Развитие эмоционально-волевой сферы мл школьника.
Благодаря эмоциям люди лучше понимают др др, могут не пользуясь речью, судить о состояниях др др и настраиваться на совм деят-ть. Через эмоции мы отражаем отношение к миру и людям. К эмоциям относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы.
В мл шк возр появл новые переживания, рождается новое эмоц. отн-е к ряду явлений. Особ-ти эмоций мл шк: 1)бурная реакция на отдел.явления – мл шк реаг-т бурно на многое, что окруж-ет его(при просмотре театр. спектакля –резкие переходы от печали по поводу неудач героя к бурному выражению радости при его успехе). 2)ярко проявляет страх, обиду, гнев. Все эти эмоции отчетливо проявл-ся в его повед-и во время столкнов-я со сверст-ми. Сп-ть владеть своими чувст-ми становится лучше год от года. Свой гнев и раздраж-ть не столько в моторной форме- драка, ск-ко в словесной форме. 3)развитие выр-ти эмоций- большое богатство оттенков интонац.в речи, развитие мимики.4)рост понимания чувств др людей и сп-ть сопереживать сверстн.и взросл.5)впечатлительность, эмоц.отзывчивость на все яркое,крупное,красочное. Монотонные,скучные уроки быстро снижают позноват.акт-ть,ведут к отрицат эмоц.6)формиров-е морали-товар-ва, ответств-ти за кл. и тд. Они форм-ся под виянием конр воздействий, увиденного примера и собств.действий.при выполнении поручения учителя, впечатления от слов уч-ля. В этом возр-те эмоц.жизнь усложн-ся,появ-ся сложные высшие чувства: нравств(долга,любовь к Родине);интеллект-е(любознат-ть);эстетич-е(чувст.прекрасн.).
Чувства развив-ся в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения. Воля – св-во чел-ка, проявляющееся в его спос-ти сознат.управлять своей психикой и поступками(Немов РС). Проявляется в умении совер-ть действия или сдерживать их, преодолевая внеш. и внутр.препятствия. У мл шк в вол.поступках большую роль играют чувства, кот нередко становятся мотивами поведения.
Развитие волевых кач-в ребенка происходит, если:1) цели, кот он должен достигнуть, понятны и осознаны;2)ребенок видит начало и конец своей деят-ти;3) деят-ть явл-ся соразмерной его возм-тям- это обеспеч-т переживание успеха от ее выполн.уже в самом начале;4) реб знает и понимает способ выполн.деят-ти, видит этапы достижения цели;5)внешний контроль задеят-тью реб.постепенно сменяется на внутренний.
С т.зр.волевой регуляции поведения важно, чтобы задачи были оптимально сложн. Слишком труд.задания могут вызвать отрицат.пережив-я шк-ов,отказ от усилий. Слишком легкие не спос-ют разв.воли, т.к. уч-ся привыкнут работать без особых усилий.
При обучении учитель должен организовать такую деят-ть, чтобы уч-ся видели свое прдвижение к цели и осознавали его как следствие собст.действий и усилий.В связи с этим огромное знач.приобретают метод.продуманные указ-я уч-ля как во время кл.работы, так и при д.з. Указания уч-ля стимулируют учебные действия стимулируют волевые действия уч-ся.
Произвольность действий, формируясь в процессе обуч-я, становится новообразованием мл шк-ка. Но формирование произвольности, и особенно волевых действий, требующих преодоления внешних и внутренних препятствий, процесс длительный и сложный. Во время усвоения ЗУНов у младшего школьника не только личности, причем совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед ним возникают все новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится.
В начале обучения цель как первый этап волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от уч-ля или получают из учебников и доп.лит-ры. В ходе психического развития с появлением опр-х отн-й ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом мл шк совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собст.потреб-ми, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно – мотивационной сферы – важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера. Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самост-но. Руководящая роль в форм-ии адекватного поведения шк-в принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам). Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы. Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма.
Т.обр, учебная деятельность обладает большими ресурсами для развития эмоционально-волевой сферы.