Вопрос Взаимосвязь пед науки и практики
Вопрос.
Педагогика – наука о социально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах, методах воспитания, образования, обучения.
Объект в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Предмет – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Задачи педагогики:
1. Теоретическое изучение, описание и объяснение сущности противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей, процессов воспитания и образования.
2. Анализ, обобщение, интерпретация и оценка пед. опыта.
3. Разработка новых пед. технологий, пед. систем, основ инновационной пед. деятельности.
4. Внедрение результатов пед. исследований в практику.
5. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем.
Вопрос.
Основные категории педагогики:
Воспитание– целенаправленный процесс, в ходе которого личность приобретает качества и свойства в соответствии с интересами общества.
Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.
Образование – процесс и результат овладения учащимся системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения нравственных и других качеств личности и общей культуры.
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния, наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Развитие- процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленной влиянием внешних и внутренних факторов.
Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающихся и образовательных задач.
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическая задача – материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определённой целью.
Вопрос.
Система педагогических наук:
1.Фундаментальные науки ( история педагогики, общая педагогика, теория воспитания, дидактика, школоведение)
2.Методические (методика воспитания, методика обучения)
3.Специальные (тифлопедагогика – педагогика для слепых и слабовидящих людей, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, пенитенциарная педагогика – обучение детей, нарушивших закон)
4.Практико-ориентированные ( экспериментальная. Коррекционная, социальная, профессиональная, семейная, педагогика детских движений)
Вопрос Взаимосвязь пед науки и практики
Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых, материально-техническую базу, методы научно-исследовательской работы. Взаимосвязь пед-ой науки и пед-ой практики реализуется в процессе их взаимодействия и взаимного обогащения. Основные аспекты обогащения пед-ой науки за счёт пед-ой практики. 1. Эмпирические данные о пед процессе. Самые достоверные данные о пед-ом процессе можно получить только эмпирическим (опытным, практическим) путём. 2. Экспериментальная проверка научных гипотез. Любые научно-педагогические концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на практике. 3. Инновационный пед-ий опыт. Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в пед практике. Этот инновационный пед . опыт изучается пед-ой наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях. Обогащение пед-ой практики пед-ой наукой заключается в следующих аспектах. 1. Разработка новых систем обучения и воспитания. Необходима единая система для того, чтобы упорядочить пед процесс, придать ему управляемость и сориентировать в направлении главных целей обучения и воспитания. Система обучения или воспитания представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач пед-ого процесса, способов и средств его осуществления, основных этапов и пед-их действий, взаимодействия педагогов с учениками. Разработка новых систем обучения и воспитания необходима для обогащения пед-ой практики. 2. Прогнозирование развития пед процесса. Возможность научного предвидения развития пед процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства пед деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире. 3. Научное обобщение передового пед-ого опыта. Передовой пед-ий опыт, локален, связан со специализацией его создателей. Всестороннее изучение передового пед опыта даёт ответы на многие вопросы и позволяет представить опыт в обобщённом виде – в виде чётко структурированных описаний, методических пособий, рекомендаций
Вопрос.
Связь педагогики с другими науками:
Биология – изучает индивидуальное развитие человека, соотношение природных и биологических факторов.
Философия – определяет методологические подходы в объяснении пед. явлений и процессов, место воспитания в развитии общества.
Социология – выявляет основные закономерности социализации и воспитания в различных социальных институтах.
Этнология – позволяет осознать и учитывать в процессе воспитания и обучения народные, национальные особенности характера воспитания, учит правильно использовать их в пед. процессе.
Психология – вырабатывает для педагогики методологию управления развития психики, пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания. Объяснения педагогических фактов.
Медицина – разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации.
Вопрос.
1.Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящёё к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Структура. Цель отражает тот конечный результат пед. взаимодействия, к которому стремится педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание – часть опыта поколений, которая передаётся учащимся для достижения поставленной цели, согласно выбранным направлениям.
Технологическую сторону пед. процесса составляют: 1. Методы – действия педагога и учащегося, посредством которых передаётся и принимается содержание.
2.Средства – материализованные предметные способы работы с содержанием, используются в единстве с методами.
3.Формы – это способы организации пед. процесса для решения тех или иных педагогических задач.
Результат – формирование личности с определённым объёмом знаний, умений и навыков.
Вопрос.
Закономерности педагогического процесса
1. Закономерность динамики педагогического процесса – величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).
Вопрос.
1.Функции педагогического процесса
Диагностическая функция.Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Прогностическая функция.Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности. Проективная (проектировочная)функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели. Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.
Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.
Контрольная, оценочная и коррекционная функции, создание действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.
Аналитическая функция, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.
Вопрос.
Воспитание в широком педагогическом смысле – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитание в узком пед. смысле – специальная деятельность, целью которой является формирование определённых качеств, свойств и отношений человека.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы мировоззрения личности, которые проявляются в её поступках и поведении.
Физическое воспитание направлено на оздоровление всех систем организма человека, на способность переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое и умственное воспитание должны проявляться в единстве: «В здоровом теле должен быть здоровый дух».
Трудовое воспитание охватывает аспекты формирования навыков самообслуживания, трудовой деятельности. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности, как созидательность человеческой активности.
Нравственное воспитание включает исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека в обществе, представленные в форме нравственного сознания. Результатом нравственного воспитания являются поступки, поведение человека, совершённые с опорой на вечные нравственные ценности: честность, справедливость, порядочность, ответственность, бескорыстие и др.
Эстетическое воспитание направлено на обобщающее развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов человека (приобщение к прекрасному в жизни, природе, труде).
Экономическое воспитание – это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчётов, форм собственности и хозяйственных связей.
Экологическое воспитание – формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека.
Вопрос.
Задачи воспитания:
1.Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, специально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности.
2.Приобщение воспитанников к общественным ценностям в области науки, культуры и искусства.
3.Воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанности личности.
4.Организация познавательной деятельности учащихся, развитие индивидуального и общественного сознания.
5.Развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышенной социальной напряжённости.
Вопрос.
Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, преподавание и учение.
Преподавание – это деятельность учителя по:
-Передаче информации
-По организации учебно-познавательной деятельности учащихся
-Оказанию помощи при затруднении в процессе учения
-Стимулированию интереса самостоятельности и творчества учащегося
Учение – деятельность ученика по:
-Освоению, закреплению, применению ЗУН
-Самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений
-Осознанию личностного смысла и соц. значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Задачи обучения:
1. Усиление развивающей и воспитывающей функции обучения.
2. Развитие познавательной активности, самостоятельности обучаемых.
3. Воспитание творческой личности в процессе обучения.
4. Повышение эффективности и качества обучения.
5. Совершенствование оценки результатов пед. труда.
Вопрос.
Функции обучения:
1.Образовательная функция заключается в овладении учащимися системой научных знаний, умений. Навыков и её использование на практике.
Научные знания – факты, понятия, законы, закономерности, теории и обобщённую картину мира.
Умения – готовность самостоятельно и сознательно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоения знаний.
Навыки – автоматизированные действия. Доведённые до совершенствования путём многократного упражнения.
2.Развивающая функция заключается в специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В процессе обучения происходит развитие обучаемого, которое направлено на: развитие воображения, различные виды памяти, речи – словарный запас, образность, ясность; познавательного интереса и познавательных потребностей.
3.Воспитательная функция – формирование личности, развитие духовных и физических сил: интеллектуальных, эмоционально-волевых, действенно-практических, морально-волевых качеств личности.
Вопрос
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:
1.Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.
2.Месту учебы - школьные и внешкольные.
3.Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.