Современное понимание сущности и структуры процесса обучения.
Понятие «УП» часто употребляется как синоним понятия «пр-сс обуч». Существуют различные точки зрения на раскрытие данного понятия. П.И.Пидкасистый характеризует обучение как процесс активного целенаправленного взаимод-я между обучающим и обучемым, в рез-те которого у обучающегося формир-ся опред-ые ЗУН, опыт деят-ти и поведения, а также личностные качества. Это всегда двусторонний процесс, в который включены преподавание (деят-ть учителя) и учение (деят-ть ученика).Препод-е – деят-ть тех, кто обучает, педагогов, кот. рассм-ся как система действий для орган-ии учебно-познав. деят-ти шк-ков. Учение – деят-ть тех, кто обучается, учеников, которая рассматривается как целенаправленная, мотивированная деят-ть по усвоению учебного материала, в рез-те чего происходит развитие и восп-е личности. Пр обуч- социально-обусловленный, вызванный необх-тью форм-ия личности, соотв-ий соц.требованиям. На каждом этапе своего развития общество предъявляет опред-е треб-я к организации пр. обуч. по всем аспектам, начиная с определения целей, то есть той общей ориентации, какую личность необходимо сформировать в ПО.
ПО как системаимеет свой состав (элементы) и структуру (связи между элементми). ПО как целостная система содержит в себе след.взаимосвязанные компоненты: цель обучения, деятельность преподавателя, содержание образования, методы обучения, средства, формы организации обучения, деятельность учения, результат.
Цель – это системообр-щий компонент ПО; это заранее осознанный и планируемый рез-т деят-ти, достигаемый за опред. промежуток времени. Специфика пед. цели в том, что они лежат в сфере деятельности ученика.Определяя цели, мы предполаг. рез-т. Задачи опред-т что надо сделать для достижения цели, они указывают пути достижения цели. Переменными составляющими ПО выступают средства управления: содерж-е учеб.материал, МО, СО, организационные формы обучения. Связь всех компонентов системы зависит от цели обучения и его конечного результата. Цели определяются в ГОСТе. Цели обучения в НШ определяются в федеральном госстанд.: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, воспитание …в стандарте .А развитие происходит в процессе получения ЗУН.
Общие цели касаются учебного предмета, ко-ый изучается напротяжении всего периода обуч-я. Предметно-специфические цели- это цели изучения конкретного уч. предмета в течение 1 часа. Частные цел-цели урока.
Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, а так же побудительную и организационную. Образ. ф-я состоит в форм-и ЗУН учащихся, в усвоении ими законов, теории, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия, и пр. Умение – это владение способами применения знаний на практике. Навык – автоматизированное действие. Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения. Развивающая функция обучения. В пр. учения происх-т развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства.
Движущей силой любой деятельности является противореч. м/д определёнными потребностями и имеющимися возможностями их удовлетворения субъекта деятельности. В педагогике выделены такие противоречия:
- м/д требованиями, выдвигаемыми учителем и возм-ми уч-ка выполнить эти треб-я;
- м/д новыми познават. задачами, в решение которых включается ученик, и ранее достигнутым уровнем ЗУНов, мыслительных операций;- между новыми ситуациями и прежним опытом. Решающим условием превращения противоречия в движ. силу является перевод его во «внутренний план», когда оно осознаётся учеником как трудность, которую ученик хочет и стремиться преодолеть. Преодолевая противоречия ученик переходит в новое состояние, характеризующее положительными изменениями его развития. Таким образом, в процессе обучения необходимо: 1)создавать противоречия 2) создавать условие для их разрешения учеником.
В процессе обучения мы учим ученика самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. В программе начальной школы выделено требование воспитывать учебную самостоятельность и умение учиться . Более того - отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в ср. школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем. Чтобы учить, изменять себя, ч-к должен, во-1, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей. Обе составляющие умения учиться являются рефлексивными. Рефлексия есть психологический механизм способности учиться самостоятельно. Рефлексия как универсальный способ построения отношений человека к собственной жизнедеятельности не ограничена только сферой целенаправленного самоизменения. А в способности учиться присутствует компонент самостоятельности, инициативности, субъективности, который не сводим к рефлексивности. Однако пересечены, связаны понятия "рефлексия" и "умение учиться" через понятие "субъект": человек, умеющий учить себя, сам определяет границы своего знания (незнания) и сам находит средство расширить границы известного, доступного. Так образом, младший школьник в процессе обучения должен выступать не объектом, а субъектом учебной деятельности. Ученика как субъекта характеризует- активность.
Загвязинский отмечает, что внешний учебный процесс предстает перед нами как совместная деят-ть педагога и обучаемых, в ходе кот. педагог ставит цели, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует ее и проверяет, а обучаемый овладевает содержанием и видами деятельности.
Обучаемость- способ к обучению (Медчинская)
Обученность- результат обучения.