Место практики в структуре ОПОП ВО
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Б.2.П.6 Преддипломная практика
(наименование дисциплины)
по направлению подготовки
49.04.02 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА)
(код и наименование направления подготовки, специальности в соответствии с ФГОС ВПО/ ФГОС ВО)
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
(направленность (профиль))
Форма обучения: __очная_
Распределение часов по семестрам
(по учебному плану)
Количество ЗЕТ | |||||||||||||
Недель по РУП | |||||||||||||
Виды контроля в семестрах: | Зачет с О. | ||||||||||||
№№ семестров | |||||||||||||
Итого | |||||||||||||
ЗЕТ по семестрам | |||||||||||||
Часы | |||||||||||||
Недели | |||||||||||||
Тольятти, 2016
Программа практики составлена на основании ФГОС ВПО/ФГОС ВО и учебного плана направления подготовки (специальности) 49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
(код и наименование направления подготовки, специальности в соответствии с ФГОС ВПО/ФГОС ВО)
Рецензирование программы:
Отсутствует
Программа одобрена на заседании кафедры адаптивной физической культуры_ (протокол заседания № 6 от «27» января 2016 г.).
![]() |
Рецензент
_________________________ _____________ __________________
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О. Фамилия)
«___»________20___г.
Срок действия программы практики до «01» сентября 2017 г.
Информация об актуализации программы:
Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.
Протокол заседания кафедры № ___от «__»________________ 20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Начальник учебно-методического управления
«___»________20___г. _________________ Л.Р. Хамидуллова
(подпись) (И.О. Фамилия)
Заведующий кафедрой _________«Адаптивная физическая культура»_________
(выпускающей направление (специальность))
«27» января 2016г. _________________ А.А. Подлубная
(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация
Б.2.П.6 Преддипломная практика
(наименование практики)
Цель и задачи практики
Цель – закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций для ведения научно-методической работы в профессиональной деятельности сферы адаптивной физической культуры.
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания и совершенствовать опыт творческой работы на практике.
2. Формировать психические и физические качества у занимающихся, учитывая сенситивные периоды развития их психики и моторики, а также этиологии и патогенеза заболеваний.
3. Совершенствовать способности использования современных средств и методов научного и практического решения актуальных проблем в адаптивной физической культуре.
4. Применять средства и методы образовательной деятельности в адаптивном физическом воспитании детей и молодёжи разных возрастных групп.
5. Обеспечивать когнитивное и двигательное обучение, и формировать у занимающихся умения и навыки самообразования.
6. Приобрести практические навыки научно-методической работы будущей профессиональной деятельности.
Место практики в структуре ОПОП ВО
Данная практика относится к базовой части производственной практики.
Дисциплины, учебные курсы, на освоении которых базируется данная практика – адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста, адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида, адаптивное физическое воспитание в учреждениях общего образования (СМГ), адаптивное физическое воспитание в учреждениях профессионального образования (СМГ), технологии адаптивной физической культуры с лицами, имеющими нарушения в состоянии здоровья (зрения, интеллектуальные нарушения, слуха), технологии научных исследований в адаптивной физической культуре, современные проблемы адаптивной физической культуры и её видов, учебная практика, производственная практика.
Дисциплины, учебные курсы, для которых необходимы знания, умения, навыки, приобретаемые на данной практике – производственная практика (научно-исследовательская работа).
3. Способ проведения практики: «Стационарная».
4. Форма (формы) проведения практики:«Непрерывно»
Место проведения практики
№ п/п | Название организации |
1. | Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 г. о. Тольятти |
2. | МБОУ «Школа № 16» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16 имени Н.Ф. Семизорова» |
3. | Самарская региональная общественная организация «Дети-Ангелы» |
4. | Автономная некоммерческая организация «Спорт для инвалидов «ДЭВИС+» |
5. | Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 г. о. Тольятти |
6. | Государственное учреждение Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин» |
Общество с ограниченной ответственностью физкультурно-оздоровительный центр Адели | |
8. | МБОУ «Школа № 16» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16 имени Н.Ф. Семизорова» |
9. | Тольяттинская городская общественная организация инвалидов-опорников «КЛИО» |
Примечание: Базами проведения преддипломной практики являются дошкольные учреждения, коррекционные (специальные) учреждения, общеобразовательные школы, детско-юношеские спортивные школы, фитнес центры и клубы, реабилитационные центры, ТГУ (кафедра «Адаптивная физическая культура», кафедра «Физическое воспитание»), имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных работников.
Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Формируемые и контролируемые компетенции | Планируемые результаты обучения |
- способностью использовать современные средства и методы научного и практического решения актуальных проблем в каждом из видов адаптивной физической культуры (ОПК-4) | Знать: - цели и задачи каждого вида адаптивной физической культуры - актуальные проблемы в адаптивной физической культуре; - современные средства научного и практического решения актуальных проблем в адаптивной физической культуре; - современные методы научного и практического решения актуальных проблем в адаптивной физической культуре; - методы педагогических исследований в адаптивной физической культуре; |
Уметь: - ставить цель и задачи учебного и (или) учебно-тренировочного занятия; - подбирать современные средства для научного и практического решения актуальных проблем в адаптивном физическом воспитании; - использовать современные методы для научного и практического решения актуальных проблем в адаптивном физическом воспитании; - проводить педагогические исследования в образовательной деятельности адаптивной физической культуры; | |
Владеть: - способностью использования современных средств и методов научного и практического решения актуальных проблем в адаптивном физическом воспитании; - методами педагогического контроля в процессе адаптивного физического воспитания; - способами сбора и хранения данных исследовательской работы; - методами математической обработки полученных данных при педагогическом контроле, составлении выводов и практических рекомендаций для последующего использования в педагогической работе. | |
- обладать высоким уровнем знаний, опытом творческой работы, эмоционально-ценностных отношений в разработке и внедрении тренировочных программ, содействующих формированию психических и физических качеств занимающихся, с учетом сенситивных периодов развития их психики и моторики, а также этиологии и патогенеза заболеваний (ОПК-6) | Знать: - структуру оформления учебных и учебно-тренировочных программ; - способы формирования психических качеств средствами физической культуры, спорта, адаптивной физической культуры; - средства, методы и принципы формирования физических качеств; - сенситивные периоды развития психики и моторики; - этиологию и патогенез заболеваний у контингента занимающихся. |
Уметь: - оформлять учебные и учебно-тренировочные программы; - использовать в практической деятельности способы формирования психических качеств средствами физической культуры, спорта, адаптивной физической культуры; - использовать средства, методы и принципы формирования физических качеств в учебных и учебно-тренировочных занятиях; - учитывать сенситивные периоды развития психики и моторики в практической деятельности; - учитывать этиологию и патогенез заболеваний у контингента занимающихся на практике. | |
Владеть: - способами составления учебных и учебно-тренировочных программ с учетом возврата, физической подготовленности и физического развития, отклонений в состоянии здоровья занимающихся, а также сенситивных периодов развития психики и моторики; - способами формирования психических качеств средствами физической культуры, спорта, адаптивной физической культуры; - средствами, методами и принципами формирования физических качеств в учебных и учебно-тренировочных занятиях. | |
- способностью использовать современные средства и методы образовательной деятельности во всех видах адаптивной физической культуры, обеспечивать когнитивное и двигательное обучение, формировать у занимающихся умения и навыки самообразования (ПК-1) | Знать: - средства и методы образовательной деятельности в адаптивном физическом воспитании детей и молодёжи разных возрастных групп; - цель и задачи адаптивной физической культуры; - этапы формирования двигательных умений и навыков; - способы формирования у занимающихся умений и навыков самообразования; |
Уметь: - разрабатывать комплексы физических упражнений и составлять конспекты практических занятий по адаптивному физическому воспитанию детей и молодёжи разных возрастных групп; - использовать средства и методы в адаптивном физическом воспитании детей и молодёжи разных возрастных групп; - формировать двигательные умения и навыки; - формировать у занимающихся умения и навыки самообразования; | |
Владеть: - способностями использования современных средств и методов обучения для формирования умений и навыков самообразования у детей и молодёжи разных возрастных групп, имеющих отклонения в состоянии здоровья; - способностями разработки комплексов физических упражнений и составления конспектов практических занятий по адаптивному физическому воспитанию детей и молодёжи разных возрастных групп; - методическими приёмами использования средств и методов в адаптивном физическом воспитании детей и молодёжи разных возрастных групп; - способами формирования двигательных умений и навыков; |
Основные этапы практики:
№ п/п | Разделы (этапы) практики |
1. | Организационно-ознакомительная работа. |
2. | Методическая работа. |
3. | Учебная работа. |
4. | Воспитательная работа. |
5. | Внеклассная физкультурно-массовая работа. |
6. | Научно-исследовательская работа. |
Общая трудоемкость практики – 9 ЗЕТ.
Разработчики программы:
Доцент, доцент, к.п.н. _________________ А.А. Подлубная
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)
Структура и содержание практики
Семестр прохождения практики 4 семестр
Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике | Необходимые материально-технические ресурсы | Формы текущего контроля | Рекомендуемая литература (№) | |||
Деятельность непосредственно на базе практики | Самостоятельная работа | ||||||
в часах | виды учебной работы на практике | в часах | формы организации самостоятельной работы | ||||
1. Организационно-ознакомительная работа | 1. Задачи, содержание и организация преддипломной практики | 1. Ознакомиться с инструктажем по технике безопасности при проведении учебных и учебно-тренировочных занятий во время прохождения преддипломной практики. 2. Принять участие во вводной и итоговой конференции по преддипломной практике. 3. Изучить программу практики. 4. Изучить литературу в соответствии с целями и задачами практики. 5. Проанализировать свою деятельность за период практики и оформить отчет по практике. | Спортивные площадки, спортивные залы, спортивное оборудование и инвентарь | Дневник по практике (раздел: «Организационно-ознакомительная работа»). | 1-5 | ||
2. Индивидуальный план прохождения практики | 1. Разработать индивидуальный план работы студента во время практики. 2. Составить личное расписание присутствия на уроках по ФК и (или) учебно-тренировочных занятиях у учителей, тренеров, инструкторов и др., а также спортивных секциях и других мероприятиях. | 1-5 | |||||
2. Методическая работа | 3. Документы планирования в адаптивном физическом воспитании. | 1. Изучить документы планирования в адаптивном физическом воспитании (рабочую программу, планирование на год, на четверть, на каждое занятие). | Спортивные площадки, спортивные залы, спортивное оборудование и инвентарь | Дневник по практике (раздел: «Методическая работа»). | 1-5 | ||
4. Подготовка к проведению уроков по адаптивному физическому воспитанию | 1. Составить план проведения уроков по адаптивному физическому воспитанию. 2. Составить конспекты учебных (учебно-тренировочных) занятий по адаптивной физической культуре (не менее 10). 3. Уточнить методику проведения учебных и (или) учебно-тренировочных занятий по адаптивной физической культуре. | 1-5 | |||||
3. Учебная работа | 5. Практика в проведении занятия, урока (учебно-тренировочного занятия) | 1.Провести не менее 18 занятий в неделю и или уроков (учебно-тренировочных занятий) с детьми, учащимися, молодёжью разного возраста и нозологии. | Спортивные площадки, спортивные залы, спортивное оборудование и инвентарь | Дневник по практике (раздел: «Учебная работа»). | 1-5 | ||
4. Воспитательная работа | 6. Особенности коллектива, система и план воспитательной работы прикрепленного класса(группы) | 1. Ознакомиться с содержанием и организацией внеклассной воспитательной работы в школе. 2. Изучить план воспитательной работы прикрепленного класса. 3. Изучить информацию о коллективе занимающихся прикрепленного класса (учебно-тренировочной группы). | Спортивные площадки, спортивные залы, спортивное оборудование и инвентарь | Дневник по практике (раздел: «Воспитательная работа»). | 1-5 | ||
7. Психолого-педагогическая характеристика класса (группы) и занимающегося | 1. В беседах с классным руководителем (тренером, инструктором), при проведении уроков (тренировок) по физической культуре и спорту собрать информацию об одном из занимающихся, необходимую для разработки психолого-педагогической характеристики. 2. Разработать психолого-педагогическую характеристику на ученика, позволяющую выбрать пути укрепления положительных черт личности и преодоления недостатков. 3. Разработать психолого-педагогическую характеристику на коллектив учеников (занимающихся) прикрепленного класса (группы). | 1-5 | |||||
8. Практика в проведении мероприятий общевоспитательного характера | 1. Разработать план и провести мероприятия (беседы, классного часа и др.) по пропаганде физической культуры, вида спорта, здорового образа жизни на нравственные, эстетические или другие темы, имеющие воспитательное значение. | 1-5 | |||||
5. Внеклассная физкультурно-массовая работа | 9. Практика в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий | 1. Составить положение о спортивно-массовом мероприятии (спортивные соревнования, спортивный праздник, смотр физической подготовленности и т.д.). 2. Принять участие в организации и проведении 1-2 спортивно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, спортивный праздник, смотр физической подготовленности и т.д.). | Спортивные площадки, спортивные залы, спортивное оборудование и инвентарь | Дневник по практике (раздел: «Внеклассная физкультурно-массовая работа»). | 1-5 | ||
6. Научно-исследовательская работа* | 10. Планирование научно-исследовательской работы на время прохождения практики. | 1. Составить план научно-исследовательской работы на время прохождения практики. | Спортивные площадки, спортивные залы, спортивное оборудование и инвентарь | Дневник по практике (раздел: «Научно-исследовательская работа»). | 1-5 | ||
11. Изучить состояние здоровья и уровня физического развития занимающихся. | 1. Изучить медицинские карточки занимающихся и (или) провести анкетирование. 2. Методом антрометрии изучить уровень физического развития занимающихся. | ||||||
12. Изучить уровень физической подготовленности у занимающихся. | 1. Подобрать тесты и провести тестирование с целью определения уровня развития двигательных качеств у занимающихся. 2. Полученные результаты занести в специально-подготовленные протоколы. | ||||||
13. Контроль уровня и динамики нагрузки на учебных (учебно-тренировочных) занятиях и (или) спортивных соревнованиях с помощью регистрации ЧСС. | 1. Провести регистрацию ЧСС в течение занятия и или урока и учебно-тренировочного занятия у одной из возрастной категории детей. 2. Построить график изменения ЧСС в течение занятия и или урока и учебно-тренировочного занятия у одной из возрастной категории детей. 3. Оформить в отчете по преддипломной практике протокол регистрации ЧСС у занимающихся и письменный анализ нагрузки, выполненный в ходе занятия и или урока и учебно-тренировочного занятия у одной из возрастной категории детей. | ||||||
14. Изучить отношение занимающихся к занятиям адаптивной физической культуры | 1. Методом опроса (анкетирования, интервью, беседы) определить отношения занимающихся к занятиям адаптивной физической культуры. | ||||||
7. Отчетная конференция. | 15. Сделать устный отчет на отчетной конференции. | 1. Составить и подготовить отчет. 2. Оформить и представить дневник по практике. 3. Защита отчета на заключительной конференции. | Устный отчет. Дневник по практике (все разделы). | 1-5 | |||
Итого: |
Примечание: * -при планировании научно-исследовательской работы следует использовать предложенные виды работ (11-14 пункты), но можно заменить их на другие виды исследовательских работ и (или) добавить при необходимости те, которые используются в магистерской диссертации.