Музыкотерапия и музыкальная педагогика

От автора

На музыкальных занятиях в логопедическом детском саду также, как и в обычном детей учат петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Малышей мудрые талантливые педагоги вводят «заручку» в храм великой волшебницы Музыки, знакомят с азами музыкальной грамоты, с шедеврами музыкального искусства. В логопедическом детском саду наряду с этими задачами существуют и другие, подчиненные необходимости научить ребенка говорить, а для этого нужно научить его слушать и двигаться.

К великому сожалению, музыкальные воспитатели не знакомы даже с азами логопедии, и поэтому не по злому умыслу, а по неведению оказывают логопедам «медвежью» услугу, требуя от детей невыполнимые речевые задачи, тем самым, перечеркивая всю работу по коррекции. Особенно это касается пения, при обучении которому музыкальные воспитатели решают такие же, как и логопед задачи: развитие дикции, выразитель­ности и интонации.

Данное методическое пособие предназначено как для логопедов, так и для музыкантов. Хотелось бы познакомить логопедов с тем, какую помощь в их работе может оказать им музыка, а музыкантам дать в руки практический материал по коррекционной работе над артикуляцией, выразительностью, голосом, развитием ритмического чувства на занятиях по пению с детьми, которые имеют выраженные речевые расстройства.

Хочется выразить огромную благодарность коллегам, включившимся в сложную работу по отбору музыкального и речевого материала, апробации его, которая проводилась в условиях Павловского центра психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции «ЛОГОС» Ленинградской области для детей с тяжелыми нарушениями речи, возглавляемого заслуженным учителем РФ Р. Г. Гуменюк.

Особая благодарность заместителю директора по коррекционной работе, заслуженному учителю РФ, логопеду высшей квалификационной категории Т. Б.Сащенко, музыкальным руководителям - дефектологам О. В. Ельясовой, К. Г. Жаворонковой, а также заслуженному учителю РФ логопеду Центра развития и коррекции ребенка - детского сада №29 г. С.-Петербурга Н. И. Гридчиной за оказанную творческую помощь и поддержку.

Пение и логопедия

Есть звуки жужжащие, есть и свистящие, Есть звуки рычащие, есть и звенящие, И в речи и в музыке звуков не счесть, — Их можно шепнуть, прокричать и пропеть.

Введение

Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Даже в период внут­риутробного развития человека музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, и возможно, уже тогда формирует его вкусы и пред­почтения. В первые же месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Поэто­му важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечат­ления, побудить к сопереживанию музыке. Дети приобщаются к музыкальному искус­ству постепенно, в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музы­кальных инструментах), творчества. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ре­бенком оказался мудрый взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту му­зыки, дать возможность ее прочувствовать. С давних пор музыка признавалась важ­ным средством формирования личности человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие способству­ет общему развитию ребенка, формированию эмоциональной сферы, совершенство­ванию мышления, делает его чутким к красоте в искусстве и жизни. Отсутствие полно­ценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнятся впоследствии.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфически­ми возможностями воздействия на формирование личности ребенка. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

В процессе приобщения к музыке ребенок осваивает определенные внешние, практические действия, и внутренние, психические, которые составляют основное со­держание психического развития (восприятие, мышление, память, воображение).

Проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста стано­вится особенно значимой в условиях, когда общество переживает демографическую катастрофу. В настоящее время наряду со значительным уменьшением рождаемости возросла доля детей с различными видами патологии. Согласно статистическим дан­ным, из десяти новорожденных только один ребенок является абсолютно здоровым, треть детей имеет различные микроорганические поражения и почти две трети детей — выраженную патологию. Особую категорию составляют аномалии развития, сопровож­дающиеся расстройствами речи. Проблемой этих детей, как правило, бывает некото­рое отставание в развитии, которое желательно преодолеть к началу их обучения в школе.

Возникает необходимость по-новому рассмотреть ключевые вопросы коррекции и возможности оптимальной организации помощи этим детям. В связи с этим особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека.

Музыкотерапия и музыкальная педагогика

Особый интерес вызывает использование в коррекционной педагогике различ­ных средств лечения искусством (арттерапии), в частности, музыкой, что получило название музыкотерапии (Брусиловский Л. С, 1979; Медведева Е. А., Левченко И. Ю., 2001). В основе данного лечебно-профилактического направления лежит использова­ние различных методов воздействия музыкой: пения, танцев, музицирования — выбор которых определяется конкретно стоящими перед педагогом задачами.

Лечебное применение музыки имеет многовековую историю,. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорци­ональный порядок и гармонию в человеческом теле.

Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широ­ко практиковаться в различных странах Европы.

Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на челове­ка, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. приводятся данные о благотворном влиянии музыки на централь­ную нервную систему (ЦНС), дыхание, кровообращение, газообмен. Проблема влия­ния воздействия музыки на функциональное состояние ЦНС человека привлекла вни­мание нейрофизиологов и клиницистов. Музыка рассматривается ими как комплекс­ный раздражитель, оказывающий большое влияние на эмоциональное и физиологическое состояние человека. В настоящее время получены сведения о конк­ретных механизмах влияния музыки в целом на мозг человека, на психомоторику, на вегетативные и соматические функции. Основой терапевтического воздействия музы­ки на организм человека, как показывают экспериментальные данные, является воз­действие на ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связанные с ритмами работы мозга. Под воздействием внешних раздражителей, в том числе музыкальных, ритмы работы мозга можно изменять. В частности, изменение ритмов позволяет увеличивать или уменьшать активность мозга, в том числе позволя­ет изменять настроение человека (Гол ьдварг И. А., 1968; КазариноваА. С, 1976; Гиль-бухЮ. 3., 1979).

В России была учреждена специальная комиссия, целью которой ставилось изу­чение влияния музыки на живой организм и на человека. Академик В. М. Бехтерев выступал на заседании этой комиссии с докладом «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», опубликовал ряд работ о лечебном, воспитательном и гигиеническом значении музыки, организовал комитет по изучению лечебного влияния музыки, в который вошли видные врачи и представители музы­кального мира.

Согласно классификации Chr. Schwabe (1976) имеются три направления исполь­зования музыки: медицинское, профилактическое (функциональное) и педагогичес­кое. Специфика каждого направления определяется целью использования музыки.

Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека из­давна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, — не­рвно-психических расстройств. Эмоциональная реакция человека — это сложный пси­хофизиологический акт, моторные и вегетативные компоненты которого тесно связаны между собой, поэтому музыку стали использовать в качестве катализатора различных эмоциональных проявлений и с ее помощью стали учить людей рефлексии, распозна­ванию приближения тех или иных состояний. Многочисленные музыкальные методики предусматривают как изолированное использование музыки в качестве ведущего

лечебного фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содер­жания, индивидуальное или совместное музицирование), так и дополнение музыкаль­ным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздей­ствия и повышения эффективности. Благодаря этим качествам, музыка и была выде­лена в специальный раздел психотерапии — музыкотерапию.При применении музыкальных стимулов в лечебных целях (в музыкотерапии) преобладающими явля­ются недирективные методы воздействия на пациента, идущие «от пациента», помога­ющие ему раскрыть и осознать свои проблемы, а затем найти способы их преодоле­ния.

Значительную роль в этом случае играет элемент спонтанности, свободного про­явления действий и эмоций. При этом могут быть использованы активные формы музыкотерапии, к которым относятся: вокалотерапия, ритмотерапия, хореотерапия и игровая психотерапия, где важная роль отводится самостоятельному участию челове­ка в планировании и осуществлении различных форм поведения, сопровождаемых музыкой. Но и пассивные формы музыкотерапии позволяют решать существенные задачи, среди которых следует выделить установление контакта с пациентом (комму­никативная музыкотерапия), помощь в разрешении психологического конфликта (ре­активная музыкотерапия и снятие мышечного и эмоционального напряжения, регули­рующая музыкотерапия).

Музыка в качестве средства улучшения общего самочувствия, повышения рабо­тоспособности и снижения утомляемости стала называться функциональнойи ис­пользоваться в основном в промышленности. В связи с ростом капиталистического производства, для повышения интенсивности труда рабочих стали использовать му­зыку как внешний ритмический раздражитель. Теоретическим основанием этого на­правления была теория А. А. Ухтомского о способности мозга изменять свои ритмы в зависимости от навязываемого темпа воздействия раздражителей. Пик расцвета этого направления пришелся на начало ХХ-го века. Позже функциональная музыка также стала использоваться в педагогике для решения трех основных задач: психофизиоло­гической (сохранение здоровья и повышения работоспособности учащихся); социоло­гической (увеличение привлекательности и заинтересованности во время занятия) и экономической (улучшение и увеличение производительности труда во время урока).

Третье направление использования музыки — педагогическое.Оно опирается на директивные методы, строгую нормированность занятий, активный тренинг, навя­зывание форм поведения и определенных эмоциональных состояний, дидактику. Ос­новоположник музыкальной дошкольной педагогики Н. А. Ветлугина выделяет четыре вида музыкальной деятельности, доступных для дошкольников: слушание, исполни­тельство (пение, музыкально-ритмические движения, игру на инструментах), творче­ство и музыкальную грамоту. Она отмечает особую важность всех видов музыкальной деятельности для общего развития и воспитания ребенка, которые помогают форми­ровать навыки активного восприятия, обогащают сенсорный опыт детей, прививают знания, развивая интеллект и культуру ребенка. При этом акцентируется внимание на наличие определенной связи между ними, например, между слушанием и игрой на простейших музыкальных инструментах, между слушанием и выполнением ритмичес­ких движений, между пением и развитием речи. Также как в музыкотерапии, в педаго­гике выделяют активные и пассивные формы работы. Первые заключаются в пении, танцах, ритмических упражнениях, игре на музыкальных инструментах, вторые — в слушании музыкальных произведений. По мнению большинства музыкальных педаго­гов, самым важным видом музыкальной деятельности является «слушание» музыки. Теоретик и музыковед Б. В. Асафьев считал необходимым использовать слушание для «гимнастики музыкального чувства и сознательного восприятия музыки». Наблюдения

показывают, что научение детей активному слушанию музыки является сложным и тру­доемким процессом. Задача заключается в том, чтобы добиться от ребенка активного, творческого восприятия, так как «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чув­ство и завораживает волю».

Слушание— это сложный творческий процесс, в основе которого лежит способ­ность слышать, переживать содержание музыкального произведения. Ребенок как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение — это еще не все, важно осмыслить идею произведения. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения. Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального по­знания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. Восприятие му­зыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности ребенка, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). Идея произведения воспринимается им как нечто сокровенное. Именно поэтому все исследователи детского музыкального творчества утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее, — это напряженная работа сердца и ума и особое творчество.

Пениеотносится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе кото­ром успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке. Обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкальные представления, а затем и творческое воображение в музыке.

Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно вы­ражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музы­кальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Чтобы сориентиро­вать детей в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накоп­ления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Импровизация имен, звукоподражаний, импровизация музыкальных вопросов и ответов, сочинение несложных попевок, попевок контрастного характера, завершение мелодии — это и есть проявление творческих способностей дошкольников на занятиях музыкой.

Музыкально-ритмические движения— вид музыкальной деятельности, в ко­тором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные ритмические упражнения, танцы, сюжетно-образ-ные движения используются как средства для ее более глубокого восприятия и пони­мания.

Дети учатся оценивать собственные движения, придумывать «свой» игровой об­раз, персонаж и «свою» пляску, комбинировать различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений. Импровизация движений в хороводах и музыкальных играх развивает творческое воображение и фантазию де­тей.

Игра на детских музыкальных инструментах— это один из видов индивиду­альной и коллективной исполнительской деятельности учащихся.

Как показывает практика, на уроках музыки дети любят использовать ритмичес­кие инструменты: барабаны, бубны, маракасы, ложки, треугольники, звуковысотные: металлофоны (диатонические и хроматические); духовые инструменты: свистульки, дудочки, свирели. На занятиях малыши выполняют творческие задания различной сте­пени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения простых мелодий.

Важно давать задания в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, во­ображение детей поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные



сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помо­гает окрасить музыкальную деятельность различными чувствами. Игра на детских му­зыкальных инструментах зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоян­ном наблюдении учителя, другие действуют более самостоятельно. Аранжировка учи­телем наиболее удачных сочинений детей придает «произведениям» законченный вид, радует, стимулирует их воображение и фантазию.

Наши рекомендации