Предтечи, разновидности, последователи
Ш Общинные школы возникли в Англии и США в 20-х годах прошлого столетия (для социально «защищённых слоев населения). Их особенности: общие средства и их распределение, взаимная поддержка отношений между общиной и школой, вовлечение членов общины в принятие решений и управления школой.
Ш Открытая школа — концепция (модель) гуманистического общественного воспитания представлена в большинстве современных социально-воспитательных технологий: холистической (целостной) школы (Германия), интегрированного развития компетентности (Швеция, США), школа + микрорайон (Россия).
Открытая школа многофункциональна, т.е. ориентирована на работу с учащимися, имеющими различные убеждения, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых — они могут приходить сюда в любое время. В открытой школе преобладают тенденции к расширению и укреплению сё взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами — семьёй, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. И главное — в открытой школе в обучении и воспитании основное внимание уделяется творческому направлению человеческой деятельности, школа создаёт все необходимые условия для личностного развития ребёнка.
В структуре открытой школы появляются новые воспитатели — социальные педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог осуществляет допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодёжи, выполняет роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью и обществом. Идеи открытой школы, выдвинутые и апробированные в начале прошлого века в России С.Т. Шацким, В.П. Вахтеровым, В.А. Зеленко, Е.Н. Медынским, воплощаются сегодня в социально-педагогических комплексах.
Современные социально-педагогические комплексы (СПК)
Современный социально - педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо социальными объектами — производственными, учебными заведениями, дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом комплекс является не простым соединением его частей, а составляет целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющую свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный климат в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.
СПК предполагают интегрированную, педагогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса:
а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждений, родители, общественные воспитатели);
б) в различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);
в) в условиях практической социально-экономической обстановки;
г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).
Акценты целей
· Построение человекоориентированной школы. » Объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды.
· Социализация, формирование социально значимых качеств личности, отвечающих потребностям динамично меняющегося социума (инициатива, предприимчивость).
· Создание воспитывающей среды, социокультурный потенциал которой продуктивно «работает» на социальное, психическое и физическое здоровье человека; педагогизация окружающей среды. »
· Формирование позитивных влияний на личность через семью посредством оздоровления внутрисемейных отношений, положительного примера родителей.
· Психолого-педагогическая коррекция поведения трудновоспитуемых детей, их отношений с миром (родителями, сверстниками, окружающими людьми).
· Создание системы социальной охраны и защиты детства, профилактики ненормативного поведения.
Особенности концептуала
· Примат личности над государством: во всех взаимоотношениях личности и государства интересы человека первичны.
· Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры. D Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме. D Семья как первичный и основной институт социализации ребёнка; помощь и поддержка семьи.
· Удовлетворение и использование интересов детей как главной мотивационной базы обучения. D Системность и комплексность воспитательной работы: целостная и последовательная программа воспитания.
· Психологизация воспитательной, профилактической, коррекционной, защитной деятельности.