Педагогическое учение Л.Н. Толстого
Два года с Л. Н. Толстым
Н. Н. Гусев Серия: "Серия литературных мемуаров" Издание 1973 года. Сохранность хорошая. В сборник воспоминаний Н. Н. Гусева, секретаря Толстого, включены его дневник "Два года с Л. Н. Толстым", очерки "Из Ясной Поляны в Чердынь", "Отрывочные воспоминания", "Лев Толстой - человек". Мемуары охватывают жизнь писателя с 1907 по 1909 года. Два года с Л. Н. Толстым Издательство: "Художественная литература. Москва" (1973) Формат: 84x108/32, 462 стр. |
Гусев Николай Николаевич [9(21).3. 1882, Рязань, — 23.10.1967, Москва], советский литературовед. В 1907—09 был личным секретарём Л. Н. Толстого и воспринял его нравственное учение. В 1925—31 директор музея Толстого в Москве. Участвовал в редактировании юбилейного Полного собрания сочинений Толстого в 90 тт. (1928—1958). Автор работ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Награжден 2 орденами, а также медалями.
Соч.: Два года с Л. Н. Толстым, 2 изд., [М.], 1928: Жизнь Л. Н. Толстого. Молодой Толстой (1828—1862), М., 1927; Жизнь Л. Н. Толстого. Толстой в расцвете художественного гения (1862—1877), М., 1928; Л. Н. Толстой. Материалы к биографии, 1828—1855, М., 1954; то же, 1855—1869, М., 1957: то же, 1870—1881, М., 1963; то же, 1881-1885, М., 1970; Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, 1828—1890, М., 1958; то же, 1891—1910, М., 1960.
Лит.: Опульская Л. Д., 75-летие Н. Н. Гусева, «Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка», 1957, т. 16, в. 2; Шифман А. И., Памяти Н. Н. Гусева, «Русская литература», 1968, № 1.
Г. М. Миронов.
Лев Николаевич Толстой, русский писатель, философ, педагог. Родился 28.08.1828 года в дворянской семье, поэтому от рождения у Толстого был титул графа. В семье он был четвертым ребенком. Его мать умерла очень рано, когда ему не было еще и двух лет. Маму он помнил по словам близких, хорошо ее себе представлял, поэтому во многих его рассказах некоторые черты матери, отразились. Отец Толстого тоже рано ушел из жизни. Воспитанием детей занималась родственница Т.А.Ергольская, которую он очень любил.
В 60-е годы Лев Толстой с головой ушел в общественную работу. В 1861 году, приветствуя реформу, Толстой становится «мировым посредником» и отстаивает интересы крестьян в ходе составления «уставных грамот». Толстой увлекается педагогической деятельностью. Он дважды ездит за границу изучать постановку народного образования в Западной Европе. Заводит народные школы в Ясной поляне и ее окрестностях. Также издает специальный педагогический журнал.
«Я чувствую себя довольным и счастливым, как никогда, и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю» - писал Лев Толстой.
Первую школу для крестьянских детей Л. Н. Толстой открывает осенью 1849 г., но она просуществовала недолго. С 1861 г. Толстой начинает всерьез заниматься педагогической деятельностью. Уже в 1861 г. им было открыто 3 школы, а через два года их было уже 12. В апреле 1861 г. Л. Н. Толстой подает министру народного просвещения Е. П. Ковалевскому прошение о разрешении издавать журнал «Ясная Поляна», в котором пишет: «Журнал не должен впадать в «отвлеченные педагогические теории», а «должен постоянно руководиться живою действительностью, не терять из вида тех, с кем он имеет дело», поэтому в журнале будут печататься только такие педагогические статьи, «которые будут вносить в науку новые факты, взятые из опыта». Среди материала для детского чтения будут печататься статьи «по всем частям литературы, ученой и изящной, начиная от пословицы и сказки до популярной химии и механики», но и непременно такие, которые «без учителя и толкователя в состоянии будут понимать и читать с интересом человек или ребенок, стоящий на первой ступени образования». (Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого. Т. 1. 1828-1890. – М., 1958. – С . 236, 247, 254).
Педагогическое учение Л.Н. Толстого
1 Религиозно-нравственные основы воспитания
1.1 Условия нравственного воспитания
2 Теория свободного воспитания
2.1 Физическое и умственное воспитание
3 Яснополянская школа
4 Образование
4.1 Мысли о деятельности учителя
4.2 Вклад в развитие педагогики
Религиозно-нравственные основы воспитания
Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.