Произношение звука [р] в предложениях. Словообразование
— Какие фруктовые деревья увидел звук [р]? (Грушевые, гранатовые, персиковые.)На этой лозе растет ... (виноград). Какая это лоза? (Виноградная.)Расскажите, какие фруктовые деревья угощали звук [р] плодами. (Грушевое дерево угостило его грушами, персиковое дерево — персиками, виноградная лоза — виноградом.)Поблагодарил звук [р] фруктовые деревья, а куда дальше идти — не знает. В саду есть цветок, который ему поможет.
Звукослоговой анализ слова
Выставляется схема слова роза из цветовых символов.
— Догадайтесь, как называется этот цветок. (Роза.)Почему вы думаете, что это роза? Как может роза помочь звуку [р]? (Роза дает ему свой розовый лепесток, который показывает направление.)
Произношение звука [р] в чистоговорках. Словотворчество детей
— Идет звук [р], песенки распевает, чистоговорки сочиняет. (Сочинение чистоговорок со словами гора, виноград, гранат.)(Ра-ра-ра, стоит высокая гора. Рад-рад-рад, растет сладкий виноград. Нат-нат-нат, я люблю гранат.)
Физминутка
Веселая разминка под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».
Произношение звука [р] в словах и подбор определений
— Подул сильный ветер. Покажите какой. Вырвал ветер лепесток из рук у звука [р] и унес его. Пошел звук [р] дальше. Видит — стоит знак, а на нем надпись: «Направо пойдешь — к Дракону попадешь, налево пойдешь — в Рыжий город попадешь». Куда пошел звук [р]? (Направо.)(Дети показывают направления. Выставляется изображение Черного Замка.) Слышит звук [р] чьи-то рыдания. (Уточнение значения слова рыдание.)Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу...атино, Пет...ушка, Чебу...ашка, К...окодил Гена. (Открываются игрушки.) Какой звук забрал у них Дракон? Знаете зачем? Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук [р]. (Дети подбирают определения.) Каким стал Дракон? (Хорошим, добрым.)Что сказали звуку [р] Чебурашка, Буратино? С кем он подружился? Он стал их ... (другом). Кого вы можете назвать своим другом? А ты, Миша (Маша), хороший друг? Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». (Дети несколько раз повторяют пословицу.)
Сочинение стихов, подбор рифм
— Развеселились наши герои, стали стихи сочинять. Поможем им.
Буратино взял ... (топор)
И пошел чинить ... (забор).
Весельчак Петрушка —
Забавная ... (игрушка).
Буквенный анализ и синтез слова радуга
«Куда же мне идти дальше?» — спросил звук [р] у Дракона. «Япокажу тебе волшебную дорогу, — сказал Дракон, — если отгадаешь мою загадку: "Разноцветное коромысло над рекой повисло"». (Радуга.)(Дети повторяют загадку. Выставляются перепутанные буквы этого слова в виде дуги, буква р пропущена. Дети называют буквы в нужной последовательности и указывают, какой буквы не хватает.) По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук [р] — в Рыжий город.
Чтение отрывка сказки Г. Юдина «Рыжий город»
«В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам, впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков».
— Что было рыжим в этом городе? Увидел звук [р] рыжую девочку и спрашивает: «Здесь детский сад "Колокольчик"?» Что ему ответила рыжая девочка? Попрощался звук [р] с Рыжим городом, вышел на дорогу, и тут его закружил рыжий ветер, поднял в воздух и опустил его возле нашего детского сада. Поздоровайтесь с ним. Скажите ему, как называется наш край, город, Родина. А теперь покажите, в каком замке он будет жить.
Знакомство с буквой р
Выставляется буква р.
— Звук [р], посмотри — вот это твоя буква.
Букву р писать несложно.
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок —
И получится флажок.
(Предлагается детям изобразить букву р с помощью пальчиков и соответствующих поз. Затем подставляется недостающая буква в слове радуга?)
Итог занятия
Занятие 2
На основе сюжета «Путешествие в Санкт-Петербург»
Материал:картинки (маршрутное такси, троллейбус, трамвай, вертолет, подъемный кран, пожарная машина, метро, электропоезд, «скорая помощь»); виды Санкт-Петербурга.