Теорії розвитку особистості.
Соціалізація та індивідуалізація особистості.
Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм.
Одним из значимых механизмов социализации является подавление. Его суть сводится к исключению из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины или душевную боль. Этот механизм объясняет многие случаи забывания человеком выполнения каких-либо обязанностей, которые по разным причинам оказываются для него неприятными.
Подавление чаще всего осуществляется непроизвольно. Однако в целом ряде случаев человек прилагает специальные усилия, чтобы предать забвению те или иные впечатления путем переноса внимания на другие действия. Механизм произвольного подавления получил название вытеснения. Во многих случаях человек может испытывать чувство вины, переживать внутренний конфликт вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания. Это чувство может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым. Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой является реакция на противоположную установку.
Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений. В случае действия этого механизма идея (мысль, впечатление) осознается как нейтральная и безобидная для человека.
Важную роль в процессах социализации играет механизм самоограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает страдать, его самоуважение понижается.
Приписывание собственных нежелательных черт другим составляет сущность механизма проекции, который защищает человека от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение.
В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, группой, образцом. Этот процесс получил название механизма идентификации. С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Следующий механизм социализации - эмпатия, т.е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания.
В ситуациях, когда человек переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации.
Теорії розвитку особистості.
Существует много различных подходов и теорий личности.
Основные типы:
К психодинамическому типу относят теории, которые описывают личность изходя их ее психологических, внутренних, субъективных характеристик.
К социодинамическим относят теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного зачения внутренним свойствам личности.
Интеракционистскими называют теории, основанные на принцш взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении aктуальными действиями человека.
Экспериментальными называются теории личности, построенные
на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов
К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются
на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. I
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамический называют теории, основная тема которых — преобразование, менение в развитии личности, т. е. ее динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогичс ской психологии, построен на рассмотрении ограниченного возраг ного периода в развитии личности, как правило, от рождения , окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности.