Какие формулы действуют эффективнее?

Самое важное, чтобы у слушателя был сильный мотив. Кроме того, первая рекомендация гласит:

Формула цели должна быть краткой.

„Курс вест", „Я справлюсь!" – короче сформулировать цель я не мог. Эта краткость, напоминающая команду, имеет свои преимущества, о чем свидетельствуют рассказы слушателей. Разумеется, можно использовать и более длинные формулы. Вторая рекомендация:

Формула цели должна по возможности иметь позитивную форму.

Однако еще Шульц неоднократно выступал против распространенного в литературе мнения, что воздействие оказывает только внушение в позитивной форме, и указывал на то, что пользу могут приносить и запреты, и заповеди. Но прежде чем вы изберете запрет в качестве формулы цели, необходимо подумать, нельзя ли выразить эту цель в позитивном виде. Таким образом, если вы выбрали формулу „Не сдаваться”, то можно найти и альтернативный вариант: „Держаться”. В конце концов, решающее значение имеет собственное ощущение и индивидуальный вкус. Таким образом, мы подходим к следующему требованию: Формулы цели должны соответствовать особенностям личности.

С этим тесно связано и требование, чтобы формула цели соответствовала ситуации. Таким образом, ее иногда можно видоизменять даже во время тренировки. Лучше всего это делать по согласованию с врачом или руководителем курсов.

Ритмически построенные формулы, как правило, запоминаются лучше. Есть существенная разница между фразами „Я сплю ночью крепко и спокойно” и „Ночью я сплю крепко и спокойно”. Ритмично построенная фраза действует интенсивнее и позволяет лучше сконцентрироваться.

Это же относится и к рифмованным формулам. Иногда они кажутся несколько надуманными, но поскольку речь идет о формулах собственного сочинения, можно воздержаться от критики.

Еще действеннее могут оказаться формулы, построенные по принципу аллитерации, например, „слово становится силой”. Этот совет зарекомендовал себя особенно хорошо, причем на начальной букве „с” делается акцент и она произносится протяжнее, чтобы оказать более сильное воздействие. После окончания упражнения с формулами цели такая фраза произносится в конце три-пять раз.

Формулировки на основе аллитерации используются очень охотно. Одна 38-летняя служащая избрала себе фразу „люблю людей” и утверждала, что ей от этого стало легче жить.

26-летний ассистент Боннского университета полагает, что формула „нет ничего нужнее науки" прекрасно помогла ему подготовиться к научной карьере и сократить до минимума пустую трату времени.

Для практического применения очень важен совет Шульца, который гласит: „Нужно вызывать в себе представления, которые побуждают не к напряжению и борьбе, а к индифферентности”. Таким образом, надо говорить себе не „я бросаю курить”, а „сигареты мне совершенно безразличны”. Эти формулы безразличия особенно пригодны там, где в качестве побуждающих мотивов выступают интенсивные чувства.

Насколько удачно можно соединить в одной формуле несколько целей, демонстрирует стихотворная формулировка одной 65-летней женщины, которая приводится у Томаса и которая всегда вызывает дружный смех слушателей, хотя относиться к ней надо вполне серьезно.

„Я спокойно сплю ночью,

В семь утра встаю точно,

Все страхи исчезли,

В душе звучат песни,

Я безразлична к спорам,

И у меня нет запора”.

Формулы должны составляться с юмором. Юмор – это лучшее средство, чтобы измениться самому и изменить других.

ОТДЫХ „ПО КОМАНДЕ”

Хотя нам сегодня и приходится работать меньше, чем нашим предкам, однако в свободное время многие предпочитают заняться учебой. Такие люди редко могут позволить себе отдохнуть и расслабиться. Другие же, напротив, находятся в плену широко распространенного заблуждения, что смогут отдохнуть в пивной или у экрана телевизора. Всем им может помочь настоящий отдых, который дает аутотренинг.

Каждый сеанс аутогенной тренировки придает импульсы здоровья. У многих слушателей положительный эффект заметен уже на первом занятии, где они тренируются расслаблять мышцы. Другие ощущают действенность этого метода несколько позже. Опытным людям удается после глубокого расслабления уже через несколько минут почувствовать себя вполне свежими и отдохнувшими. Разумеется, благодаря такому „освежению” человек способен на большие достижения в любой сфере. Это должно в первую очередь заинтересовать руководителей, ответственных работников и людей свободных профессий. Они могут в течение нескольких минут вернуть себе утраченную свежесть – в перерыве заседания, во время обеда, в такси по пути в аэропорт, в своем служебном автомобиле, даже во время доклада. Этого можно достичь обычной тренировкой, но лучше сочетать ее с использованием формул цели.

Однако такого же результата можно добиться и в ходе десятиминутного сна. Подобным образом можно планировать „профилактические паузы”, как рекомендовал еще в начале века Фогт. Такой короткий сон, повторяющийся несколько раз в течение дня, очень помог мне, когда я в одиночку пересекал океан на лодке. Умением засыпать „по команде” владели Наполеон и генерал Фош, хотя и без помощи аутотренинга.

Обычно для того, чтобы сохранить бодрость, достаточно незадолго до предполагаемого наступления усталости – например, около 14 часов – провести тренировку в лежачем положении или заснуть на несколько минут. Многие слушатели курсов черпают силы из этого метода. Если есть возможность растянуть такой перерыв на 20 минут, то это полезно еще и для позвоночника. Межпозвоночные диски восстанавливаются вследствие процессов осмоса и диффузии.

Взбодрить себя можно и дополнительными формулами цели, которые необходимо внушать себе в конце тренировки. Так, например, одна 29-летняя учительница с успехом использовала во время перемены около 11 часов фразу: „Через пять минут я буду свободна, бодра и радостна”.

Опытные и тренированные люди могут достичь состояния аутогенного переключения в течение нескольких мгновений, порой даже менее, чем за пять секунд. Но и им, по-видимому, потребуется не одна минута, чтобы почувствовать восстановительный эффект, который может продлиться несколько часов.

Умение быстро восстанавливаться, быстро отключаться от действительных или мнимых опасностей, быстро переходить от напряженности к расслаблению – все это имеет существенно большее значение для здоровья, чем многие из нас до сих пор полагали. Хотя уже древние римляне знали, что человек умирает скорее не от болезней, а от собственного характера, но подлинная причина этого стала ясна лишь недавно. Некоторые психологи даже утверждают, что примерно две трети людей в промышленно развитых странах умирают от стресса. Что же такое стресс?

СТРЕСС, ПРИНОСЯЩИЙ БОЛЕЗНИ

Никому еще не удалось стать хозяином собственной жизни, сказал один писатель. Важно, однако, осознавать свои слабости и принимать против этого целенаправленные меры. И здесь на помощь приходит аутотренинг. Прежде всего это касается повседневных неприятностей. Мы недооцениваем их, как доказывают результаты исследований Ганса Селье, ныне покойного директора Института экспериментальной медицины и хирургии при Монреальском университете.

Чтобы пояснить свою теорию стресса, профессор Селье прибег к сравнению с автомобилем. Если машина не хочет ехать, причина, как известно всем, заключается не в том, что она вся в целом пришла в негодность, а в том, что в ней отказала какая-то деталь. Точно так же и с человеком. Постоянные физические и психические нагрузки ведут к отказу определенных органов, а следовательно, может привести к болезни, а в конечном итоге и к смерти.

Реакцию на нагрузки различного рода Селье назвал стрессом. Источники или факторы стресса он определил как стрессоры. К ним относятся ненависть, зависть, злость, шум, курение и т.д. Во время опыта на крысах он подметил, что животные всегда одинаково реагировали на самые различные стрессоры, такие как холод, шум, яд, помехи и т.д.: у них повышалось давление крови, увеличивались надпочечники, в которых вырабатывается жизненно важный гормон адреналин, сокращались в размерах лимфатические узлы и зобные железы, а также возникали язвы в желудке и кишечнике.

Но таким же источником раздражения, как холод для крыс, может стать шеф для секретарши или свекровь для невестки. Они реагируют на них ростом давления, содержания сахара в крови, повышением кислотности желудочного сока, сужением кровеносных сосудов и т.д. Как только ситуация успокаивается, звучит отбой тревоги и важнейшие железы начинают вырабатывать гормоны, несущие покой организму. Селье называет это стадией резистенции.

Если же раздражение превышает определенный предел и тревога длится слишком долго, то и у крыс, и у людей наступает стадия истощения, которая может привести к болезни и в конечном итоге к смерти. У каждого человека, по мнению Селье, имеется определенный резерв жизненной энергии. Если жизнь полна стрессов, он быстро истощается, и это может привести к отказу одного из органов, к преждевременному усыханию зобной железы, а также к раннему постарению.

Селье считал ненависть, злость, страх и разочарование самыми сильными стрессорами. Он вновь приводит пример. Если поставить клетку с мышью рядом с клеткой, в которой сидит кошка, то мышь вскоре погибает. Постоянный страх – стадия истощения – сбой вегетативных реакций – и мышь мертва.

Порой и люди оказываются в аналогичных ситуациях. Иногда начальник так давит на скованного человека, что тот чувствует себя мышью в клетке. В силу ряда причин он не может защищаться – так ему, по крайней мере, кажется. Чтобы избежать болезней, у такого человека есть выбор между отключением (например, на какое-то хобби) или переключением с помощью систематической аутогенной тренировки. Третья возможность – это сознательная борьба со стрессом, заключающаяся в том, чтобы не реагировать на стресс (= резонансное гашение аффектов) или попытаться устранить источник стресса, например, шум.

Благодаря аутотренингу даже очень скованный человек может приобрести такую уверенность в себе, что не только сам изменит свое отношение к начальнику, но и начальник впоследствии будет относиться к нему с большим уважением. Вот пример, приведенный 41-летней секретаршей: „В течение многих лет мой нынешний шеф беззастенчиво использовал меня. Постоянную сверхурочную работу он считал само собой разумеющейся. Поскольку мне это надоело, а новую работу найти не удавалось, я стала искать выход. Друзья рассказали мне об аутотренинге. Упражнения я выучила быстро. В качестве формулы цели я выбрала фразу:

„Я совершенно спокойна и расслаблена,

мне важна работа, а шеф безразличен”.

Уже через несколько недель я почувствовала себя свободнее, словно гора упала с плеч. Шеф стал намного вежливее, он благодарит, если я задерживаюсь после работы, и заранее просит меня об этом. Я никогда бы не поверила, что аутотренинг может дать такой эффект”.

Оказывается такой фактор стресса, как начальник, тоже может измениться, если изменились вы сами.

Внедрить психологические аспекты в физиологические механизмы вовсе не просто, так как существует слишком много психологических стрессоров. Некоторые психологи поэтому полагают, что психологические факторы можно рассматривать как стрессоры только в том случае, если они ощущаются как угрожающие жизни или здоровью. В соответствии с этим лишь тот находится в состоянии стресса, кто чувствует необходимость приложить всю имеющуюся у него энергию для собственной защиты. Решающим фактором является оценка ситуации самим человеком. То, что у одного вызывает высшую степень тревоги, другой игнорирует даже без учащения пульса.

По мнению некоторых психологов, даже страх сам по себе не может считаться стрессом. Это же относится и к таким понятиям, как, например, конфликт, возбуждение, разочарование. Имеются еще дополнительные факторы, которые наследуются или тесно связаны с конкретной личностью.

Во всяком случае, психологи признают, что длительные стрессовые реакции ведут к коренным химическим изменениям в организме.

Не побежденный психологический (социальный, моральный, сексуальный, финансовый и т. д.) стресс может привести к психосоматическим заболеваниям. Однако не любой стресс ведет к болезням. Сам по себе стресс, по мнению Селье, – это соль существования. Речь идет о положительных стрессах, которые совершенно необходимы для жизни. Понятие стресса давно стало интернациональным, оно происходит от латинского слова stringere – напрягать, побуждать. Таким образом, работа сама по себе является положительным стрессором, ежедневным побуждающим фактором. Наш партнер тоже должен быть, по возможности, положительным стрессором. Однако каждому известно, что и работа, и партнер порой могут быть дистрессорами, то есть источниками отрицательных стрессоров (от латинского disstringere – растягивать, пытать).

Источник стресса может быть объективно измерен, однако придадим ли мы ему положительный или отрицательный знак, почти всегда зависит от нас самих. Поэтому основной принцип гласит:

От меня самого зависит, оказывает ли стресс на меня воздействие. Выражение: „Я нахожусь под влиянием стрес са – справедливо только для шума, яда и немногих других исключений.

Селье полагал, что человек, просыпаясь утром, не испытывает на себе воздействия стресса. По-настоящему он оживает только под влиянием положительного стресса. Это могут быть занятия спортом или зарядка до начала рабочего дня, а после работы – посещение театра. Граница между положительным и отрицательным стрессом не является застывшей и субъективно определить ее не так просто.

СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

В соответствии с результатами опроса, проведенного по заданию Министерства по делам молодежи, семьи и здравоохранения, более половины населения Германии в своей ежедневной работе „постоянно или время от времени сталкивается с перегрузками”. Лишь одна треть опрошенных утверждала, что испытывает стрессовые ситуации „лишь изредка” или „практически не испытывает”. Для 30 процентов стресс начинается уже утром, когда им приходится просыпаться. Настораживает утверждение почти половины опрошенных, что они рассматривают расстройства здоровья, приобретенные вследствие стрессов на работе, как естественный износ организма. Здесь непочатый край работы для психогигиены, так как болезней из-за стресса на работе можно избежать. И в этом нам особенно пригодится аутотренинг, защищающий от болезнетворных влияний.

Отсутствие на рабочем месте по болезни почти на одну треть может быть объяснено психосоциальными факторами. Психические контакты на производстве играют важную роль. При этом, естественно, не только начальник выступает в роли болезнетворного фактора. Чаще это дорогие коллеги. Любая обида и оскорбление вредит здоровью, особенно если они приобретают характер травли.

Древний мудрец Лаоцзы сказал: „Все горе, которое мне приходится испытать, объясняется моим собственным „Я”.

Однако в состоянии аффекта никто не прислушивается к мудрым словам утешения. Оружие против оскорбления должно аутогенно рождаться внутри нас. Когда вас пытаются обидеть, надо трезво разобраться, имеет ли смысл реагировать. Тот, кто целыми днями носит в себе обиду, наказывает себя, а не обидчика.

Даже в мелких фирмах можно наблюдать, что сотрудники рассматриваются как объект, а не как субъект. Отсутствие ощущения собственной значимости, сознание того, что ты всего лишь винтик, ложится тяжким грузом на душу. Работа становится неизбежным злом. Вместе с тем убивает не работа сама по себе, а профессиональные разочарования, неудачи, понижение по службе или несправедливое отношение, которые воздействуют на психику и вызывают в ней неадекватные реакции, в частности, страх и неопределенное чувство давления.

Перегрузки испытывает и работающая женщина, которая помимо всего прочего должна заботиться о домашнем хозяйстве и семье. Такая двойная нагрузка не проходит бесследно для здоровья и женщины, и детей. Если члены семьи не оказывают ей помощь, очень скоро появляются вегетативные нарушения. Здесь аутотренинг может оказать лишь относительную помощь. Не в меньшей степени роль играет четкое разделение обязанностей между членами семьи.

Важным стрессовым фактором на рабочем месте иногда бывает шум. Даже уличный шум может привести к вегетативным расстройствам, особенно у людей, имеющих повышенную чувствительность к нему и неустойчивое здоровье. Самое меньшее, что обязан сделать работодатель в этом случае, это установить двойные окна. При сильном шуме может наступить глухота или проявляются вегетативные симптомы в сердечно-сосудистой системе и желудке. По-другому человек просто не может реагировать.

Тому, кто страдает от шума, но может надеяться на скорое изменение ситуации, принесет определенное облегчение аутогенная тренировка. В качестве формул цели могут быть выбраны:

„Звуки мне совершенно безразличны" – „Шум усиливает концентрацию (спокойствие)". При работе на конвейере рекомендуется формула „Работа горит в руках” или, как говорил один студент, которому пришлось подрабатывать на каникулах:

„Концентрируюсь только на работе,

Не придется брать в долг у тети".

Наши рекомендации