Произношение звука л в предложениях

Куда послала Волшебница Золушку? (Волшебница послала Золушку в огород.) Что сделала Золушка? (Сорвала большую тыкву.) Что произошло потом? (Волшебница выдолбила тыкву, прикоснулась к ней волшебной палочкой. Тыква превратилась позолоченную карету.) В кого она превратила мышей? (В лошадей.)

А ящериц? (В слуг.) Что еще сделала Волшебница? (Пре­тила платье в заплатках в золотое, нарядное платье.)

Физпауза

Покажите, как собиралась Золушка на бал. Покажите, какое доброе лицо было у Волшебницы.

Один ребенок показывает, а дети угадывают, называют и повторяют действия.

Анализ словесного состава предложения

Помогите Золушке уехать на бал. Выложите ей дорожку наполосок-слов. Составьте предложение из слов уехать, Золуш­ка, бал, на. Обозначьте слова полосками. Анализ предложения детьми.

Актуализация глагольной лексики

Что произошло на балу? Золушка с принцем ... (познакоми-лась). Она ... (танцевала, веселилась, смеялась, плясала).

Физминутка

Покажите, как красиво танцевала Золушка с принцем.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Падежное управление

Чем угощали гостей на балу? «Даю» вам слова с перепутан­ными слогами: ни-кой-клуб, лой-пас-ти, а вы назовите их пра­вильно. (Клубникой, пастилой.) Назовите согласные звуки слова клубника. Попробуйте, какая вкусная пастила. Логопед угощает детей пастилой.

12. Уточнение смыслового значения слова полночь Включается магнитофонная запись с боем часов.

Часы пробили полночь. Как вы понимаете это слово? (Про­шло полночи.)

Развитие связной речи

Расскажите, что случилось на второй день. Как нашли Зо­лушку? Чем закончилась сказка? Краткий пересказ сказки детьми.

Итог занятия

49 Тема «Звуки л, л'»

1. НАШ ГОСТЬ — ИНОПЛАНЕТЯНИН

Материал.Предметные картинки с изображениями Луны, Земли, овощей, фруктов, ягод, зверей и птиц, инопланетян и ле­тающей тарелки; карандаш, листки бумаги.

Ход занятия

Оргмомент

Послушайте загадку: «Над бабушкиной избушкой висит хле­ба краюшка. Собаки лают, а достать не могут». Что это? (Луна.) А как называется наша планета? (Земля.)

2. Выделение звуков л, л' из слов луна, земля. Характе­ристика звуков. Сравнение их по акустическим и артику ляционным признакам

3. Произношение звуков л, л' в слогах

Посмотрите, какая космическая тарелка приземлилась у на< Выставляется картинка.

Кто это? (Инопланетянин.) Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты.)

Инопланетянин обращается к детям на своем языке. Дети повто­ряют за ним.

«Ла-ля-ля (как бы здороваются); лу-лю-лу(утверди тельно, с радостью); лы-ли-ли(с огорчением)». Как тебя ювут? (Лолик.) Инопланетянин говорит, что хочет узнать о на ших предметах. Расскажем ему.

4. Звуки л, л' в словах и предложениях. Развитие фоне­матических представлений

Пригласите инопланетянина сесть. Инопланетянин садится на стол.

Это стол — за ним сидят, это стул — на нем сидят. Какие охожие слова в этом предложении? Объясните Лолику, чем они азличаются, а чем похожи.

5. Анализ слов стол, стул, мебель

«Разбросайте» звуки слова стол. Соберите «разбросанные» зуки с, л, т, ув слово. (Стул).

Обозначение этих слов цветовыми символами.

Каким одним словом можно назвать эти два слова? (Мебель.)

Обозначьте звуки этого слова кружочками. Какой последний звук этом слове? (Звук л'.) А сейчас покажем Лолику одежду.

Выкладываются предметы или их изображения: пальто, пла­тье, колготки, платок, шаль, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник. Выделяются слова со звуком л, затем — со звуком л'.

Поднимаются соответственно цветовые символы звуков л, л'. Скажите самое короткое слово. (Шаль.) Почему оно короткое? (В нем мало звуков.) Назовите самые длинные слова. (Купальник, колготки.) Почему эти слова длинные? Из чего стоят наши слова? (Из звуков.) Чем больше звуков, тем длин-ее слово.

Расскажем Лолику, что мы едим. Я скажу вам первый слог и перепутаю слоги, а вы дополните или догадайтесь и назовите полное слово: са... (лат), гу...(ляш), пель...(мени), ля-ши-бе(беляши), ле-ты-кот (котлеты), ки... (сель). А сейчас пока-жем Лолику фрукты, овощи и ягоды.

Угадывание слов по первому и последнему звуку, по последнему слогу.

В слове последний слог жан, это овощ. (Баклажан.) В слове первый звук м, последний — а, что это? (Малина.) Предлагаются три-четыре аналогичных задания.

6. Работа над ударным слогомЧто выберет Лолик?

Слова произносятся с неправильным ударением от имени Лоли-ка. (Клубнику, лимон, алычу, малину.)

Физминутка

Покажите, как двигаются разные звери — олень, лиса, волк,белка.

Дети имитируют повадки животных и по движениям определяют животного.

8. Звуки л, л' в предложениях. Анализ словесного со­става предложения с зарисовкой схемы

Какие животные живут в наших лесах? Сначала назовите слова со звуком л'. (Олень, лиса.) Скажите, как называется де­теныш оленей. (Олененок.) А сейчас назовите зверей, в назва­нии которых есть звук л. (Волк, белка, лось.) Составьте предло­жения со словами лось, олень, белка, волк.

Дети составляют предложения, определяют количество слов в нем, выкладывают или рисуют схему предложений.

Проблемные ситуации

Что было бы, если бы вдруг исчезли все звери и птицы? Что вы будете делать, если увидите в лесу непогашенный костер? Что можно сделать для нашей планеты, для ее процветания? Рассуждения детей.

Сообщение новых знаний

Лолику очень понравились ваши ответы, и он хочет расска­зать вам, почему бывают зима и лето.

Приводится рассказ из книги «Почемучка». Рисование детьми схемы движения Земли вокруг Солнца по образцу, нарисованному логопедом.

И. Вопросы детей

Открывается «Клуб любознательных». Что значит «любозна­тельный», «любознательность»? Задайте свои вопросы о Земле, Космосе.

Итог занятия

50 Тема «Звуки л, л'»

2. КЛАД КОТА ЛЕОПОЛЬДА

Материал.Игрушки-мышата Нелли и Нил, пес Полкан, кот Леопольд; рисунки ласточки, улитки, мотылька, липы, лестницы; записанные слова угол, уголь, лук, люк.

Ход занятия

Оргмомент

Дети изображают хитрых, голодных, сердитых мышат. Показыва­ют, как они подкрадываются к спящему коту. Изображают добро­душного кота и уныло идущих, раскаявшихся мышат.

Сообщение темы занятия

Дети, вспомните, кто говорил: «Ребята, давайте жить друж-но!» (Кот Леопольд.) Сегодня мы сочиним сказку про двух мы-шат, кота Леопольда и повторим звуки л, л'.

3. Выделение звуков л, л' из слов. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам

Какой первый звук в слове Леопольд ? (Звук л'.) Назовите братца звука л'. (Звук л.) В чем их различие? Придумайте клички мышатам со звуками л, л'. (Нил, Нелли.)

Наши рекомендации