Часть 3. задания уровня с.

С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото­рые составляют биологическую основу деятельности человека как су­щества социального.

С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русско­го публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельно­сти, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, дея­тельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития — уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами под­стерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно гово­рить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы ви­дите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каж­дый может себе позволить».

Согласны ли вы с автором? Почему?

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите приме­рами.

С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке

ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,

перепишите содержание высказывания, а затем дайте

развернутый ответ.

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу

поднятой проблемы. В ответе следует использовать

соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь

на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,

привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1) «Человек вне общества — или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое

«как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое

можно понять только в длительном процессе его развития. В

любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может

стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

Наши рекомендации