А какие из них эффективнее противостоят коррупции?
— Здесь данные объективны. За 9 месяцев более всего преступлений выявило МВД, затем КГБ, Следственный комитет... Приоритет прокуратуры — координация усилий всех правоохранительных органов в противостоянии коррупции. При этом мы по итогам своих проверок возбудили 73 уголовных дела, внесли 2.367 актов надзора. Сумма ущерба, возмещенная по требованию прокурора, составила около 460 тыс. деноминированных рублей. Это тоже наша работа. Наши решения в первую очередь направлены на профилактику коррупции, особенно в экономической сфере.
Высокопоставленный коррупционер знает или догадывается, что ему грозит в случае изобличения. Но как понять рядовому гражданину, что есть взятка, за которую придется отвечать? 10 долларов достаточно?
— Хватит и одного рубля! ...Если будет доказано, что это именно взятка, побудившая должностное лицо поступиться служебным долгом в чьих–то интересах.
А если это подарок?
— Для ответа нужно обратиться к закону о борьбе с коррупцией и постановлению пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о взяточничестве», в соответствии с которым взяткой не является сувенир или подарок при проведении протокольных и иных официальных мероприятий и его передача не связана с каким–либо решением. Но и тут имеет значение его стоимость, которая не должна превышать 5 базовых величин. В таком случае госслужащий должен передать его в свою организацию.
— Как бы вы оценили эффективность нового закона о борьбе с коррупцией?
— Замечу, что он содержит большинство норм прежнего закона, в редакции 2006 года, и других нормативных документов. Он дал возможность правоохранительным органам более эффективно работать на упреждение. Внесенные новеллы направлены прежде всего на профилактику коррупционных проявлений.
Например, государственное должностное лицо не имеет права, помимо основной работы, одновременно заниматься предпринимательской деятельностью или быть учредителем коммерческой фирмы: это запрещено. Лица, осужденные за коррупцию, не смогут больше работать на госслужбе, пенсию получат только по возрасту. Усилены нормы в части декларирования доходов и имущества. Мы вносим соответствующие акты надзора, требуем принятия предусмотренных законом мер. Когда расходы чиновника существенно превышают его доходы, когда он не может объяснить наличие у него дорогостоящего имущества, закон позволяет прокуратуре обратиться в суд — чтобы этот доход либо имущество были обращены в доход государства.
Свою роль в профилактике преступлений закон, несомненно, сыграл. Люди стали серьезнее относиться к своим действиям и оценивать их последствия. Нас регулярно приглашают в трудовые коллективы, министерства и госорганизации различного уровня. Выступаем с лекциями, разъясняем. Кстати, учимся и сами, поскольку коррупция смещается в экономическую сферу, где нужны специфические знания. К нам поступают многочисленные обращения от граждан и юридических лиц с просьбами разъяснить антикоррупционное законодательство: на каждое дается исчерпывающий ответ. Соответствующая рубрика есть и на сайте. В начале следующего года планируем провести комплексный анализ практики применения нового закона.
На республиканском координационном совещании в Генпрокуратуре в 2014 году поднимался вопрос об эффективности антикоррупционных комиссий, которые тогда были созданы едва ли не в каждом учреждении. Звучал он так: нужны ли они в таком качестве и количестве?
— После того была создана рабочая группа, которая выработала изменения в типовое положение о комиссиях — с целью повышения их эффективности. Они остались только в государственных органах и крупных организациях, например, холдингах. Несмотря на принятые меры, не могу сказать, что формализм в их работе изжит. В ходе проверок, проведенных в этом году, мы выявили проблемы и направили соответствующую информацию в Правительство, облисполкомы и Мингорисполком.
— В заключение, как можно оценить эффективность антикоррупционных мер в нашей стране взглядом из Страсбурга?
— Каждое государство избирает свой путь развития, с учетом своих реалий и традиций. Но все лучшее, что выработано мировой практикой, мы стремимся перенимать, использовать. В целом наше законодательство соответствует международным нормам, в чем–то мы даже впереди.
Советская Белоруссия № 207 (25089). Четверг, 27 октября 2016
Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ
Читать статью полностью на портале «СБ»: http://www.sb.by/obshchestvo/article/territoriya-krasnykh-flazhkov.html