пор актуальны.
Дида́ктика (д.греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Благодаря дидактики, мы с вами сможем определить, например, «чему учить?» –определить цель и содержание занятия, предмета, какие давать знания, умения, навыки, отвечая на вопрос «как учить» - определить методы, средства обучения. « Где учить, каким образом?» - очное, заочное, дистанционное, дневное, вечернее, краткосрочное обучение и т.д. Понять как организовывать свою преподавательскую .деятельность и деятельность обучающегося. Что отражено на схеме 1
Схема 1
Задание: Определите,каких элемнтов не хватает в представленной схеме? Напишите в тетради эти элементы, вспомнив материалы первой лекции - схему как стоится занятие.
Важным понятием для нашего курса является понятие «Андрагогика»
АНДРАГОГИКА (от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж ago — веду) — наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения. Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения— учимся не для школы, а для жизни.
Обучение уже взрослых людей, которыми являются студенты вуза, имеет свои особенности. Для понимания нужно овладеть психологическими и педагогическими теориями.
Какие же психологические и педагогические теории, должны используются преподавателями вуза в обучении?
Мы познакомимся с теориями, необходимыми нам для теоретического овладения основами педагогической деятельности. Возможно, какие-то теории Вам знакомы, но здесь они прозвучать в применении к проблеме обучения. Ниже представлен перечень теорий, с которыми мы познакомимся:
Психологические теории:
Теория мотивации А. Маслоу, - теория бихевиаризма,-теория гештальт-психологии,- Ассоциативно – рефлекторная теория обучения (идеи - выявленные Иваном Михайловичем Сеченовым и Иваном Петровичем Павловым закономерности условно - рефлекторной деятельности головного мозга человека.Последняя теория создана Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, Анатолием Александровичем Смирновым, Юрием Александровичем
Психологическая теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина. Девиз данной теории - обучение практикой.
Сначала рассмотрим психологические теории.Первая, рассматриваемая нами теория --